«Жмурки»: все смешалось в доме отморозков

Сатирический боевик «Жмурки» (Россия, 2005) вышел на российские экраны. Режиссер – Алексей Балабанов, в ролях – Дмитрий Дюжев, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий (на фото), Никита Михалков, Алексей Панин, Дмитрий Певцов, Григорий Сиятвинда, Виктор Сухоруков.

Молодой человек по прозвищу Палач (Панин) работает в морге, любит разделывать «жмуриков» и заодно пытает на рабочем месте мелких мафиози. В заваленную трупами прозекторскую врывается наряд милиции, и все погибают в перестрелке, кроме старшего лейтенанта Легавого (Виктор Сухоруков). В кармане Палача он находит записку и разрабатывает с ее помощью хитрый план быстрого обогащения. Так завязывается интрига, столкнувшая вокруг двух одинаковых чемоданчиков – один с баксами, другой с героином – всех отморозков небольшого городка.

История эта иллюстрирует лекцию по экономике о первоначальном накоплении капитала, которая проходит в неком «вузе будущего» – таков пролог фильма. Это сообщает картине определенный квазиисторический посыл, мы смотрим на середину девяностых как на прошлое, ушедшую натуру. Откровенная же карикатурность персонажей делает фильм практически пародией на бесконечные бандитские «саги» и в сочетании с «историзмом» иллюстрирует сверхзадачу фильма – «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым».

Однако ни с историчностью, ни с карикатурностью создатели фильма не переборщили – те, кого коснулась бандитская жизнь 90-х, отметят, что все было не совсем так. А отличная проработка характеров и на редкость успешная актерская игра придают фильму необходимую глубину, зачастую не свойственную новорусским «криминальным драмам». Во многом это происходит благодаря нестандартному режиссерскому ходу. Почти во всех – вплоть до самых мелких – ролях заняты исключительно звезды, но играют они нечто совершенно противоположное своим амплуа. В крайнем случае эти амплуа превращаются в самопародии. И измученные «мылом» звезды явно радуются редкой возможности поиграть. Многих из них вообще невозможно узнать, и с непривычки, когда идут финальные титры, чтение бесконечных известных фамилий вызывает легкую оторопь – кажется, что что-то пропустил. А вот афросибиряк Григорий Сиятвинда вообще редкость в нашем кинематографе: он звезда театра «Сатирикон», и роль бандита-отморозка для него уникальна.

В фильме много юмора, но в полном смысле комедией его назвать все же нельзя – большая часть сцен не столько смешна, сколько забавна. Зато элементы кровавого экшна отработаны по полной программе – события стремительны, трупы сыплются как яблоки осенью, сцены пыток смешные и жуткие одновременно. Все это неизбежно вызывает определенные ассоциации с «Криминальным чтивом», но назвать «Жмурки» нашим ответом Тарантино было бы совершенно несправедливо – слишком разные задачи и идеи движут авторами.

Тарантино, как известно, любит кино, а Балабанов, как ни парадоксально, ностальгирует по временам своей молодости и объясняется в любви к Нижнему Новгороду, на улочках которого снимал свою первую комедию. Эпилог же фильма, переносящий зрителя в наше время, и вовсе сделан с сатирическим гротеском в духе позднего Гайдая.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Зверские инстинкты
Александр Барыкин – «Любовь»
Кадры текут, а они процветают
Золотой голос России
Размышления о смысле


««« »»»