«Побег»: голливудский бальзам на русскую душу

Вышел в прокат фильм «Побег» (Россия, 2005). Режиссер Егор Кончаловский, в ролях – Евгений Миронов, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Любовь Толкалина, Виктория Толстоганова и др.

Преуспевающий хирург Евгений Ветров (Евгений Миронов) оказался незаслуженно обвинен в убийстве своей жены (Виктория Толстоганова). Он бежит с этапа, чтобы найти убийцу и доказать свою невиновность. Знакомый сюжет, не правда ли? Даже не имеет смысла перечислять все фильмы мирового и отечественного кинематографа, в которых так или иначе всплывала эта тема. Снимать подобные картины можно с одной целью – попытаться представить этот затасканный сюжетец как-то по-новому, показать, что даже самая банальная тема может иметь нестандартное развитие.

Увы, создатели «Побега» не пошли по этому пути. Вместо этого они напичкали свою картину всевозможными штампами, превратив сюжет из просто банального в квинтэссенцию кинематографических клише, для чего им пришлось «отщипнуть» по кусочку из всех просмотренных ими боевиков – как правило, далеко не лучших. Чего стоит только покойная жена главного героя, то и дело являющаяся к нему в галлюцинациях, чтобы подсказать, что ему делать дальше. Или злодей-оперативник, идущий по следам беглеца Ветрова с намерением его убить (как нетрудно догадаться, супругу хирурга убил именно он). Или «лучший друг» героя, подстроивший всю эту каверзу, который в финальных титрах выкрикивает: «Да, это я сделал! Потому что я всю жизнь завидовал твоему таланту!» Есть в картине и детдомовский мальчик, которого усыновляет главный герой после удачной развязки, и добрый оперативник, стремящийся во что бы то ни стало доказать его невиновность, и поклонница хирурга, готовая спрятать его в трудную минуту – в общем, всего и не перечислишь. Стоит ли говорить, что на протяжении всего фильма Евгений Ветров то и дело восклицает «Я невиновен!» – и все, кому он это говорит, немедленно верят беглецу и изо всех сил начинают ему помогать в его праведном деле?

Кроме всевозможных штампов, картина изобилует и многочисленными, порой весьма забавными несостыковками. Заброшенная церковь, в которой сбежавший Евгений устраивается на ночлег и которая неожиданно обнаружилась посреди непролазной тайги, куда даже лесник-старожил отказался идти со словами: «Мы там не пройдем, там гиблые места». Отец покойной жены Ветрова, отстроивший себе домик прямо посреди этих «гиблых мест». «Редкая» контактная линза, ставшая главной уликой против настоящего убийцы, которую протянула Ветрову его агонизирующая жена перед тем, как отправиться в мир иной. Перечислять эти ляпы тоже можно до бесконечности. Справедливости ради замечу, что раздражают они только поначалу: где-то к середине просмотра зрителю уже становится смешно, а под конец – даже очень смешно. Тот самый вышеупомянутый детдомовский мальчик (по всей видимости, выдернутый аккурат из картины «Место встречи изменить нельзя»), который при виде Ветрова попугайским голосом произносит «па-па», способен вызвать истерический смех даже у убежденного фаната мексиканских сериалов.

Становится совершенно непонятным, почему создатели назвали свой фильм «остросюжетным боевиком». Обозвали бы его «комедией» или «пародийным боевиком», глядишь, и прокатило бы. Прокатило не только в значении «кинопрокат» (хотя прокатная судьба такого боевика поневоле вызывает тревогу), но и в плане адекватности зрительских реакций. Что-то мне не верится, что Егору Кончаловскому будет приятно слышать дружный хохот в самых драматических и душещипательных местах картины. В завершение хочется заметить, что творческая несамостоятельность авторов «Побега» касается не только сюжетных линий. Любому человеку, знакомому с творчеством группы Massive Attack, достаточно послушать саундтрек картины, чтобы понять, сколько реального труда и сил вложил в его создание композитор Виктор Сологуб. Ай-яй-яй, как некрасиво.

Евгения ЧАЙКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Земфира – «Вендетта»
Аль Бано забросали… комплиментами


««« »»»