Прирожденные убийцы от 6 до 13 лет

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Белая лента»Фильм «Белая лента» режиссера Михаэля Ханеке черно-белый, но это не страшно – у таких мастеров как, например, Феллини или Вим Вендерс есть такие работы. Настораживает только время действия картины: два с половиной часа и полное отсутствие музыки. Но ради искусства можно и потерпеть.

Немецкая деревушка накануне Первой мировой; учитель  учит а заодно и занимается с детьми хоровым пением, пастор  проповедует, Барон надзирает, врач и акушерка лечат, крестьяне работают в поле, дети растут. И все вроде бы ничего, но что то не так. Происходит  досадное происшествие: доктор падает с лошади, которая наткнулась на натянутую кем-то проволоку. Дальше — больше: пожар в амбаре, надругательство над очаровательным сыном барона, мальчиком лет пяти, нападение на безобидного умственно отсталого ребенка.   «И духов зла явилась рать».

Помимо явных преступлений зрители становятся свидетелями жестокого обращения с детьми в семье пастора: порка и привязывание на ночь старшего сына к кровати . Не отстает от него и доктор: унижает и презирает свою любовницу-акушерку, что то странное, заставляющее зрителя подозревать доктора в инцесте, происходит между ним и его дочерью.  И все это на фоне размеренной обыденной жизни со своими традициями: воскресных посещений церкви, сбора урожая, редких праздников, тяжелого праведного быта.  В какой то момент я поймала себя на мысли, что все жители на самом деле знают о творящихся злодеяниях, но почему-то предпочитают молчать: пастор, бьющий своих детей. Это жестоко, но так полагается. Акушерка, которую без конца унижает доктор, терпит это и приписывает себе все грехи.

Никчемные сыщики берутся найти преступников, которые избили сына барона, потом как-то незаметно дело это бросают. А то , что дети постоянно молчат, говорят только тогда, когда их спрашивают взрослые, вообще удивительно. Молчат и продолжают существовать в этом странном мире. Это внутреннее молчание гармонично переплетается с практически абсолютным отсутсвием музыки, звуков птиц, криков детворы, вообще впечатление, что звукооператор добровольно отказался от работы над картиной.

Учитель с одной стороны добродушный и честный молодой человек, но с другой стороны АБСОЛЮТНО бесполезный в деле решения проблем, творящихся в деревушке. Казалось бы, он должен быть проводником добра, человеком наиболее духовно близким к детям, в семьях которых творится бесконечное насилие и подавление какой бы то ни было свободы мысли. Но нет, и здесь режиссер бросает детей и заодно и зрителя разбираться самостоятельно с главным вопросом: ОТКУДА берется зло? В каком-то смысле режиссер даже издевается над учителем, заставляя его говорить о своих предположениях (в разговоре с пастором) и никогда не договаривать. Он лишает его смелости и отнимает надежду на справедливость у всех: у героев картины и у зрителей. Фильм заканчивается большушим знаком вопроса – преступники не найдены и жертвы – израненный сын акушерки неизвестно где, сама же она убегает из деревни и доктор, и его дети тоже…

В одном из интервью режиссер сказал: «Этот фильм демонстрирует условия, в которых людей готовят к принятию той или иной идеологической доктрины, следованию ей. Не важно, религиозная это доктрина или политическая. Все начинается с какой-то безнадежной или унизительной ситуации, в которой находит себя человек». Почему же создалась такая ситуация, что было заложено в души этих детей (по мнению режиссера они олицитворение будущего фашизма). На эти вопросы режиссер не отвечает, просто констатирует факт, что дети готовы творить зло. На любимый вопрос русской интеллигенции : «Кто виноват?», режиссер ответа не дает. Образование ли, религиозное воспитание или жестокое обращение или все вместе?

Еще цитата из Михаэля Ханеке:«Одна из главных проблем человечества, на мой взгляд, коренится в образовании. Если бы можно было решить или хотя бы сдвинуть с мертвой точки этот вопрос, общество бы необратимо изменилось. Но не стоит идеализировать прошлое: система образования никогда не была идеальной – ни тогда, ни сейчас. Когда я говорю об образовании, то имею в виду и воспитание в кругу семьи. Все начинается с семьи. Чем меньше ребенок, тем больше времени он проводит дома, и тем больше на него влияет воспитание, полученное в семье. Об этом говорили люди намного умнее меня».Так каким же должно быть образование, какие слабые и сильные стороны религиозности , чем плоха дисциплина или почему, например, «вредно» петь в церковном хоре? Этих ответов режиссер не дает. Возможно потому, что не знает? А то что насилие провоцирует насилие известно большинству разумных людей.

Без ответов на эти вопросы фильм похож на известный голливудский боевик «Прирожденные убийцы», только вместо парочки половозрелых отморозков мы видим шайку очаровательных детей в возрасте от 6 до 13 лет. И еще картина напоминает регулярные телепрограммы на отечественном телевидении про серийные преступления, которые сняты именно в том же духе: побольше ужасов, насилия, все в одном месте, и закадровый голос  страшного дядьки. Все плохо. А будет еще хуже, … не верите? Верить не хочется.

Хотелось чтобы Михаэль Ханеке снял новый фильм о том, как снималась «Белая лента». Наконец-то зритель услышит детский смех, простые сюжеты и вздохнет спокойно.


Наталья Хаузвайфова


Оставьте комментарий



««« »»»