Благотворение по-американски

Благотворительность в Соединенных Штатах, как и во всем англосаксонском мире, дело не только древнее & почтенное, но и хорошо организованное. Филантропия и бизнес функционируют по схожим правилам.

В Штатах крупные благотворительные конторы имеют управленческую структуру, напоминающую корпоративную. Они платят постоянным сотрудникам достойные зарплаты (руководители крупнейших благотворительных организаций зарабатывают $500-700 тыс. в год, что, бесспорно, меньше доходов лиц подобного ранга в промышленности, но вполне пристойно для профессионального менеджера), публикуют годовые финансовые отчеты и результаты независимых аудиторских проверок. Подобные организации конкурируют при проведении рекламных кампаний, периодически попадают в неприятности из-за нецелевого использования средств — в общем, нормальный деловой круговорот.

С одной стороны, такой «индустриальный» подход обезличивает дарителя, но с другой — нуждающиеся в помощи меньше зависят от индивидуальных прихотей богачей.

Не будет преувеличением сказать, что благотворительная индустрия США существует в основном на деньги среднего класса.

Суп & more

Существует два основных способа помощи, которые не исключают, а, скорее, дополняют друг друга. Первый — облагодетельствовать сирых: укрыть бездомных от непогоды, прооперировать больных бедняков, накормить бесплатным супом неимущих. Второй — помочь человеку как личности: научить чему-то, оплатить образование, дать средства или льготный кредит на бизнес-старт. Большинство крупных благотворительных структур комбинируют оба метода. Но специализируются, как правило, на одном из них. В целом на реализацию первого сценария тратится большая часть пожертвований. Самый высокий доход в 2003 году ($4,2 млрд.) имела, согласно рейтингу газеты The Christian Science Monitor, Христианская ассоциация молодых людей (YMCA). За ней следуют Американский Красный Крест (American Red Cross), «Католические благотворители» (Catholic Charities), Армия спасения (Salvation Army). Особняком стоят Объединение еврейских общин (United Jewish Communities, годовой доход $2 млрд., занимается в основном программами развития еврейских общин) и Американские детские клубы (Boys and Girls Clubs of America, годовой доход $1 млрд., сфера деятельности — воспитание детей). 13-й номер в списке — Planned Parenthood of America, годовой доход $700 млн. В религиозной стране задача обеспечения молодежи дешевыми контрацептивами, почти бесплатными медицинскими консультациями и финансовой помощью при абортах очень важна.

На 21-м месте стоит «Общественное вещание» (PBS –Public Broadcasting Service, годовой доход $530 млн.). PBS — некоммерческое радио и телевидение. Его доходы состоят из пожертвований и дотаций. Государство вмешиваться в вещательную политику PBS не может — и не вмешивается.

Занимаются благотворительностью и культурно-образовательные организации — музеи, исследовательские фонды, распределители грантов на обучение. Но их бюджет, как правило, не превышает $200 млн., что и понятно: цель этих учреждений более узкая, чем «накормить всех бездомных».

Однако было бы ошибкой считать, что гиганты благотворительности тратят деньги только на «бесплатный суп». YMCA спонсирует молодежные физкультурные мероприятия, держит дешевые молодежные гостиницы, организует туры; «Католические благотворители» присуждают образовательные стипендии способным детям из бедных семей и так далее

От каждого — по возможностям

Благотворительная помощь может принимать и весьма причудливые формы: есть, например, организация, собирающая у «белых воротничков» устаревшие, но все еще добротные деловые костюмы. Их выдают безработным для прохождения интервью: хороший костюм повышает шанс получить место. Вторую жизнь обретают и старые сотовые телефоны; их переделывают так, чтобы можно было набрать только один номер — 911 (служба спасения). Аппараты выдают одиноким матерям из бедных кварталов и жертвам насилия в семье.

Словом, дают кто что может. Например, крупные консалтинговые фирмы «дарят» труд своих сотрудников: консультанты, час работы которых стоит от $200 до $500, «пашут» на общественных проектах, за которые фирма не выставляет счет. Многие корпорации дают своим сотрудникам ежегодный оплачиваемый отгул (обычно один-три дня), который те могут потратить только на благодеяния — по своему выбору.

Организация «Старшие братья и сестры Америки» (Big Brothers and Sisters of America, годовой доход $200 млн.) «прикрепляет» успешных молодых людей к подросткам в плохих районах. Такой «старший братишка» (в отличие от пропащих родителей и торгующих крэком сверстников) способен стать для «младшенького» идеалом, к которому нужно стремиться. Эта схема срабатывает редко, но если получается — согласитесь, приятно сознавать, что вы помогли способному ребенку не превратиться в мелкого уголовника.

Моя любимая благотворительная организация — Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union, ACLU). Ее цель — защищать гражданские права дословно, как они записаны в Конституции. Поэтому ACLU судится со всеми — вне зависимости от политических пристрастий. В штате Алабама они могут защищать права транссексуалов — к восторгу либеральной публики. А в штате Нью-Йорк судиться в защиту курения — к разочарованию тех же либералов. ACLU — чисто либертарианская организация. Правда, слово «либертарианство» надо понимать широко — подавляющее большинство благотворительных организаций в Штатах имеют религиозную основу.

Твори добро себе во благо

В Штатах от уплаты налогов освобождены не только благотворительные организации. Пожертвования граждан благотворителям тоже не облагаются подоходным налогом. Если я пожертвую, скажем, $90 для ACLU, то на самом деле выложу из кармана только $60 — треть вернется ко мне в конце финансового года. Это мощный стимул для частных лиц, а тем более для корпораций.

Мало того. Вот валяются у меня старые горные лыжи, кататься на которых я больше не буду. Я могу передать их неимущим горнолыжникам (не смейтесь, оказывается, бывают и такие.) Приемщик в горно-лыжном магазине, проводящем благотворительную акцию, глянув на покоробившиеся «Атомики» 1996 года, размашисто напишет в чеке: оценочная стоимость $200. Чтобы завтра я снова к нему пришел. При заполнении налоговой декларации третью часть от этих двух сотен я могу списать с налогов — за лыжи, которые, с моей точки зрения, не стоят и двадцатки. Точно так же граждане и предприятия избавляются от старых автомобилей, офисной мебели, компьютеров… Выигрывают при этом все — даже государство, которое теряет на недособранных налогах, но экономит на создании инфраструктуры перераспределения благ.

Добрые рейтинги

Существует три основные независимые организации, составляющие рейтинги благотворительных структур. Это Американский институт филантропии (American Institute of Philanthropy), Альянс «За разумное жертвование» (Wise Giving Alliance) и «Штурман филантропа» (Charity Navigator).

Их рейтинги очень похожи на корпоративные или на рейтинги ценных бумаг. Грубо говоря, список выстроен по бухгалтерии. А бухгалтерские стандарты филантропических контор отражают их главную цель — собрать деньги и потратить их на нуждающихся. Потому филантропов ранжируют прежде всего по объему пожертвований. Второй важный показатель — процент средств, идущих непосредственно на благотворительность (чтобы учесть, сколько съедают административные расходы). Уважаемые благотворительные организации тратят на административную работу не более 10-20% бюджета — все остальное идет непосредственно бенефициантам. Поскольку среди дарителей много корпораций, которые относятся к благотворительности как к составляющей пиара и рекламы, их интересует, насколько продумана рекламная политика самой благотворительной организации. Этот показатель называется эффективностью сбора пожертвований и отражает, какую сумму необходимо затратить на кампанию по привлечению каждых $100. Важным критерием оценки является стабильность — дарители хотят быть уверены, что перед ними не контора-однодневка.

Расходы на учебу

Известно, что на начальном этапе США заселялись британскими сектантами, менявшими устроенный быт в Англии на возможность практиковать свою религию в новых землях. Даже когда американские территории являлись английскими колониями, в них была беспрецедентная свобода вероисповедания. Она давала право учить детей в собственных религиозных школах, не принадлежащих к официальной англиканской церкви. Поэтому с первых дней своего существования американская система образования была частной и создавалась на местном уровне религиозными общинами городка или округа на деньги прихожан.

Даже сейчас, когда среднее образование давно стало государственным (на уровне штатов) и обязательным, церковная благотворительность все еще очень сильна. Поскольку существует четкое разделение государства и церкви, религиозное воспитание возможно только вне общественных школ. Соответственно, различные конфессии плодят всевозможные частные школы и учреждают стипендии.

Государству не нужно кормить кого попало бесплатным супом. Поэтому благотворительностью имеет смысл заниматься тогда, когда есть потребность изменить окружающий мир к лучшему. Если хочешь, чтобы что-то было сделано, — сделай это сам. Что и будет настоящей благотворительностью.

Егор ПЕРОВ.

 


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Осуждают Дженнифер
Морит себя голодом
Гитара возвращается
Усилила охрану
Крисс против Симмонса
Был живодером
Любит шлепанцы
Всемирные гастроли
Снова в кино
Рядовой электрик
Брэд Питт расхулиганился
Самая красивая
Турман о разводе
Беременна двойней
Освободила дорогу
Вторая неоднозначная
Без обмороков & шпаргалок
Рекорды Симпсона
Нет, я не кинокритик


««« »»»