Неоконченная пьеса об информационном вещании

Рубрики: [СМИ]  

В беседе с Игорем Шестаковым, руководителем утреннего вещания телеканала «Россия», рождается экзотическая формула успеха: сарай – катализатор роста. Впрочем, обо всем по порядку.

Его карьера представляется удачным стечением обстоятельств, но Игорь убежден: «Когда долго чем-то занимаешься и вдруг понимаешь, что тебе это неинтересно, – не бойся измениться сам и изменить свою жизнь!» Практика показала – смелости ему не занимать.

История первая. Военно-промышленная

Восьмидесятые. Шестаков учится в Московском энергетическом институте. Его отец – крупный ученый, разрабатывающий программы космических войн. И совокупность этих факторов наводит на безрадостную мысль: жизнь пройдет под знаком научных изысканий в секретных НИИ. Однако работа на оборону в режиме нон-стоп не входила в его планы. Игорек «ушел в альтернативу» и рванул на завод. Авралы, смены, здоровая мужская солидарность, ощущение сделанной работы – вот что осталось в памяти от вливания в ряды рабочего класса.

Но у высшего образования было одно неоспоримое преимущество – военная кафедра. Экс-студент загремел в армию. Шестаков, имеющий крепкую заводскую закалку, испытал самый настоящий шок, попав в сарай с 70 «старослужащими» из Азербайджана. Избавление явилось в образе майора из штаба: «Кто умеет печатать на машинке?» Его новое орудие труда, древний прообраз «Ятрани», пробивало в бумаге дыры, и на один более-менее внятный документик уходило несколько часов. Какое-то время солдат срочной службы Шестаков состоял при штабе. Позже попал в Москву. Постепенно превратился в довольно опытного экспедитора и был брошен на добывание цемента. Работа закипела: Игорь сидел в Москве, а в глубинку, откуда поступало стройсырье, отсылал колбасно-конвертируемую валюту. За батон вне очереди отгружали пять вагонов вожделенного продукта. Однако тайное становится явным – один бдительный полковник решил проверить: как же Шестакову удается то, в чем никто другой не может преуспеть? Результатом проверочного рейда стали десять дней гауптвахты. Но ценного сотрудника быстро реабилитировали. Выпустили «типа посоветоваться»: на базу пришел алюминий, а сколько его – никто не знал. Игорь выяснил: по накладным – полторы тонны, по факту – две с половиной. Излишек местный начальник забросил себе на дачу, а Игоря назначили ответственным за поставки горючего. Вот где можно было развернуться! Уровень бензина в цистернах замерялся с помощью палочки. Снаружи. Сколько его на самом деле внутри, никто не задумывался. Затем по формуле вычислялся объем. С учетом температуры. А температура менялась постоянно. В итоге за неделю списывалось около цистерны – без всяких подлогов и обманов. «Горючие» деньги в кармане Игоря не залеживались – во Владимире снял квартиру, в Москву ездил на такси.

Между тем приближался дембель. И вставал вопрос, заканчивать ли образование. Но с подачей документов в приемную комиссию он опоздал ровно на сутки. И был спокоен: «Не судьба».

История вторая. Телевизионно-публицистическая

Через два месяца он уже работал в видеотеке ТВ, через полгода оказался в главной редакции информации. Игорь гордится тем, что прошел школу программы «Время» – то была пусть и протокольная, но качественная журналистика. К вопросу о протоколах. На каждом материале стояло шесть подписей ответственных лиц, одна из них была абсолютно бесполезной – подпись военного цензора. Когда Игорь зачитывал ему по телефону материалы о театрах, тот говорил: «Да, готов подписать. Черкните там мою фамилию». Сложилась замечательная команда: Игорь работал с Татьяной Митковой, Евгением Киселевым.

Между тем страна строила демократию. Телевидение отражало ее достижения. Но история с Прибалтикой показала: демократия не более чем условность. Литва, позже, с интервалом в неделю, Латвия. Несмотря на строгий запрет, прибалтийские сюжеты выдавали в эфир воскресного выпуска, который вел Игорь. Это просто нельзя было не показать – умирающий оператор снимает перестрелку. Позже все солидарно ответственные – не за прибалтийский беспредел, а за его освещение – получили по шапке от вышестоящих инстанций. И были вынуждены уйти с Гостелерадио на канал «Россия».

Неожиданно начался роман с документалистикой. Специального корреспондента Шестакова послали снимать репортаж о мятежных моряках Севастополя. Получился 13-минутный фильм. Так Шестаков, не имеющий никакого специального образования, стал одним из создателей «человеческого жанра». Он. Она. Простая военно-морская семья. Поездка к месту службы мужа в Севастополь. По дороге – авария. Она беременна. Ребенок рождается больным. Попытка взять себя в руки. Ребенок не брошен. Жизнь налаживается. Но внезапно – раздел Севастополя. Игорь вспоминает: «Эта трагедия была ничуть не меньше той, что с ними уже произошла. Ощущение трагедии государства как своей собственной…»

Постепенно сложился удачный творческий тандем с Мишей Дегтярем. Игорь занимался съемками, текстами, монтажами, Михаил – продюсированием. Вместе они сделали больше 200 фильмов. Много ездили. Время было сумасшедшее: открылись границы, окутанный флером тайн и загадок аэропорт «Шереметьево» стал банальным пересадочным пунктом. Но однажды Игорь осознал: за плечами уже сорок стран, а в России интереснее. На заре пиаровских кампаний в «Известиях» появилась заказная статья о некоем американском бизнесмене: плохой он тип и вообще в розыске. Команда Игоря провела журналистское расследование и выдала его в эфир. Оказалось, что бизнесмен занимался нефтью, а иностранцев нужно было потеснить. Разразился дикий скандал, создали комиссию Верховного совета по расследованию происшедшего. Шестакова вызывали на допросы, пытались сфабриковать дело, утверждая, что интервью с интерполовцами подделано: «Мы вас, конечно, посадим. Но, может быть, вначале чайку?»

Документальные фильмы, которые снимала команда Шестакова, были популярны, но в какой-то момент руководство заявило: публицистика – дорогое развлечение, пора переходить на сериалы. Игорь запустил программу «Вести в 11» (новости выходного дня), которая просуществовала три года. История закончилась самым банальным для ТВ образом – сменился руководящий состав: «Очень хорошая передача. Нужно лишь поменять название, концепцию и место съемки».

Сейчас он заведует утренним вещанием на «России». Доказывает: пора отказаться от идеи «сборной солянки». Работает над созданием канала сугубо информационного – новости в режиме нон-стоп.

Монолог телевизионного руководителя

Можно надувать щеки и ходить крутым боссом, сидеть в отдельном кабинете, играть на компьютере, периодически выходить, давать всем по ушам и озвучивать ЦУ. А мне нравится работать с командой! Одному человеку не под силу сделать «Утро». Главное – определить задачи каждого сотрудника. Затем расставить всех по своим местам, как переходники в цепи постоянного тока. Процесс меня не интересует – интересует результат, причем конечный. Технология конвейера Форда. Почему в свое время я расстался с Дегтярем? Мы начали друг другу мешать, работать на чужом поле. Это типично телевизионный диагноз – окопная болезнь, когда люди переживают вместе какие-то потрясения, а потом всем скопом влезают в следующую историю. Взять хотя бы НТВ. Там на определенном этапе уже не работа важна была, а отношения – кто с кем и против кого дружит. При нормальном, позитивном раскладе это не важно. С диагнозом «излишняя семейственность» нужно бороться. Окружен своими «человечками»? Имеешь все шансы зарваться – никто тебе противоречить не будет. И еще, нужно уметь достойно оставаться на своем месте. Те, кто ставит нереальную планку, всегда ломаются. Очень жалко мне многих талантливых корреспондентов, которые вдруг становились ведущими.

 Елена КУЛИКОВА.

Фото Алексея АНТОНОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

DVD-обзор
Робби наслаждается жизнью
Отпечатки губ на трусиках
Брэд Питт в кинохите
Агилера ждет ответа
На церемонию — без Пенелопы
Шоссе имени Алана Джексона
Элвис Кастелло — на “Оскаре”
Магия чисел
Голодные сердца — Anorexia да Bulimia


««« »»»