В беседе с Игорем Шестаковым, руководителем утреннего вещания телеканала «Россия», рождается экзотическая формула успеха: сарай – катализатор роста. Впрочем, обо всем по порядку.
Его карьера представляется удачным стечением обстоятельств, но Игорь убежден: «Когда долго чем-то занимаешься и вдруг понимаешь, что тебе это неинтересно, – не бойся измениться сам и изменить свою жизнь!» Практика показала – смелости ему не занимать.
История первая. Военно-промышленная
Восьмидесятые. Шестаков учится в Московском энергетическом институте. Его отец – крупный ученый, разрабатывающий программы космических войн. И совокупность этих факторов наводит на безрадостную мысль: жизнь пройдет под знаком научных изысканий в секретных НИИ. Однако работа на оборону в режиме нон-стоп не входила в его планы. Игорек «ушел в альтернативу» и рванул на завод. Авралы, смены, здоровая мужская солидарность, ощущение сделанной работы – вот что осталось в памяти от вливания в ряды рабочего класса.
Но у высшего образования было одно неоспоримое преимущество – военная кафедра. Экс-студент загремел в армию. Шестаков, имеющий крепкую заводскую закалку, испытал самый настоящий шок, попав в сарай с 70 «старослужащими» из Азербайджана. Избавление явилось в образе майора из штаба: «Кто умеет печатать на машинке?» Его новое орудие труда, древний прообраз «Ятрани», пробивало в бумаге дыры, и на один более-менее внятный документик уходило несколько часов. Какое-то время солдат срочной службы Шестаков состоял при штабе. Позже попал в Москву. Постепенно превратился в довольно опытного экспедитора и был брошен на добывание цемента. Работа закипела: Игорь сидел в Москве, а в глубинку, откуда поступало стройсырье, отсылал колбасно-конвертируемую валюту. За батон вне очереди отгружали пять вагонов вожделенного продукта. Однако тайное становится явным – один бдительный полковник решил проверить: как же Шестакову удается то, в чем никто другой не может преуспеть? Результатом проверочного рейда стали десять дней гауптвахты. Но ценного сотрудника быстро реабилитировали. Выпустили «типа посоветоваться»: на базу пришел алюминий, а сколько его – никто не знал. Игорь выяснил: по накладным – полторы тонны, по факту – две с половиной. Излишек местный начальник забросил себе на дачу, а Игоря назначили ответственным за поставки горючего. Вот где можно было развернуться! Уровень бензина в цистернах замерялся с помощью палочки. Снаружи. Сколько его на самом деле внутри, никто не задумывался. Затем по формуле вычислялся объем. С учетом температуры. А температура менялась постоянно. В итоге за неделю списывалось около цистерны – без всяких подлогов и обманов. «Горючие» деньги в кармане Игоря не залеживались – во Владимире снял квартиру, в Москву ездил на такси.
Между тем приближался дембель. И вставал вопрос, заканчивать ли образование. Но с подачей документов в приемную комиссию он опоздал ровно на сутки. И был спокоен: «Не судьба».
История вторая. Телевизионно-публицистическая
Через два месяца он уже работал в видеотеке ТВ, через полгода оказался в главной редакции информации. Игорь гордится тем, что прошел школу программы «Время» – то была пусть и протокольная, но качественная журналистика. К вопросу о протоколах. На каждом материале стояло шесть подписей ответственных лиц, одна из них была абсолютно бесполезной – подпись военного цензора. Когда Игорь зачитывал ему по телефону материалы о театрах, тот говорил: «Да, готов подписать. Черкните там мою фамилию». Сложилась замечательная команда: Игорь работал с Татьяной Митковой, Евгением Киселевым.
Между тем страна строила демократию. Телевидение отражало ее достижения. Но история с Прибалтикой показала: демократия не более чем условность. Литва, позже, с интервалом в неделю, Латвия. Несмотря на строгий запрет, прибалтийские сюжеты выдавали в эфир воскресного выпуска, который вел Игорь. Это просто нельзя было не показать – умирающий оператор снимает перестрелку. Позже все солидарно ответственные – не за прибалтийский беспредел, а за его освещение – получили по шапке от вышестоящих инстанций. И были вынуждены уйти с Гостелерадио на канал «Россия».
Неожиданно начался роман с документалистикой. Специального корреспондента Шестакова послали снимать репортаж о мятежных моряках Севастополя. Получился 13-минутный фильм. Так Шестаков, не имеющий никакого специального образования, стал одним из создателей «человеческого жанра». Он. Она. Простая военно-морская семья. Поездка к месту службы мужа в Севастополь. По дороге – авария. Она беременна. Ребенок рождается больным. Попытка взять себя в руки. Ребенок не брошен. Жизнь налаживается. Но внезапно – раздел Севастополя. Игорь вспоминает: «Эта трагедия была ничуть не меньше той, что с ними уже произошла. Ощущение трагедии государства как своей собственной…»
Постепенно сложился удачный творческий тандем с Мишей Дегтярем. Игорь занимался съемками, текстами, монтажами, Михаил – продюсированием. Вместе они сделали больше 200 фильмов. Много ездили. Время было сумасшедшее: открылись границы, окутанный флером тайн и загадок аэропорт «Шереметьево» стал банальным пересадочным пунктом. Но однажды Игорь осознал: за плечами уже сорок стран, а в России интереснее. На заре пиаровских кампаний в «Известиях» появилась заказная статья о некоем американском бизнесмене: плохой он тип и вообще в розыске. Команда Игоря провела журналистское расследование и выдала его в эфир. Оказалось, что бизнесмен занимался нефтью, а иностранцев нужно было потеснить. Разразился дикий скандал, создали комиссию Верховного совета по расследованию происшедшего. Шестакова вызывали на допросы, пытались сфабриковать дело, утверждая, что интервью с интерполовцами подделано: «Мы вас, конечно, посадим. Но, может быть, вначале чайку?»
Документальные фильмы, которые снимала команда Шестакова, были популярны, но в какой-то момент руководство заявило: публицистика – дорогое развлечение, пора переходить на сериалы. Игорь запустил программу «Вести в 11» (новости выходного дня), которая просуществовала три года. История закончилась самым банальным для ТВ образом – сменился руководящий состав: «Очень хорошая передача. Нужно лишь поменять название, концепцию и место съемки».
Сейчас он заведует утренним вещанием на «России». Доказывает: пора отказаться от идеи «сборной солянки». Работает над созданием канала сугубо информационного – новости в режиме нон-стоп.
Монолог телевизионного руководителя
Можно надувать щеки и ходить крутым боссом, сидеть в отдельном кабинете, играть на компьютере, периодически выходить, давать всем по ушам и озвучивать ЦУ. А мне нравится работать с командой! Одному человеку не под силу сделать «Утро». Главное – определить задачи каждого сотрудника. Затем расставить всех по своим местам, как переходники в цепи постоянного тока. Процесс меня не интересует – интересует результат, причем конечный. Технология конвейера Форда. Почему в свое время я расстался с Дегтярем? Мы начали друг другу мешать, работать на чужом поле. Это типично телевизионный диагноз – окопная болезнь, когда люди переживают вместе какие-то потрясения, а потом всем скопом влезают в следующую историю. Взять хотя бы НТВ. Там на определенном этапе уже не работа важна была, а отношения – кто с кем и против кого дружит. При нормальном, позитивном раскладе это не важно. С диагнозом «излишняя семейственность» нужно бороться. Окружен своими «человечками»? Имеешь все шансы зарваться – никто тебе противоречить не будет. И еще, нужно уметь достойно оставаться на своем месте. Те, кто ставит нереальную планку, всегда ломаются. Очень жалко мне многих талантливых корреспондентов, которые вдруг становились ведущими.
Елена КУЛИКОВА.
Фото Алексея АНТОНОВА.