РАЗДЕЛЯЙ И ЦАРСТВУЙ!

Прошедшая неделя была отмечена чертами очередного поворота и перегруппировки сил на отечественном политическом Олимпе. Вновь усилились позиции “молодых реформаторов”, заметно ослабли их оппоненты (блок Березовского, парламентская оппозиция), существенно снизился политический вес премьера В.Черномырдина. Произошедшие изменения во многом отражают как персональную борьбу внутри политического истеблишмента страны, так и ряд объективных обстоятельств, связанных с кризисным развитием экономических и социальных процессов.

МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОППОЗИЦИЕЙ

Судя по всему, после давосской встречи позиции Березовского начали ослабевать. Он обвиняется “младореформаторами” в нелояльном поведении по отношению к президенту. Эти обвинения основываются в том числе и на том, что, после того как в январе Черномырдин решил взять в свои руки определение условий приватизации “Роснефти”, данное обстоятельство вызвало со стороны Березовского, заинтересованного в сохранении схемы 50% плюс одна акция, приступ сервильности по отношению к премьеру, в результате чего этот финансист, мол, и начал свою кампанию по сколачиванию “блока четырех” для поддержки Черномырдина на президентских выборах 2000 г. и для выстраивания под премьера информационных структур, необходимых в избирательной кампании.

Ряд материалов, появившихся в СМИ, контролируемых Березовским, оставляет впечатление, что этот политик занял достаточно жесткие и самостоятельные позиции в отношении президента. Эта жесткость во многом стимулирована очередным усилением “младореформаторов” – непримиримых оппонентов Березовского. Конечно, мнения журналистов вряд ли полностью идентичны позиции Березовского, однако появление этих жестких оценок существующей власти весьма симптоматично. Дело в том, что из-за чрезмерно осторожной позиции российского премьера, опасающегося испортить отношения с президентом, с одной стороны, СМИ Березовского и Гусинского подвергают Черномырдина давлению, пытаясь, по-видимому, подтолкнуть главу Кабинета к движению в желательном для “блока четырех” направлении, а с другой стороны, “блок четырех” начал активные поиски другого возможного претендента от “партии власти”.

Судя по всему, эта кандидатура должна отвечать двум главным условиям: первое – она должна быть более жесткой, чем Черномырдин, и способной на инициативную политику; второе – она должна быть предсказуемой и полностью контролироваться российской бизнес-элитой. В этой связи в качестве возможных вариантов пока рассматриваются два генерала: А.Лебедь и бывший директор ФПС А.Николаев, который ни у одной из элитных группировок не вызывает реакции отторжения. Впрочем, судя по всему, поиск альтернативы Ельцину со стороны “блока четырех” будет продолжаться.

ОППОЗИЦИЯ СОГЛАШАЕТСЯ

Оживление симпатий Ельцина к “молодым реформаторам”, по мнению ряда экспертов, отрицательно воздействовало на сферу отношений между властью и оппозицией, а также на ситуацию внутри самой оппозиции. Новая линия Ельцина потенциально ведет к кризису так называемого “согласительного” (соглашательского) курса российской оппозиции, которая становится перед необходимостью либо вновь сплотиться на более радикальных позициях, либо, видимо, остаться обреченной на внутренние расколы и нестроения. Последняя тенденция на минувшей неделе начала проявляться еще более зримо, чем прежде. Это выразилось в том, что российская оппозиция продолжала испытывать на себе малоприятные последствия изменчивости и ненадежности близких отношений с “партией власти”. Наблюдающаяся переориентация последней с политики компромисса с левыми к новому витку праволиберальной политики создала заметный лаг между запрограммированной на сотрудничество с властью руководящей верхушкой левоцентристской оппозиции и ее более оппозиционно настроенным крылом. Лидеры фракции КПРФ и группы “Народовластие”, Г.Зюганов и В.Рыжков, все еще стремятся, во многом по инерции, проводить линию, устраивающую власть. В частности, на прошедшей неделе прошел третье чтение проект бюджета, при этом КПРФ не использовала принципа солидарного голосования; также при участии оппозиции был принят закон о внесении поправок в Конституцию, который фактически не дает возможности изменить ее легальным путем.

Сервильная политика “оппозиционной” Думы находит отражение в ее крайне низком рейтинге в общественном мнении: лишь 4% россиян считают, что Дума активно работает, принимая нужные России законы и решения.

УХОДЯ, УЙДЕТ ЛИ?

Президент Б.Ельцин, как известно, выступил 30 января на встрече с руководителями ведущих российских СМИ с заявлением о том, что он не собирается нарушать Конституцию и баллотироваться в третий раз на президентский пост. Однако большинство наблюдателей с изрядным скепсисом отнеслись к смыслу данного заявления, указывая на возможность его неоднозначных трактовок. На прошлой неделе Ельцин подписал достаточно симптоматичный документ – распоряжение о поддержке “Гражданского согласия”, межрегиональной общественной организации доверенных лиц Ельцина на президентских выборах 1996 г. Очевидно, что появление этого документа было бы трудно объяснимо вне контекста усилий команды Ельцина, направленных на мобилизацию электоральных ресурсов действующего президента.

Возможно, что на мобилизационную активность президентской команды указывает и недавно подписанный указ Ельцина о государственной тайне, который направлен на существенное усиление позиций администрации президента и органов госбезопасности.

Подчеркнутый интерес российского президента вызвала и проблема трансформации существующей смешанной системы парламентских выборов в мажоритарную. Этот интерес, видимо, свидетельствует о том, что Ельцин хотел бы значительно ослабить партийные структуры, подпирающие позиции его возможных потенциальных соперников на выборах 2000 г.: Г.Зюганова, А.Лебедя, Г.Явлинского, В.Черномырдина.

Стоит отметить и то, что прошедшая неделя дала президенту и его команде определенные преимущества в отношениях с правительством. Встречаясь с премьер-министром Люксембурга, Ельцин публично заявил о том, что уже с нынешнего года руководство страны должно работать на президентские выборы, исход которых зависит от экономических успехов, от того, удастся ли перейти от политики стабилизации к экономическому росту. Кроме того, он подписал “Программу 12 главных дел правительства на 1998 год”, ориентированную на обеспечение промышленного подъема и сжатие спекулятивного сектора экономики. Эти же ориентиры, по-видимому, будут записаны и в президентском послании Федеральному собранию, в которое, судя по высказыванию ряда его авторов, органично войдет и “Программа 12 дел”. Однако многое указывает на то, что правительству не удастся повернуть основные экономические процессы в предписанном Ельциным направлении.

Неблагоприятное развитие событий в российской экономике привело к тому, что ЦБР ради сохранения своих золотовалютных резервов вновь увеличил ставку рефинансирования. Данное решение ведет к повышению доходности на спекулятивном рынке ГКО и к снижению инвестиционной активности в промышленной сфере. Этот вектор развития российской хозяйственной деятельности обещает вернуть страну в достабилизационный период.

Отношения между президентом и правительством далеки от идиллических. Важнейшие действия президентской команды направлялись на то, чтобы упрочить контроль главы государства над деятельностью правительства, используя для этого все возможные средства, включая давление на базисные для главы Кабинета структуры, такие как “Газпром” и иные естественные монополии. Шло сближение президента с представителями тех политических сил, которые могут быть заинтересованы в ослаблении позиций правительства.

Для укрепления своих позиций в диалоге с Кабинетом Ельцин использовал и региональные элиты. Некоторые эксперты склонны видеть определенную антипремьерскую составляющую даже во встрече “без галстуков” Ельцина с украинским лидером Л.Кучмой. Ельцину якобы пришлась кстати его просьба повлиять на “Газпром” с целью снижения тарифов за перекачку туркменского газа на Украину: “Газпром” выступил в данном случае в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, будучи вынужденным согласиться под давлением Ельцина на укрепление позиций своего азиатского конкурента.

СЛУЖЕНЬЯ МУЖ – НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ

На фоне резкой активизации Ельцина и близких к нему политических фигур тактика Черномырдина носит, скорее, оборонительный характер.

Выступая в Давосе после обнародования заявления Ельцина о его намерении не баллотироваться на третий срок, Черномырдин был предельно осторожен в комментариях.

Тем не менее аналитики обратили внимание на подчеркнуто программный характер давосского доклада В.Черномырдина.

Внушительность численности российской делегации (около 100 человек), внезапный приезд за свой счет А.Чубайса, оставленного было на хозяйстве, и его совместная с премьером пресс-конференция – все это наталкивает на определенные предположения.

По-видимому, несмотря на то, что российская элита по-прежнему еще не преодолела многие из раздирающих ее разногласиий, давосская встреча явилась шагом к консолидации верхов, и прежде всего на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств.

В то же время на ситуацию в элите продолжают действовать и центробежные факторы, возникающие из различия конкурирующих интересов.

Положение Черномырдина усугубляется еще и тем, что ему очень трудно определиться в своем отношении к разногласиям внутри команды российского президента.

Кроме того, как считают большинство экспертов, в этом же направлении дестабилизации внутриэлитной ситуации действуют и последние решения Центробанка, связанные с повышением ставки рефинансирования. ЦБР, проводя эту акцию, даже не скрывал, что она является в определенном смысле карательной операцией по отношению к коммерческим банкам, которые играли на понижение курса рубля, закупая доллары, несмотря на предупреждения со стороны ЦБР. Аналогичную позицию защиты правительства заняла и прочубайсовская Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), установившая более жесткие, чем прежде, границы допустимых колебаний котировок на российских фондовых биржах, что также, вероятно, является экстренной и чрезвычайной мерой, свидетельствующей как о кризисности процессов в российской экономике, так и о напряженности отношений между правительством и реальными субъектами фондового рынка.

Известные сложности возникли и перед “Газпромом”. С одной стороны, эта корпорация имеет значительную внешнюю задолженность, после того как летом 1997 г. погасила долги по налогам в госбюджет за счет внешних заимствований, с другой стороны, добывающие мощности “Газпрома” ныне достаточно изношены и, несмотря на рост экспорта газа, в прошлом и текущем годах наблюдается тенденция к снижению объемов его добычи (кстати, начал уменьшаться и спрос на российский газ). По словам Р.Вяхирева, это ставит “Газпром” перед новыми крупномасштабными задачами. В частности, планируются строительство и модернизация имеющихся хранилищ газа, дорогостоящих мощностей по его переработке и т.д. Эти капитальные затраты, без которых корпорация вряд ли сумеет выжить, могут лишить “Газпром” его роли финансовой опоры российского премьера. Пытаясь решить данные проблемы, “Газпром” интенсифицировал свое сотрудничество с “Дойче банком”.

В том же направлении пытается двигаться и “ЛУКойл” (перед ним стоит серьезная проблема снижения мирового спроса на нефть): на прошлой неделе он получил беспрецедентный льготный кредит на сумму 1,5 млрд долл. от пяти крупнейших западных банков.

Контрдействия команды Черномырдина (об одном из них, связанным со скандалом в РАО “ЕЭС России”, уже упоминалось), направленные против ее оппонентов, в том числе и в правительстве, выразились в резком обострении отношений между прочубайсовски ориентированной ФКЦБ и Минфином, пытающимся играть “самостоятельно”.

Однако трудно ожидать, что развитие данных конфликтных линий приведет к большим правительственным потрясениям.

По словам президента Ельцина, стремящегося, думается, не осложнять сверх меры свои отношения с Черномырдиным, речь не пойдет о смещении премьера с его поста по крайней мере в течение текущего года, а ближайшие перестановки в Кабинете ограничатся заменой одной-двух фигур.

В целом же ситуация вокруг Черномырдина остается довольно стабильной – он сохраняет устойчивые позиции, несмотря на активную политическую игру президента, и не приходится сомневаться в том, что в случае чрезвычайных обстоятельств станет точкой консолидации элиты. С другой стороны, экономические противоречия между ведущими российскими группировками все еще настолько сильны, что в обычных условиях подобная консолидация идет очень медленно и В.Черномырдину по-прежнему приходится держаться в тени Ельцина.

Департамент политического

мониторинга Фонда “Реформа”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“РОСНЕФТЬ” ПОМОГАЕТ ЛАЗУТИНОЙ
Альфред РУБИКС: “НЕ ВЕРЬТЕ, ЧТО В ЛАТВИИ ТИШЬ ДА ГЛАДЬ”
НАШ ДОМ – МОСКВА


««« »»»