Как это ни странно, до последнего времени, сценаристы и режиссеры всего мира обходили своим вниманием историю жизни и гибели одной из первых в истории женщины-ученого – философа, математика, астронома Гипатию. Молодой испанский режиссер Алехадро Аменабар исправил эту недоработку. «Агора» собрала звездный интернациональный актерский состав. Главную героиню в картине сыграла Рейчел Вайс, обладательница премии «Оскар» за фильм «Преданный садовник», в других ролях: молодой актер Макс Мингелла («Сириана»), Оскар Айзек («Ссовокупность лжи»), Руперт Эванс («Хеллбой»), Ашраф Бархом («Королевство»), Микаэль Лонсдаль («Мюнхен»).
На съемках картины были задействованы израильские, палестинские, египетские и иранские актеры, поэтому важно было избежать сложностей в диалектах и акцентах, поэтому авторы решили, что языком мира Библиотеки и Римской империи будет английский, но с британским акцентом. А языком рабов и христиан будет английский с ближневосточным акцентом.
В те времена Александрия была настоящим интеллектуальным центром. Люди страстно стремились к знаниям. Cо всех уголков света приезжали в этот город, чтобы обсудить вопросы театра и философии, математики и астрономии. К закату своего существования Александрия стала частью Священной Римской Империи. Вместе с римлянами сюда пришла и христианская вера, в Александрии настали смутные времена. Гипатия жила в годы поворотной эпохи, она застала вершину расцвета и трагический закат Александрии. Демократичные аристократы Александрии, допустившие христианство наряду с другими религиями, приблизили закат Римской империи в Египте, и отдали власть христианам. Даже префект Александрии Орест, бывший ученик и верный поклонник Гипатии, не смог противостоять воле епископа и спасти Гипатию.
Гипатия была дочерью Теона, последнего директора Александрийской Библиотеки. Астроном, математик и философ, Гипатия была признанным ученым. Она была единственной женщиной, преподававшей в александрийской библиотеке, и одной из тех, кто сделал все, чтобы спасти самые ценные из ее образцов во время восстания христиан и гибели Библиотеки. Она предвосхитила открытия астрономов и математиков более чем на 1000 лет, а история ее жизни и трагической гибели воодушевляли поэтов и романтиков XVIII и XIX веков, и феминисток XX.
Несмотря на то, что Аменабар декларирует, что ни в коей мере не пытался порочить в своей картине христианство, оно предстает зрителю как метод манипулирования нищей и бесправной толпой, а его предводители – епископ Феофан и его преемник Кирилл – беспринципными захватчиками власти. Вымышленный герой – раб Гипатии Давус – разрывается между любовью к своей госпоже и возможностью приобрести свободу, которую ему может дать христианство. Хотя присоединение к Параболани – не делает его счастливым. Ведь он попадает в еще большее рабство и вынужден сражаться, убивать и хоронить мертвых во имя христианства.
Любовь, предательство, первый погром евреев и первое убийство «ведьмы» Гипатии – все это Аменабар виртуозно нанизал сюжет за сюжетом в своей исторической ленте на фоне искусно воссозданных исторических декораций.
СПРАВКА
«АГОРА»/AGORA
Историческая драма
Испания/Мальта, 2009
Режиссер: Алехандро Аменабар («Море внутри», «Другие»)
Сценарий: Алехандро Аменабар («Ванильное небо»), Матео Хиль
Продюсеры: Альваро Аугустин («Лабиринт Фавна»), Фернандо Бовайра («Ванильное небо», «Другие», «Море внутри»)
Композитор: Дарио Марианелли («Искупление», «Гордость и предубеждение», «V» значит Вендетта», «Братья Гримм»)
В ролях:
Рейчел Вайс («Мумия», «Фонтан», «Мои черничные ночи», «Преданный садовник» (премия «Оскар»), «Ускользающая красота»)
Оскар Айзек («Совокупность лжи», «Мгновения жизни»)
СПРАВКА
Агора́ (др.-греч.) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы; иногда по периметру площади возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.
Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой; однако в классическую эпоху положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии). Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме. Одна из крупнейших и известнейших агор — афинская с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI — I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя); широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.
Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица — агораномы (метраномы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей) и др.