Размышление о религии

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

АгораКак это ни странно, до последнего времени, сценаристы и режиссеры всего мира обходили своим вниманием историю жизни и гибели одной из первых в истории женщины-ученого – философа, математика, астронома Гипатию. Молодой испанский режиссер Алехадро Аменабар исправил эту недоработку. «Агора» собрала звездный интернациональный актерский состав. Главную героиню в картине сыграла Рейчел Вайс, обладательница премии «Оскар» за фильм «Преданный садовник», в других ролях: молодой актер Макс Мингелла («Сириана»), Оскар Айзек («Ссовокупность лжи»), Руперт Эванс («Хеллбой»), Ашраф Бархом («Королевство»),  Микаэль Лонсдаль («Мюнхен»).

На съемках картины были задействованы израильские, палестинские, египетские и иранские актеры, поэтому важно было избежать сложностей в диалектах и акцентах, поэтому авторы решили, что языком мира Библиотеки и Римской империи будет английский, но с британским акцентом. А языком рабов и христиан будет английский с ближневосточным акцентом.

В те времена Александрия была настоящим интеллектуальным центром. Люди страстно стремились к знаниям. Cо всех уголков света приезжали в этот город, чтобы обсудить вопросы театра и философии, математики и астрономии. К закату своего существования Александрия стала частью Священной Римской Империи. Вместе с римлянами сюда пришла и христианская вера, в Александрии настали смутные времена. Гипатия жила в годы поворотной эпохи, она застала вершину расцвета и трагический закат Александрии. Демократичные аристократы Александрии, допустившие христианство наряду с другими религиями, приблизили закат Римской империи в Египте, и отдали власть христианам. Даже префект Александрии Орест, бывший ученик и верный поклонник Гипатии, не смог противостоять воле епископа и спасти Гипатию.

АгораГипатия была дочерью Теона, последнего директора Александрийской Библиотеки. Астроном, математик и философ, Гипатия была признанным ученым. Она была единственной женщиной, преподававшей в александрийской библиотеке, и одной из тех, кто сделал все, чтобы спасти самые ценные из ее образцов во время восстания христиан и гибели Библиотеки. Она предвосхитила открытия астрономов и математиков более чем на 1000 лет, а история ее жизни и трагической гибели воодушевляли поэтов и романтиков XVIII и XIX веков, и феминисток XX.

Несмотря на то, что Аменабар декларирует, что ни в коей мере не пытался порочить в своей картине христианство, оно предстает зрителю как метод манипулирования нищей и бесправной  толпой, а его предводители – епископ Феофан и его преемник Кирилл – беспринципными захватчиками власти. Вымышленный герой – раб Гипатии Давус – разрывается между любовью к своей госпоже и возможностью приобрести свободу, которую ему может дать христианство. Хотя присоединение к Параболани – не делает его счастливым. Ведь он попадает в еще большее рабство и вынужден сражаться, убивать и хоронить мертвых во имя христианства.

Любовь, предательство, первый погром евреев и первое убийство «ведьмы» Гипатии – все это Аменабар виртуозно нанизал сюжет за сюжетом в своей исторической ленте на фоне искусно воссозданных исторических декораций.


Элла Соколова


Оставьте комментарий



««« »»»