Латвия на перекрестке дорог

Рубрики: [Разное]  

Несколько лет назад я побывал в Соединенных Штатах Америки, где встретился с латышами, которые в конце второй мировой войны потеряли родину. Я написал об этой встрече, и мои путевые заметки тоже вошли в книгу.

Латвия находится на перекрестке дорог Европы. Все войны, устремлявшиеся на восток и откатывавшиеся на запад, шли через Латвию. А значит, и через мое сердце.

Книга Яниса Петерса “Кузнец кует на небе” – о людях, которые всегда на стороне света и правды, о людях, которыми сильна моя страна. Благодаря им она стала тем, что она есть. Латвийской Советской Социалистической Республикой.

Латышские музыковеды до сих пор упорно обходили своим вниманием легкий жанр. И примечательно, что впервые заговорил о нем не профессионал, заговорил с позиций рядового слушателя. Петере в своей книге вспоминает тех, кто в свое время немало сделал для развития жанра легкой музыки. Но сегодня эти люди забыты, многих уже нет с нами. Но осталась их музыка. Ведь исполнительское искусство стали фиксировать только в 50-е годы.

Петерс написал книгу как будто обо мне. Но, и это мне приятно, я не являюсь ее центром, я фактически как бы иллюстрирую те процессы, которые происходили в латышской легкой музыке в 50—60-е годы. В книге, правда, есть и неточности, промашки, которые в некоторой степени можно объяснить незнанием. Но главное — книга заинтересовала читателя, написана языком, который близок и понятен читателям всех поколений. А многие, мои ровесники, и сами были очевидцами событий и теперь вспоминают свою молодость. Думаю, что книга заинтересует и тех, кто не очень близко знаком с нашей культурой.

Словом, в книге идет речь о том, о чем нигде и никогда не писалось. Некоторых читателей кое-что в книге смущает — они считают, что говорить об этом не следовало. Я же думаю — лучше быть откровенным, чем умалчивать то, о чем так или иначе все всё равно знают. Это было бы нечестно по отношению к читателю. Книг, которые лакируют действительность, у нас и так хватает. А кое-кто, возможно, и для себя сделает вывод — если и сам находится в похожей ситуации. На грани. Перед выбором.

Спорить никому не возбраняется. И если о книге спорят — значит, читают.

И мне, и, думаю, Петерсу, будет очень приятно, если книга вызовет интерес и у русского читателя. Если послужит импульсом для более глубокого знакомства с историей нашей культуры, с композиторами конца XIX — начала XX столетия, многие из которых были тесно связаны с Москвой и Петербургом. И если такое случится, то это заслуга Петерса. Об этих людях надо знать, надо ценить их вклад.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»