«Мстители. Война бесконечности»: Мы жизнями не торгуем

Мстители Война бесконечности

Оказывается, вот каково было зрителям после просмотра «Звёздных войн: Империя наносит ответный удар». Шок и трепет. В данном случае, возможно, ещё и совершенно новое для фильмов этой студии ощущение опустошения, которое окутывает тебя вместе с финальными титрами. Десятилетняя история Marvel Studios, кирпичик за кирпичиком выстраивающая общую кинематографическую вселенную, медленно, но верно вела нас к этому событию, каждая из 18 предыдущих картин стала частью мозаики, собрав которую, перед нами возникало видение общего фундамента, на котором должно развернуться самое масштабное и эпическое сражение с участием уже полюбившихся нам героев. «Мстители: Война бесконечности» ― это одновременно размашистая кульминация всей этой десятилетней истории развития Кинематографической Вселенной Марвел и затравка перед событиями ещё более грандиозными, с ожиданиями которых зрителей оставляет один на один самый непредсказуемый и огромный клиффхэнгер в новейшей истории кино. 

 

Нельзя сказать, что Marvel Studios изобрели, но уж точно популяризовали и заставили работать как часы «сериальный» механизм выпуска фильмов. Десять лет они вкладывали огромные силы, деньги и творческие ресурсы в построение уникального мира, грамотного представления каждого героя со своими демонами в бутылке, удивительными способностями, сформировав самую крупную франшизу в истории кино с преданной фанбазой планетарного размаха. Теперь пришло время франшизе отдать должное: «Войну бесконечности» не зря окрестили самым амбициозным кроссовером всех времён, это настоящее кинематографическое событие как для фанатов, так и для всего вымышленного мира, полного супергероев и суперзлодеев. Отчего статус «события» позволил братьям-режиссёрам Энтони и Джо Руссо внести изменения в привычный каркас повествования фильма. Героев мы знаем, их личные истории с чередой падений и подъёмов тоже уже видели (интересно, какого это смотреть «Войну бесконечности» без просмотра других фильмов MCU?), поэтому нас с первых же кадров отправляют туда, что в привычном композиционном понимание принято называть «кульминационной частью». И да, у всей этой кульминации есть своя кульминация, которая в свою очередь является мостиком к кульминации в третьей степени, что ждёт нас через год. Вряд ли бы обычный зритель, не являющийся поклонником всего этого, попросту бы стерпел подобные структурные метаморфозы. И это ещё один пункт, почему «Война бесконечности» является скорее грандиозным событием «для своих», нежели кинофильмом в своём истинном понимании и предназначении. 

Однако утверждая, что «Война бесконечности» обходится без представления героев, необходимо сделать поправку – одного всё-таки нам представляют и раскрывают во всей красе. С момента своего первого появления во «Мстителях», эпизодического участия в «Стражах Галактики» и фразы «ладно, я сделаю всё сам» в сцене после титров «Эры Альтрона», Танос преподносился как нечто большее, чем просто антагонист. Не зря нас подготавливали к его полноценному появлению в фильме столько лет, преподнося как «величайшего злодея во вселенной». И безумный титан в исполнении Джоша Бролина по большему счёту оправдывает возложенные на себя ожидания, превращая «Войну бесконечности» на манеру того, как первые «Мстители» были фильмом, чьё повествование велось от лица Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), в историю Таноса. 

Цель Таноса – собрать все шесть Камней бесконечности, которые подарят ему безграничную власть. Но не вселенским уничтожением грезит он, у Таноса миссия, по крайней мере, как он её видит, более праведная. Он одержим балансом, верит в то, что иногда приходится жертвовать чем-то дорогим, ради большего блага. Если вспомнить на данный момент лучшего злодея в КВМ, при просмотре «Чёрной Пантеры» мы так или иначе ловили себя на мысли, что Киллмонгер мало того, что порой затмевает даже главного героя (ибо Майкл Б. Джордан играет феноменально), им движут вполне рациональные доводы. В каком-то смысле это можно сказать и про Таноса: он прав, утверждая, что любая планета так или иначе страдает от перенаселения, и её ресурсы не безграничны. Однако с его решением такого рода проблем вряд ли кто согласится – единственное спасение в таком случае Танос видит лишь в геноциде, точнее в полу-геноциде, урезав население ровно наполовину, у планеты есть шанс на выживание. Такая теория, к сожалению, не является плодом его больного сознания, она прорастает из горького личного опыта. Когда-то его родная планета – процветающий Титан – была воплощением идиллии и гармонии, но никто кроме Таноса, вундеркинда и изгоя ввиду физических отклонений (в фильме об этом сказано лишь поверхностно, пришлось копнуть в комиксную историю происхождения), не задумывался о том, куда может привести перенаселение и растрата природных ресурсов. Он был кем-то вроде пророка, от которого отвернулись все… за что и поплатились. Теперь Титан лежит в руинах, а Танос решил взять контроль баланса во вселенной в свои руки, чтобы не допустить повторения трагедии, случившейся с его родиной.

Танос не стремится никого убивать, он не ставит целью уничтожения миров или достижения звания абсолютного авторитета во вселенной. Мы наблюдаем за персонажем, который за свою долгую жизнь испытал многое, пережил многих, включая близких, и настрадался вдоволь. Перед нами портрет меланхоличного злодея, потерявшего вкус жизни. Актёрские заслуги Бролина колоссальны: они вырываются и за грани компьютерной графики, и даже русского дубляжа, ведь прелесть его игры как раз в голосе. У Таноса больше всего экранного времени (возможно, наравне с Тором Криса Хэмсворта), и большую часть его он сохраняет спокойствие: «величайший злодей вселенной», который не получает удовольствия от разрушений и пафосных речей, который не психует и не стремится никому ничего доказывать – как минимум очень смелый ход для Марвел. 

«Война бесконечности» ― это не фильм о том, как величайшие герои Земли вступают в ожесточённую битву с космическим тираном. От начала и до конца, это фильм о том, как Танос методично следует своему плану. И в его слепой вере в праведность выбранного пути главная особенность персонажа. В каком-то смысле его квест даже затмевают тот факт, почему мы шли на третьих «Мстителей» изначально, а именно – увидеть, как любимые герои взаимодействуют. И ведь действительно, мы получаем огромную дозу удовольствия, наблюдая, как препираются Старк (Роберт Дауни-мл.) и Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч), как Паучок (Том Холланд) снова демонстрирует любовь к классике кинематографа и теперь противостоит вселенской угрозе, находясь в открытом космосе, как Питер Квилл (Крис Пратт) чувствует себя униженным или даже ревнует к Тору (Хэмсворт), но эпичность каждого из этих микро-моментов меркнет перед замыслом Таноса. Это его фильм насквозь и поперёк.

Одной из центральных сюжетных линий становятся отношения между Таносом и его приёмной дочерью Гаморой (Зои Салдана) из «Стражей Галактики», что одновременно является сильной и слабой стороной фильма. Сила заключается в том, что эти двое разыгрывают одну из самых эмоциональных сцен в КВМ. Слабость же – в самих отношениях. Мы знаем, что он её любит, так как он говорит нам об этом прямым текстом с экрана. Однако мы не понимаем и не знаем, почему так. Впрочем и Гамора тоже. Для неё это полнейший сюрприз. Мы видим, как они взаимодействуют, но, не вдаваясь в подробности их отношений. Начиная с первых «Стражей Галактики», нам предлагают лишь очертания этих отношений: он хочет для неё лучшего (открыто называя её «любимой дочерью» на глазах Небулы (Карен Гиллан)), а она ненавидит его всей душой. Никакой психологии между ними. Никакой истории. Даже во флэшбэке из «Войны бесконечности» мы наблюдаем за тем, что Танос выбирают юную Гамору только потому, что она задаёт ему вопрос. Сценаристы всеми силами пытаются создать показную привязанность, но никак не историю двух персонажей. В результате чего, несмотря на бесспорно сильные актёрские работы Бролина и Салданы, отношения их героев способны пробудить только симпатию, но никак не эмпатию.

Очевидно, что «Война бесконечности» была изначально задумана вытекающим звеном из предыдущих фильмов, причём всех сразу. Даже при просмотре работа братьев Руссо нисколько не ощущается цельным произведением, которыми можно назвать большинство картин КВМ. Третьи «Мстители» ― это именно часть. И как свойственно другим «частям» одной глобальной истории, «Войну бесконечности» необходимо рассматривать в контексте. К концу второй фазы в КВМ отчётливо образовалась проблема, игнорировать которую стало нельзя настолько, что впору уже можно считать её отдельным персонажем ― никто не меняется, уроки из ошибок не извлекаются. 

Вспомним «Эру Альтрона», которая до поры до времени рассказывала историю о том, как страх порождает насилие – высокомерный Тони Старк, боясь повторения событий первых «Мстителей», создаёт искусственный интеллект, который вместо того, чтобы навести порядок в мире, решает его банально уничтожить. Проблема драматургии фильма заключается в двух моментах. Во-первых, за своё высокомерное поведение Тони абсолютно ничего не лишается, не испытывает угрызения совести и не страдает, и даже его И. И. Джарвис в итоге не умирает, а перерождается в новой форме. Во-вторых, единственный способ «учения на своих ошибках» Джосс Уидон находит в буквальном повторении той же самой ошибки: Тони снова создаёт искусственный интеллект с криками «доверьтесь мне на этот раз». И ведь это его единственный аргумент. Вместо того чтобы преподать Тони урок, фильм показывает, как там самая спесь героя, из-за которой все проблемы, оказывается наоборот оправданной. Тони не изменился ни на йоту и не вынес никакого урока из своих ошибок (этим фильмом, между прочим, Уидон перечеркнул всё развитие героя в «Железном человеке 3» Шейна Блэка). 

В недавнем «Возвращении домой» была сцена, в которой Питера придавило осколками разрушившегося здания, и он, полностью обессиленный, смотрит на своё отражение и якобы психологически меняется, осознавая, что не костюм делает его героем. На самом деле кардинального психологического изменения эта сцена за собой не несёт, Паркер попросту начинает толкать камни ещё сильнее. Главной мыслью «Первого мстителя: Противостояние» стала: любые действия ведут за собой последствия (Заковианский договор в центре всего этого). Кино преподносилось нам как жесткая встряска вселенной, но что мы видим в итоге – братья Руссо последним же кадром фактически перечёркивают всю мысль своего труда. И глядя на то, как Капитан Америка (Крис Эванс) появляется за секунду до титров, ты понимаешь, наверное, распад Мстителей как-нибудь должен отразиться в «Войне бесконечности». Но нет, весь этот эпохальный конфликт двух мега-харизм вылился в секундный эпизод, когда «Тони Карк» всё-таки не решается сделать телефонный звонок (это делают за него). И это всё, больше никаких изменений. Даже эпизод с ранением Роуди (Дон Чидл), преподнесённый как драматичная развязка драки в аэропорту, ничего не значит – мы видим, как у героя теперь магические роботизированные ноги, не мешающие ему быть Воителем. 

Почему же «Война бесконечности», являющаяся логическим завершением всех сюжетных линий и кульминацией десятилетней истории, так наплевательски относится к важным событиям отдельных фильмов/своих приквелов? Да, порой это выглядит как исправление ошибок: например, забавное пятисекундное неловкое молчание между Баннером (Марк Руффало) и Наташей (Скарлетт Йоханссон), обращающее нелепую любовную линию «Эры Альтрона» просто в неудачную шутку. Но в большинстве же случаев это выглядит как оплошности сценаристов. Так, в частности, их лёгким движением пера совершенно перечёркивается концовка третьего «Тора» с её мощной историей беженства и главной мыслью всего фильма, что Асгард – это не место, а люди. А теперь они все мертвы (да, конечно, нам потом расскажут как важные персонажи вроде Валькирии и Корга спаслись, но не в этом суть). И преподносят нам всё это как данность, так словно это совсем не имеет значения. За все последующие два с половиной часа к этому эпизоду даже не отсылаются, и это, наверное, самое обидное. Весь фильм нам показывают нелепую «внутреннею» борьбу Баннера с Халком, который якобы испугался Таноса, после того как тот его избил. Вся эта сюжетная линия не имеет смысла, потому что мы помним, что этот же самый Халк в «Рагнарёке» совершенно не боялся вступать в бой, например, с гигантским Суртуром, который в разы страшнее Таноса, или же мы видели, как зелёного гиганта куда страшнее избивали на арене, чем в начале данного фильма. Руссо просто решили особо не заморачиваться консультациями с другими режиссёрами киновселенной (хорошо что Ганн сам настоял на присутствие во время съёмок первой сцены со своими Стражами), хотя это благодаря им у них есть базис для работы.  

Обидно, что и показанная Ваканда из «Чёрной Пантеры» не соответствует той, что мы видим в «Войне бесконечности». Райан Куглер во всей красе продемонстрировал нам военную мощь этой африканской страны, тогда почему же у братьев Руссо вакандцы сражаются лишь какими-то палками и бумерангами? Ладно там решается судьба планеты или даже вселенной, сама Ваканда под угрозой, где тот преданный своей родине народ, что мы видели в фильме Куглера? Где знаменитые вакандские технологии? Где, в конце концов, бронированные носороги? Ведь залог успеха «Войны бесконечности» и её неминуемых кассовых рекордов как раз сокрыт в тщательной проработке каждого отдельного фильма (в большей или меньшей степени). Благодаря им лента братьев Руссо взобралась так высоко и заняла заслуженный трон, они есть фундамент, разве так трудно было оттуда сверху сказать банальное «спасибо» в виде чуть более внимательного отношения к развитию и изменениям внутри предшествующих «частей»? 

Но с другой стороны создателям третьих «Мстителей» можно найти весомое оправдание. Они бросили все свои силы на совершенно новый подход к драматургии, не свойственный ни одному из восемнадцати фильмов кинематографической вселенной доселе. Они ввели ощущение угрозы, которое взбирается под кожу с самой первой сцены, где мы понимаем, что больше ни один полюбившийся герой не застрахован от смерти. И это нечто новое для любого зрителя Марвел, это ощущается совсем иначе – ставки теперь не просто чрезвычайно высоки, они, знаете, внезапно стали реальными. Это больше не драка в аэропорту, чей смысл уместился в коротком вопросе Черной вдовы Соколиному глазу (Джереми Реннер) – «мы ведь ещё друзья?». Возможно, братья Руссо проигнорировали изменения внутри других глав, чтобы они не затмили те изменения, что были приготовлены для фанатов специально в «Войне бесконечности». Однако мы как минимум ещё год не узнаем, к чему они приведут и приведут ли вообще. И ещё: братья Руссо невольно загнали себя в угол, ибо поставили перед собой практически не решаемую дилемму – вряд ли им удастся продолжить историю, не перечеркнув всю смелость финального аккорда «Войны бесконечности». 

Столь новое и непривычное ощущение постоянной угрозы позволяет зрителям на протяжении всех этих незаметно пролетающих двух с половиной часов находиться в непрерывном напряжении. При этом ты ещё смеёшься, ты погружён в происходящее, фактически у тебя просто нет ни секунды для того, чтобы просто откинуться в кресле и задуматься, что вообще происходит и почему. Слишком сильна эмоциональная связь. В каком-то смысле это даже и здорово. Ведь, как мы уже установили, «Война бесконечности» не является цельным произведением, следовательно, мы не рассматриваем картину с той глубиной и тщательностью подхода как в случае с завершенными, самостоятельными фильмами. Например, почему «Чёрная Пантера» совершенно по праву считается одним из лучших творений КВМ? Не потому что сюжетное развитие персонажей грамотно вписывается в последовательную драму. Не потому что ленте хватает смелости выставить своего главного героя с позиции заблуждающегося. Дело в том, что у фильма почти в каждом моменте есть что-то на уме. Открытые социальные и психологические комментарии автора вшиты в каждую незначительную сюжетную веточку и каждый элемент аутентичного дизайна, будь то узурпирование чёрной культуры или последствия насилия в обществе. 

Тоже можно сказать и о «Рагнарёке» Тайки Вайтити, в котором под кислотно-комедийной оболочкой вальяжно расположилось одно из самых продуманных развитий персонажа (которое на высокой ноте продолжилось у братьев Руссо) и крайне аккуратно осветилась тема отголосков колонизации. Джеймс Ганн во вторых «Стражах» создал доходчивую метафору отцовства. Всё это доказательства того, что фильмы Marvel Studios могут и должны быть чем-то больше, а не просто попкорновым блокбастером, вызывающим исключительно первично-эмоциональную реакцию при виде любимых персонажей и запоминающегося экшена с их участием. Поэтому в контексте эволюции повествования внутри КВМ «Война бесконечности» ощущается как шаг назад. 

Но опять же, все эти претензии имеют место и смысл, только если рассматривать кино братьев Руссо как отдельное произведение. А оно таким не является. «Война бесконечности» ― это событие, причём величайшее по меркам той вселенной, к которой оно принадлежит. Образцовый блокбастер, в котором есть и комедия, и драма, и оправданный пафос, катализируемый замечательным саундтреком Алана Сильвестри, попытавшегося совместить все персональные темы в единую героическую симфонию. Это эпическое приключение с множеством ярких и детально прорисованных локаций, изобретательной благодаря акценту на разнообразии сил камней постановкой экшен-сцен (особенно на Титане), размахом фэнтезийных лент Питера Джексона, фирменным юмором и тремя десятками узнаваемых лиц. Для такого количества персонажей хронометраж оказался крошечным, отчего далеко не все получили много экранного времени – даже бедный Кэп затерялся в этой вселенской суматохе. Но вот Железный человек, Гамора и в первую очередь Тор со Стрэнджем отличились, пожалуй, заметнее остальных. И, конечно же, великолепный Джош Бролин сделал всё возможное, чтобы даже малейшие сомнения в Таносе как претенденте на звание одного из лучших злодеев Марвел развеялись в пух и прах.

Мстители: Война бесконечности (Avengers: Infinity War)

Год: 2018

Мстители Война бесконечности  Постер

Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения

Страна: США

Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо

Сценарий: Кристофер Маркус, Стивен МакФили, Стэн Ли

Продюсер: Виктория Алонсо, Митчелл Белл, Эри Коста

Оператор: Трент Опалок

Композитор: Алан Сильвестри

Художник: Чарльз Вуд, Джим Барр, Томас Браун

Монтаж: Джеффри Форд, Мэттью Шмидт

В ролях: Роберт Дауни мл., Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Дон Чидл, Бенедикт Камбербэтч, Том Холланд, Чедвик Боузман, Зои Салдана

Мировая премьера: 23 апреля 2018

Премьера в РФ: 3 мая 2018, «WDSSPR» 3D

Продолжительность: 149 мин. / 02:29


Вадим Богданов


Оставьте комментарий



««« »»»