Витражная технология, получившая название от своего создателя — американского дизайнера Луиса Тиффани, восхищает и поражает разнообразием рисунков, насыщенностью красок. Методика широко применяется для оформления стеклянных предметов и изделий, может быть объемной и плоской. Изысканности и неповторимости приобретают не только окна и вставки на двери, кусочками цветного стекла украшаются абажуры, картины, вазы, ювелирные изделия и различные предметы интерьера.
Новое витражное направление исключает правильные геометрические формы, используются мягкие линии и плавные переходы, придающие естественности. Технике Тиффани присущи такие названия как модерн (от французского moderne — «современный») или арт-нуво (art nouveau — «новое искусство»).
Технологический процесс
Сам процесс заключается в том, что витражи Тиффани изготавливаются наборным методом из фрагментов цветного стекла, которые впоследствии обрамляются медной полосой по всему периметру и спаиваются с помощью оловянного прутка. Техникой предусмотрено применение комбинированного варианта — сочетание меди и свинца. Но главное, что стало отличием от других видов витражного искусства, применение разных добавок, с помощью которых мастеру удалось добиться прозрачности стеклянных элементов, а цветовая палитра приобрела удивительную особенность.
Создавать витражи Тиффани — работа достаточно трудоемкая, но творческая:
- Сначала разрабатывается эскиз рисунка, исходя из формы и размеров изделия.
- Подготавливаются инструменты и материал — витражное цветное стекло под размер рабочей площади, специальная медная фольга, флюс и припой.
- На подготовленных эскизах из бумаги и стеклянных деталях ставятся номера в соответствии с формой и цветом. Эскизы распечатываются в двух экземплярах — из одного изготавливаются отдельные шаблоны, а другой располагается на поверхности стола и закрепляется скотчем.
- Когда стеклянные элементы будут нарезаны с помощью специальных ножниц, края отшлифовываются на станке и тщательно подгоняются под размер. Шероховатая кромка лучше фиксируется с фольгой.
- Подготовленные элементы обертываются фольгой. В местах спайки лента хорошо разглаживается.
- Укладка отдельных фрагментов выполняется по цифрам и каждая деталь фиксируются.
- Соединительные швы обрабатываются флюсом для удаления окиси, после чего выполняется их спаивание паяльником с двух сторон.
- Готовое изделие обрамляется рамкой. Можно использовать П-образный профиль, который закрепляется припоем на стыках швов.
- Патина наносится на обезжиренные сухие швы.
На завершающем этапе изделие очищается мягкой губкой с применением моющего средства.
Особенности выбора
Создавая витражи Тиффани, главная особенность заключается в правильном подборе элементов основного заполнения. Стеклянные детали должны сочетаться фактурой и цветовыми решениями, образуя единую композицию. Очень важным моментом является падающий на поверхность свет (естественный или искусственный), в результате чего меняется насыщенность цветов и внешний вид изделия. Используя мутное опаловое стекло, которое максимально приближено к окрасу одноименного камня, легко добиться неповторимого эффекта. Благодаря преломлению световых лучей поверхность приобретает магическую силу и завораживает своей красотой.