ЭКСПОЗИЦИЯ.
Я приготовил очередной компендий, компендиум высоковольтного масскульта.
Когда во второй половине октября мы снимали в кромешном режиме программу “Естественный отбор”, и у меня не было времени смотреть, читать и слушать, я только что не плакал.
Какой смысл в жизни без книг, кино, сериалов и музыки.
Я, наверное, знаю, что никакого.
Я люблю, я обожаю все то, о чем сейчас напишу.
Иногда я люблю, чтобы меня, как выразился ДЖИММИ ПЕЙДЖ, “брали за грудки”, по временам хочу рефлексии, спорадически смотреть тупейшие сериалы – занятие, в корне предосудительное.
Я знаю, что очень большое количество людей ждет этих бесподобных обзоров: подобная уверенность покоится на тщательных исследованиях: при всей своей эксцентричности нет более, чем я, фундаментальной личности.
Не читать мои обзоры – это все равно как не смотреть нового Спилберга и не читать ВИКТОРА ШКЛОВСКОГО, который и научил меня слову “КОМПЕНДИУМ”.
С него и начнем.
КНИГИ. ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ.
“Человек один идет по льду, вокруг него туман”.
Чтение отмеченного печатью Гения Шкловского – занятие, в корне энергозатратное (я имею в виду, конечно, энергию умственную, но вы-то в перерывах между страницами, как иной раз делаю я, можете и поотжиматься, разгоняя кровь).
Два примечания.
Эта проза не показана ледышкам, в нее нельзя бросаться очертя голову.
В этой блестящей прозе нет никакой расчетливости, она нервическая, специальная, вместе глубокая, стремящаяся в сердце, соединяющая прошлое с настоящим, чтобы основательнее приготовиться к будущему.
Там нет трюизмов вроде “путь истинной любви тернист”, для таких прописей у Шкловского слишком парадоксальное мышление.
Он бывает шумливым, бывает пианиссимо, яростным, блаженным (очень редко), но всегда блюдет баланс.
Между высоким и низким, черным и белым, страстью и аналитикой вдумчивой, как я в четыре пополуночи (когда я начинаю свой день).
МУЗЫКА.
АLIСЕ СООРЕR с его “РАRАNОRМАL” никого ни удивит, ни, как в баснословно-достославные времена, не напугает.
Спасибо, что живой; кто бы мог подумать, что он дотянет до этих лет, а он, курилка, – вот он: в амбицию не ударился, никакого ригоризма и совершенно бесцветная музыка.
“КАЛИНОВ МОСТ” мне всегда нравился.
В новом альбоме “СЕЗОН ОВЕЦ” есть первостатейные пьесы: “НА УРАЛ”, “ОПЛОТ”, “ВСАДНИКИ”.
ДМИТРИИ РЕВЯКИН, по выражению Довлатова, “археологический человек”.
Выражаясь по-умному, его песни – о поиске экзистенциальных перспектив.
“QUЕЕN ОF ТНЕ CLОUDS”.
Ничегошеньки не знаю о девице, чей портрет на обложке.
И ничего из альбома не узнал.
“Воскликновеньями своими” (Баратынский) она меня не впечатлила.
А ДОРН-ранний, певший в группе “ПАРА НОРМАЛЬНЫХ”, – впечатлил.
Тогда он был прост, как русский сериал, но за одну песню “ТЫ НЕ ШАРИШЬ” я бы положил ему пожизненное жалование.
А песня “СКАНДАЛ”!
Блестящий параноидальный манифест.
МАРК РОНСОН, влюбивший в себя мир искрометной коллаборацией с БРУНО МАРСОМ (“UРТОWN FUNК”), в сольной работе (правда, там тоже выдающиеся имена; например, СТИВИ УАНДЕР! Но что они там делают, решительно непонятно) предстал весьма бесцветным музыкантишкой.
ОNUКА – дива из Украины, ее я стал слушать после настойчивых и, следственно, восторженных рекомендаций славных людей, знающих толк в музыке.
Сказать, что то была кульминация моей жизни, что я теперь знаю, в какой ситуации можно и должно слушать ОNUКА, я не могу.
Но что это музыка высочайшего разбора, это точно, это определенно.
RUFUS WАINWRIGНТ вам должен понравиться: он по-тихому изощренный, таких, “в гроб сходя, благословил” бы и Джордж Майкл, по которому я скучаю.
Песенки беззаботные, настолько свежие, будто в доме после долгой зимы открыли окно и хлынула свежесть.
Никакой экзистенциальности, никакого надрыва – трепетные песенки о том, что сердце не убережешь, сколько ни обороняй.
СЕРИАЛЫ.
“ИГРА ПРЕСТОЛОВ”.
Я не могу пройти молчанием седьмой сезон.
Лучшее, что в нем есть, – это релятивист КИМ ХАРРИНГТОН, играющий ДЖОНА СНОУ, и колоритные головорезы-перипатетики.
Младшая СТАРК мутировала в чудовище, ЭМИЛИЯ КЛАРК уже не та, да там все уже не те.
Но Харрингтон хорош, он играет так, что в победу добра начинаешь верить.
Ну и снято, конечно, так, что глаз не оторвать.
БИЛЛИ БОБ ТОРНТОН справился с бенефисом в “ГОЛИАФЕ”, но его манера игры, построенная на одном выражении лица, раздражает.
Это даже не релятивизм, а какой-то буддизм, овеянный марихуаной.
Надо бы спросить у нашего РОДНЯНСКОГО, работавшего с актером, не принимает ли тот во время работы транквилизаторов.
Но все равно чрезвычайно интересно наблюдать битву маленьких людей с охреневшими корпорациями.
Но это еще что.
В сериале “ПУСТАЯ КОРОНА” БЕН УИШОУ играет РИЧАРДА ВТОРОГО, отрекающегося от трона.
ШЕКСПИР в гомосексуальной интерпретации.
Натурально тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой, а главный герой -такой откровенный п…., что Сергей Зверев покажется вам Дэниэлом Крэйгом.
В “НОЧНОМ АДМИНИСТРАТОРЕ” ХЬЮ ЛОРИ хмурит брови, а ТОМ ХИДДЛСТОН изо всех сил пытается оправдать звание первейшего из актеров поколения.
Мини-сериал об оружейном бароне и продажности всех разведок на земле на фоне трагической любви агента и гризетки – собственности барона.
Дальнейшее – предсказуемо, как нынешняя игра ЦСКА.
“ПОКАЖИТЕ МНЕ ГЕРОЯ” – это ДЭЙВ САЙМОН, а если этот человек что-то снимает, это “что-то” надо беспременно смотреть.
Меня восхищают его многофигурные композиции, плотность его нарратива.
“ПМГ” – может, и не концентрированное воплощение лучшего, что умеет ДС, но рассказ про мэра маленького городка, который старается жить по совести, снят качественно и захватывающе.
А “ЗАВУЧИ” – это просто смешно до боли в животе.
ДЭННИ МАКБРАЙД умеет очень органично играть имбецила.
КИНО.
“СУДЬЯ”.
РОБЕРТ ДАУНИ-МЛАДШИЙ – это вам не только “железный человек”, это дивный актер, умеющий играть и мазурика на грани психического срыва, и жертву релегации, и парня, рухнувшего в майну, и козла, неглижирующего святым, и рефлексирующего добряка.
Я рекомендую вам драму “СУДЬЯ”, где он на пару с выдающимся РОБЕРТОМ ДЮВАЛЛОМ играют сына и отца, полжизни не ладивших друг с другом, но оказавшихся перед необходимостью наладить отношения ввиду ЧП.
Такие фильмы даже физически смотреть непросто: вспомните “АВГУСТ” С МЭРИЛ СТРИП.
Сын – одно с отцом по сложности нрава, но не желает этого признавать.
У обоих богатая внутренними силами натура, и оба безапелляционны.
Дауни играет существо образцовой невыносимости, умеющее скрывать наличие золотого сердца.
Но когда его отца обвиняют в убийстве, а у самого отца, вредного, но одинокого старика, обнаруживают болезнь Альцгеймера, – видеть, как они тянутся друг к другу…
Сильнейший фильм “71″.
Так называется пронзительная военная драма о британском солдате, угодившем в полон к ирландским террористам; драма, доказывающая, что любая война суть вместилище человеческого мусора, где каждый, кто заправляет ею, – прекрасный и вместе отвратный пример ошибки эволюции.
Эта лента снята без михалковского суесловного кривляния: я говорю о псевдоэпических продолжениях “Утомленных солнцем”, где онтогенез повторяет филогенез, а по уровню абсурда можно измерить скачки уровня благосостояния режиссера.
Режиссер не ставил задачу: “Побольше жестокости, щепотка жалости к бедным жертвам и подливка из поруганной морали”.
Обратите внимание на главного героя: это не отставной козы барабанщик, как в наших новых фильмах, а доподлинный, даром что вызывающе молодой, актер (не запомнил пока имени, но он блистает в шедевре “ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА” (“МЕЧЕНЫЙ”).
И он, и все мы “слишком тонко устроены для грубого мира”, где насилие давно стало норм ой.
КЛАССИКА.
СЕРГЕЙ ТАНЕЕВ, серия “КОЛЛЕКЦИЯ ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ”.
“СИМФОНИЯ НОМЕР 4 ДО МИНОР”!
Высокотурбулентная армагеддон-музыка – вот что это такое.
Но кто из вас вообще слышал про Танеева?
Между тем он, как и Глинка, относится к людям, составившим славу русской музыки.
Это, конечно, не Мусоргский и не Римский-Корсаков, но и в его музыке слышно биение сфер, слышно, что рефлексия тождественна счастью, без рефлексии русский человек и не человек вовсе.
ЭПИЛОГ.
Это же естественно, как пищеварение: радоваться ежедневным прикасаниям к искусству.
Надеюсь, мой обзор поможет вам избыть осеннюю хандру, я-то как раз в пору дождя со снегом аки рыба в воде, это очевидно ведь по моим высокохудожественным мыслям, которым я один и умею придать сумасшедший размах.
А все почему? А все потому, что жаден до жизни, умея находить в ней то, что помогает расцветать, а не чахнуть.
Не кукситесь, у вас есть Я.
И искусство.