«Маршалл»: У нас есть закон!

 Маршалл

Сегрегация – пережиток американской истории с очень, очень плохим и до сих пор болезненным значением. Особенно для семей с отличным от белого цветом кожи. Явление это приобрело глобальный для страны характер сразу после принятия 13-ой поправки в 1865 году, которая де-юре отменяла рабство на американской земле. Стали обыденными такие явления, как разграничение посадочных мест в общественном транспорте, негритянские военные подразделения, раздельные туалеты, раздевалки, рукомойники, даже палатки с мороженным имели две кассы – для белых и для цветных. Но одним из самых жесточайших и несправедливых обычаев того времени стала расовая сегрегация в школах. Чернокожие дети не могли пойти в ближайшую к дому школу, а вынуждены были с трудом добираться в удалённые на другой конец города учебные заведения, которые по качеству и обслуживанию заметно уступали аналогам для белых. «Цветных» детей терроризировали, унижали, оскорбляли и принижали белые (не только дети, но и взрослые). Такое случалось и по пути в школу, и во время будничной прогулки по улице. Так или иначе, расовому разделению в школах должен был прийти конец. И он пришёл вместе с Тэргудом Маршаллом, легендарной личностью и первым в истории афроамериканцем, ставшим судьёй Верховного суда США.

 

Однако до того как стать судьёй Верховного суда (1967 год) и даже до победы над сегрегацией в школах (1954), Тэргуд сыграл важную роль в истории чернокожего народа, став главным лицом и основным представителем американской организации, отстаивающей гражданские права цветных в суде. Биографический фильм Реджинальда Хадлина «Маршалл» не позиционируется как просто байопик о легендарной личности, он показывает героя в деле. Этим делом на заре карьеры Тэргуда стал суд над чернокожим шофёром Джозефом Спеллом (Стерлинг К. Браун), которого богатая белая работодательница по имени Элеонор Струбинг (Кейт Хадсон) обвиняет в изнасиловании и покушении на жизнь. Партнёром Маршалла по защите становится местный юрист еврейского происхождения Сэм Фридман (Джош Гад), никогда до этого не работавший над криминальными делами. Его выбрали, потому что он из Коннектикута, где проходит заседание и где произошло возможное преступление. Маршалл же приехал из другого города, поскольку обвиняемый чёрного цвета кожи, и это его специализация. Им двоим в здании суда противостоит высокомерный и заносчивый прокурор Лорен Уиллис (Дэн Стивенс), а за его пределами – вопиющий расизм и антисемитизм, активно способствующие гниению американского общества изнутри. 

 

Самого Маршалла играет Чедвик Боузман, для которого кино становится настоящим бенефисом. Любопытно, что Боузману не впервой изображать на экране борца с неравноправием по расовому признаку: в фильме Брайана Хелгеленда «12», вышедшего в 2013 году, он сыграл роль американского бейсболиста Джеки Робинсона, который стал первым чернокожим игроком в Главной лиге бейсбола в XX веке. В том фильме за уничтожение разделения по расовым признакам в спорте герой Боузмана боролся не один, ему помогал белокожий бейсбольный администратор Брэнч Рики, которого сыграл Харрисон Форд. Здесь в паре с Чедвиком Джош Гад, и их актёрский тандем получился ещё более запоминающимся. Оба персонажа – представители того или иного меньшинства из-за своего происхождения. Напористый Маршалл не намерен с этим мириться, в то время как Фридман наоборот не желает привлекать к себе внимание, хотя даже он понимает, что в современном американском обществе расизм приводит к более плачевным последствиям, нежели антисемитизм. Очевидно Сэм – не из тех, кто будет стоять в стороне, пока другие становятся жертвами несправедливости и предубеждений, он попросту не знает, как бороться, и не уверен в своих силах. Однако Маршалл и знает, и уверен. Но главное: у него есть то, чего не было ещё совсем недавно у его предков и всего чернокожего населения – у него есть закон!

 

Если ты можешь сложить пальцы в кулак, это ещё не значит, что ты умеешь бить. Во время судебного процесса кулаком служит Фридман, однако техника и точность удара продумывается и полностью зависит от Маршалла. Их командная работа в зале суде отточена словно «двоечка» в боксе со скоростью Мухаммеда Али и мощью Майка Тайсона. Да, пропуск пары ударов под дых от прокурора, а порой и (что самое возмутительное) от судьи вынуждает защиту сделать шаг назад, но никогда не задуматься о поражении или в данном случае согласии на сделку. Химия между Гадом и Боузманом пропитывает экран и электризует далеко не самый захватывающий жанр в кино, именуемый судебной драмой. Одной из самых ярких и важных с точки зрения эмоциональной связи между персонажами становится сцена перед очередным заседанием, когда Тэргуд рассказывает о наставлении своего отца по поводу «разрешений» и «приказов» побить того, кто осмелится назвать его сына «ниггером». Именно в этой сцене Маршалл сравнивает Фридмана с боксёром, славившимся своим напором и чувством собственного достоинства.  

 

Нельзя обойти стороной и замечательного драматического актёра Стерлинга К. Брауна, который в прошлом году блистал в «Американской истории преступлений», а в этом получил заветную премию Эмми за роль в сериале «Это мы». Стерлинг выдаёт всё своё мастерство, скрываемое фильмом за прописанной характеристикой персонажа в сценарии, в финальном акте, когда приходит время услышать версию обвиняемого. Но насколько впечатляет Браун в одном лишь монологе, настолько ничем не привлекают за весь фильм уж больно манерные и плоские персонажи Хадсон и Стивенсона. Да, наверное, и не должны они привлекать, поскольку кино с самого начала очевидно встаёт на сторону Маршалла, по полной используя обаяние Боузмана и следуя классическим заветам feel-good movie – в центре которого воодушевляющая история, поданная легко и с юмором, а также приятные персонажи, которым хочется сопереживать. 

 

Хадлин, который набил режиссёрскую руку преимущественно на сериалах разного калибра, по мере возможностей избегает типичных штампов и драматических рычагов, свойственных историческим фильмам о расовых проблемах Америки. Кроме того он не пытается охватить всю карьеру своего титульного героя или осветить равномерно каждую из его жизней – личную, профессиональную, общественную. Режиссёр работает по завету «не рассказывай, а показывай». А как мы знаем, именно поступки говорят о человеке больше. В данном случае его работа во время одного конкретного судебного процесса, не самого громкого в его карьере, но весьма показательного и важного. У Боузмана впереди череда блокбастеров: «Черная пантера» (где также появится Стерлинг К. Браун) и третьи «Мстители». Поэтому «Маршалл» становится очень важной и этапной работой в фильмографии актёра. Здесь он выдаёт, пожалуй, свою самую лучшую роль, и Марвел должны быть счастливы, что им удалось взять под своё крыло такой талант.

 

И в конце хочется сказать пару слов об атмосфере фильма. Судебная драма Реджинальда Хадлина выглядит, звучит и ощущается как старомодное, чисто американское кино эпохи джаза, который, к слову, композитор Маркус Миллер использует часто и по назначению. А финальная песня Stand Up for Something, сопровождающая титры, в исполнении Андры Дэй и Коммона вполне может пойти наградным путём оскароносной композиции Glory из «Сельмы». Монтаж и переходы между сценами также выполнены в стиле старых фильмов, что вместе с раритетными автомобилями, учтивыми к эпохе нарядами и отличительными пейзажами прекрасно воссоздают эстетику Америки 40-х годов. «Маршалл» ― атмосферное и воодушевляющее кино, затрагивающее важные проблемы, отголоски которых слышны даже в сегодняшнем американском обществе. Однако, несмотря на серьёзность темы, Хадлин рассказывает свою историю с лёгкостью и отличным юмором, превращая нудное судебное разбирательство в чистое развлечение. У него вышел грамотно поставленный байопик с выдержанным стилем и безмерно талантливым Чедвиком Боузманом на главной роли. Если расовая сегрегация – тёмная страница в истории США, за которую стране должно быть стыдно, то Тэргуд Маршалл – легендарная американская личность, которой может гордиться весь мир.

Маршалл (Marshall)

Marshall Poster

Год: 2017

Жанр: драма, биография

Страна: США

Режиссер: Реджинальд Хадлин

Сценарий: Джейкоб Коскофф, Michael Koskoff

Продюсер: Реджинальд Хадлин, Джонатан Сэнгер, Пола Вагнер

Оператор: Ньютон Томас Сигел

Композитор: Маркус Миллер

Художник: Ричард Хувер, Джефф Шоен, Рут Е. Картер

В ролях: Чедвик Боузман, Джош Гад, Кейт Хадсон, Стерлинг К. Браун, Дэн Стивенс, Джеймс Кромуэлл, Киша Шарп, Роджер Гуэнвёр Смит, Деррик Баскин, Барретт Досс

Бюджет: $12 000 000

Мировая премьера: 20 сентября 2017

Премьера в РФ: 19 октября 2017

Продолжительность: 118 мин. / 01:58


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»