«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»: Так и живём

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов docx

Бесспорно, первым делом фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» привлекает внимание своим названием. Почему-то на ум приходят ассоциации с нашей известной поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Но сравнивать дебютный фильм уроженца Ханты-Мансийска Александра Ханта с великим произведением Николая Алексеевича Некрасова как-то неуместно, опрометчиво и попросту странно. Или же всё-таки эти две работы, разделённые более чем 150 годами и выполненные в совершенно разных формах изложения, имеют кое-что общее и допускают сравнение?

 

Давайте вспомним поэму Некрасова. Во-первых, это путешествие. Семь крестьянских мужиков путешествуют по Руси с одной единственной целью, о которой позже. Фильм Ханта – тоже путешествие, редкий образец качественного российского роуд-муви, чем-то даже напоминающий прошлогоднюю «Американскую милашку» Андреа Арнольд. Наверное, тем, что в обоих фильмах главные герои потрёпанны судьбой, выходцы из неблагополучных семей и обитатели фактически низов общества. Но здесь их не семеро, как у Некрасова, а всего лишь двое. Одного зовут Витька Чеснок (Евгений Ткачук) – 27-летний парень, вкалывающий на мусороперерабатывающем заводе и тратящий свободное время на алкоголь, ночные бары и девушек сомнительной репутации. У него детдомовское прошлое, куда он попал в раннем детстве после ухода отца и последующего самоубийства матери, что в свою очередь отражается на собственной семье Чеснока – жену он не любит, с сыном даже не разговаривает. Второй – Лёха Штырь (Алексей Серебряков), неожиданно объявившийся отец Витьки с криминальным прошлым, парализованный ниже пояса. Чесноку бы век его не видеть, но когда выясняется, что Витьке может по наследству перейти квартира, кредит на которую он безуспешно пытается взять, то Чеснок соглашается на авантюру – собственноручно сдать блудного папашу в инвалидный дом. Вот только ближайший из них в 800 километрах. Так начинается непредсказуемое дорожное приключение по современной Руси, которое постепенно превращается в духовное путешествие по пути прощения и переосмысления собственных ценностей.

 

Но давайте снова вернёмся к Некрасову. Что искали крестьяне? Правильно, счастливого человека или другими словами – счастье. Не будет лукавством назвать корнем всех стремлений главных героев – поиск счастья. Витьке, будучи типичным крестьянином, многого от жизни не нужно – телега есть (в данном случае, красный фургончик с изображением орла между передними фарами), баба из колхоза есть (Лариска – Алина Насибуллина), не хватает лишь хаты. Поэтому квартира для Чеснока – предел мечтаний. Мы можем только гадать, почему Лёха бросил сына в детстве, но скорее всего опять же ради поиска более счастливого жизненного расклада (но как часто в таких случаях бывает в России, закончилось всё это тюремным сроком). А теперь, парализованный и одинокий, Штырь понимает, что жизнь прошла, а с ней и все былые амбиции. У него кроме наколок по всему телу и закрытого на замок чемодана ничего и не осталось, поэтому для него счастье имеет тоже всего лишь одну конкретную форму – быть кому-то нужным.

 

И вот эти двое отправляются в путь. По законам роуд-муви, кто и что у них встречается на пути – самое интересное. Да, возможно, попутчиков Хант предлагает не самых ярких и запоминающихся, но саму поездку это ничуть не портит. Потому что «Как Витька Чеснок…» снят великолепно. Режиссёр потрясающе работает с цветами, в особенности с красным, желтым и зелёным. Кислотные кроссовки прекрасно сочетаются с зелёными спортивками и контрастируют бордовым гаражам, а кадр с красной машиной на заднем плане и желтыми цветами на переднем просто завораживает красотой уже не «пацанской», а самой настоящей эстетической. Кроме того операторская работа Даниила Фомичёва заслуживает отдельного разговора – камера всё время пытается найти необычный ракурс (то снизу, то со стороны, то рисуя «голландский угол»), играет с красками и каждым своим кадром кричит о свежем взгляде. Кино Александра Ханта действительно выглядит очень свежим, напоминая одновременно раннего Бойла (монтажом, камерой и саундтреком) и современный американский инди-кинематограф. Но, естественно, с понятным только нам колоритом и знакомым только нам образом жизни.

 

Россия Ханта настоящая, живая. Со всеми этими коврами в квартирах, десятками иконок, с российскими дорогами, заводами, «ночными дискотеками» (хотя надо отдать должное автору, начальная сцена получилось не просто невероятно стильной, но и отчасти гротескной) и, конечно же, людьми. Кавказцы на тонированной девятке, “пацаны” с района, воры в законе, уголовники и все в таком роде. Но самое главное, что акцентируя внимание на всех этих персонажах, кино Ханта остаётся очень умным и интеллектуальным произведением. Оно не критикует, не осуждает, а просто показывает историю двух представителей «непривилегированной» прослойки, упакованную добротной щепоткой чёрного юмора. Наблюдая за всей этой «провинциальностью» и простодушьем обитателей российских глубинок с их говором и приземленными ценностями, совершенно не ощущается никакого утрирования, сарказма, преувеличения или гипертрофирования по отношению к нашим реалиям. Вот смотришь на всё, что происходит в «Как Витька Чеснок…», а в мыслях так и вертятся слова из песни FOLKPRO MUSIQUE, что звучит в фильме – «так и живём».

 

К слову о песнях. Саундтрек состоит из чистейшего русского рэпа. В абсолютно любом другом комедийном российским фильме это воспринималось бы как грубая пошлость и плохой музыкальный вкус, но только не у Александра Ханта. Такой музыкой он убил сразу двух зайцев – придал картине любопытный комедийный оттенок и отчётливее прорисовал внутренний мир Чеснока. Витька любит незамудрённый русский рэп, который, кажется, идёт в комплекте с кислотными кроссовками, спортивками и борзой натурой главного героя. Музыка олицетворяет его, помогает ему двигаться по жизни и в каком-то извращённом смысле даже делает из него тверской вариант «малыша на драйве» (он тоже сирота и тоже вынужден ухаживать за парализованным колясочником). Благодаря созданному с первых кадров антуражу и атмосфере российской глубинки всякие Грибы, «патимэйкеры» и речитативы про «ментов» становятся попросту неотъемлемой составляющей общей картины происходящего, без которых, может, и было бы хорошо (ведь всё также останутся диалоги, персонажи и интересный сценарий), но определённо это бы было уже не то.

 

Хотя в фильме не раз затрагиваются серьёзные темы вроде несчастных семей, последствий взросления в детдоме, натянутые отношения с отцом и так далее, «Витька Чеснок…» лучше всего выстреливает как забористая криминальная комедия, нежели серьёзная драма. Видно, что и Хант это понимает, в некоторых сценах откровенно играя на зрителя – как в моменте «знакомства» Витьки с кавказским парнем своей сестры, о которой Чеснок даже не догадывался до поры до времени – и ведь всегда удачно: как минимум зрительский зал заливается смехом, как максимум – аплодисментами. Многим самым запоминающимся моментам фильм обязан актёрской гибкости Ткачука и Серебрякова, которых так и хочется разделить на команды Талии и Мельпомены: после очередного уморительного эпизода с Чесноком следует короткий драматический мастер-класс от Штыря. Но порой актёры меняются амплуа и даже работают в унисон, как например, в единственном трогательном диалоге персонажей, который очевидно был направлен на раскрытие их отношений, но для выполнения этой цели фильму, как правило, одного подобного момента не достаточно.

 

Работа Ханта отлично вписывается в яркую общую картину российского кинематографа 2017 года, составляя компанию трогательной трагикомедии Бориса Хлебникова, жёсткой притче о последствиях нелюбви Андрея Звягинцева и пронзительному авторскому дебюту Кантемира Балагова. Понятное дело, «Витька Чеснок» из другой весовой категории, но это не делает его хуже. Комедий в России пруд пруди, но хороших их них как снега в Аргентине. А независимые российские комедии да ещё и с выстреливающим чёрным юмором и интересными многогранными персонажами – так вообще редкость страшная. Это кино само по себе очень цельное и что главное – оно полностью удовлетворяет все режиссёрские амбиции. Оно смелое, профессиональное и самобытное. Большой и уверенный дебют Александра Ханта, который на своём примере доказывает, что и в России есть место инди-кинематографу, колоритному, стильному и изобретательному.

Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (Kak Vitka Chesnok vez Lehu Shtirya v dom invalidov)

Год: 2017

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов docx    Постер

Страна: Россия

Режиссер: Александр Хант

Сценарий: Алексей Бородачёв

Продюсер: Федор Попов, Владимир Малышев

Оператор: Даниил Фомичев

Художник: Ася Давыдова

Жанр: драма, криминал

Бюджет: 25 000 000 руб.

В ролях: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук, Ольга Лапшина, Алина Насибуллина, Георгий Кудренко, Роман Шаляпин, Александра Велескевич, Ксения Орлова, Наталия Вдовина, Дмитрий Архангельский

Мировая премьера: 6 июля 2017

Премьера в РФ: 12 октября 2017, «Стелла-Релиз»

Продолжительность: 90 мин. / 01:30


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ас управляемой дискуссии
«Бегущий по лезвию 2049»: Любовь или математический расчёт?


««« »»»