«Смерть на Аляске»: Падение с быка

 Смерть на Аляске 2

Мрачный, жесткий нео-нуар Джэми М. Дагга «Смерть на Аляске» ― это напряжённый, плотно упакованный палп-фикшен, от которого мороз по коже, но невозможно оторваться. С точки зрения географии, события разворачиваются в забытом богом городишке самого северного штата Америки, с точки зрения духа – где-то на территории братьев Коэн. Преступная волна прошлась по маленькому провинциальному городу, словно лесной пожар, виной чему один единственный человек по имени Элвуд (Кристофер Эббот), как нельзя кстати подходящий под описание «сила природы». Он поселяется в небольшом мотеле Sweet Virginia (именно так называется кино в оригинале, что не является отсылкой к чрезвычайно популярной в 2017 году песне Джона Денвера), управляет которым бывший чемпион по родео Сэм (Джон Бернтал). Познакомившись, они узнают, что у них общие корни – оба из Виржинии. А ещё общая знакомая – новоиспечённая вдова Лила (Имоджен Путс), заказавшая собственного мужа Элвуду (эдакая обратная сюжетная завязка из «Фарго»), но внезапно обнаружившая, что расплачиваться ей нечем.  

 

Именно Кристофер Эббот (чья феноменальная игра в «Джеймсе Уайте» стала украшением 2015 года), изображая жестокого и неуравновешенного киллера с намеренно нечётким произношением, задаёт тон всему фильму. Он привносит все оттенки обезображенной и застилающей глаза злости в свою роль, захлёбываясь от ярости и избивая до полусмерти незнакомцев, его Элвуд ― это второе пришествие Антона Чигура в кинематограф, чьи методы включают в себя все сорта ультра-насилия. Но и Бернтал не уступает ему ни дюйма экрана в нетипичной для себя роли персонажа, преследуемого собственным прошлым и который просто хочет начать всё с чистого листа. Эти двое спокойно могли бы поменяться ролями, ибо таланта хватает у обоих, но именно в таком раскладе оба актёра сияют в этом непроглядном, мрачном царстве ночи и жестокости. 

 

«Смерть на Аляске» ― это инди-кузен «Ветреной реки» Тейлора Шеридана с тем же Бернталом, но только ещё и со знанием, кто убийца, с самого начала. Обе картины крайне холодные, вот только Дагг обходится даже без снега в кадре. Его фильм суровый, как падение с быка, что испытал Сэм в прошлом, аутентичный и темный. И тёмный он, не потому что локация расположена на дальнем севере, где в определённое время года ночь становится невероятно длинной, а из-за эстетики самого фильма, в котором даже днём у теней есть тени. Это достигается благодаря операторской работе канадки Джессики Ли Ганье, чьи длинные не приукрашенные планы буквально пульсируют потенциальным простором для насилия. Ночные пейзажи вместе со строгим и отлаженным музыкальным сопровождением братьев Блэр рождают неописуемо атмосферное кино, которое визуально покоряет. «Смерть на Аляске» держит в напряжении от начала до конца с такой эффективностью, что становится трудно дышать при просмотре. Кроме того, на общую эстетику фильма работают ещё и локации, на которых всё происходит, ― они столь же отчуждённые, как и действующие лица.  

 

Сценарий братьев Чайна, попавший в 2012 году в «чёрный список», конечно, не идеальный и порой слишком часто опирается на недосказанности, однако в нём отлично приписаны диалоги, он достаточно последовательный и дотошный по отношению к персонажам. Вдобавок, для настоящих ценителей нео-нуара «Смерть на Аляске» ― настоящий, необработанный и ещё даже не очищенный от земли и грязи алмаз. Будто бы братья Коэн экранизировали рассказ Антона Павловича, в котором и чеховское «краткость – сестра таланта» вписывается в формат минималистического жанрового триллера, и ружьё стреляет.  

Смерть на Аляске (Sweet Virginia)

Жанр: триллер, драма

Год: 2017

Страна: США, Канада

Режиссер: Джэми М. Дагг

Сценарий: Бенджамин Чайна, Пол Чайна

Продюсер: Крис Фергюсон, Брайан Кэвэна-Джонс, Фернандо Лурейро

Оператор: Джессика Ли Ганье

Композитор: Брук Блэр, Уилл Блэр

Художник: Дэнни Верметт, Джастин Людвиг, Mia Fiddis

Монтаж: Дафф Смит

В ролях: Джон Бернтал, Имоджен Путс, Кристофер Эбботт, Розмари ДеУитт, Джаред Абрахамсон, Одесса Янг, Джозеф Лайл Тейлор, Дарси Лори, Виктория Бидвелл, Камерон Хилтс

Мировая премьера: 21 апреля 2017

Продолжительность: 105 мин. / 01:45


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»