Станислав Кучер о «Взгляде» в своём Facebook’е

Рубрики: [Фейсбук]  

А я только что совершил совершенно потрясающий трип во времени. Практически в буквальном смысле. То есть на какое-то время вообще забыл, где я, кто и что вокруг – это было невероятно круто и волшебно!
Дело в том, что ровно 30 лет назад, 2 октября 1987 года в эфир вышел первый выпуск программы «Взгляд». Я вспомнил об этой дате, когда после активной первой половины дня решил часок вздремнуть. Закрыл глаза, но спать не получилось. В какой-то момент я увидел со стороны себя, 15-летнего восмиклассника, и свою 66-летнюю бабушку Олю в нашей двухкомнатной орловской квартире, точнее – в большой комнате, где стоял телевизор. Невозможно описать, как, но в следующую секунду я словно переселился в голову того парня – или его сознание со всеми тогдашними мыслями, эмоциями, ощущениями, ожиданиями наполнило меня сегодняшнего. «Вечерняя информационно-развлекательная программа», как анонсировали ее в местной газете «Компас», должна была начаться с минуты на минуту, бабушка принесла с кухни макароны по-флотски, а я решил забежать в ванную, где у меня стоял фотоувеличитель, чтобы напечатать еще пару фотографий девочки, которая мне нравилась. Потом я дышал на балконе холодным воздухом и отжимался, пытаясь прогнать внезапно накатившую тоску, а потом бабушка крикнула: «Началось!»
И дальше действительно началось нечто, что сейчас выглядит как какое-то на коленке сделанное home video, но что тогда взорвало мне мозг, как никакое другое зрелище после. Ритмичная музыка, заставка с написью «Вечерняя программа», танцующая девчонка в красной юбке из театра пластической импровизации Олега Киселева, ведущие, которым Киселев напоминает, что они забыли представиться, и которые, перебивая друг друга, зачитывают новости с телетайпа, а затем, наконец, представляются – Владислав Листьев, Дмитрий Захаров, Олег Вакуловский и Александр Любимов – и начинают спорить о том, как должна называться эта программа, у которой еще нет названия. А потом звучит Градский с песней, в которой высмеивает телевидение и телезрителей – «Для того, чтоб телевидеть, можно даже еле видеть, можно даже еле слышать, полу-думать, полу-спать…» – и на перебивках Листьев сидя пританцовывает в такт…
И все это происходит там, в Москве, в Останкино, здесь и сейчас, в прямом эфире. И меня накрывает чувство неописуемой радости и оптимизма от ощущения причастности к этому новому времени и этой революции, которая происходит у меня на глазах. Когда программа заканчивается, бабушка Оля, протирая очки, улыбается и задумчиво говорит: «А что, он прав, этот Васильев (Владимир Васильев, балетмейстер, зачитавший в эфире письмо Коротичу о конфликте в Большом – Ст. К.) – хватит уже по телевидению лить воду, надо говорить о том, что всех волнует…» Бабушка открывает шкаф, наливает себе рюмочку настойки, выпивает и задорно интересуется: «Тебе макарон положить еще?»
Я так и не заснул, а, когда этот трип закончился, открыл комп и нашел видео того самого первого взглядовского эфира. Это фантастика – я действительно заново пережил тот вечер, а первые реплики и сюжеты вообще вспомнил один в один. Бывает же…
О том, чем стал «Взгляд» и его ведущие для миллионов советских людей, написано и сказано столько, что нет смысла повторять. Меня сейчас другое вдохновило. За год до появления «Взгляда» подобную программу в принципе невозможно было представить на советском ТВ. Через год после его выхода в эфир невозможно было представить, что может быть по-старому. Потом «Взгляд» на два месяца закрыли, потом он снова вышел, потом наступили 90-е и такое телевидение, по сравнению с которым прямые эфиры «Взгляда» казались милым безобидным нафталином, а о возвращении на ТВ совковой модели мог фантазировать только выживший из ума старпер.
Возможным, как показали эти тридцать лет, оказалось все, включая самые невероятные и абсурдные сценарии. И лично меня это радует, поскольку говорит об одном: любые сценарии возможны и в будущем. Телевидение – а под этим словом я сейчас понимаю не метровые каналы, а вообще все, что можно смотреть и прежде всего интернет – разумеется, никогда не будет таким, каким оно было раньше. Но я ни секунды не сомневаюсь: мы еще станем свидетелями wow-эффекта, подобного тому, какой 30 лет назад произвел «Взгляд». Где и как это случится – в youtube, в соцсетях, в телеэфире – понятия не имею. Но это обязательно произойдет. Раньше, позже – сроки не имеют значения. Время, как и кульбиты этого маятника, существует только в наших собственных головах. Я и в 15 лет об этом подозревал, а сейчас – абсолютно уверен.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»