«Сделано в Америке»: Гринго, который всегда доставляет

 Сделано в Америке

После невероятного успеха «Грани будущего» режиссёр Даг Лайман и актёр Том Круз снова объединились для производства нового фильма. От футуристической фантастики они отошли в сторону биографического триллера об одном из самых богатых людей Америки 80-х годов, о котором мало кто знал. Такой фигурой стал талантливый лётчик Барри Сил, за свою нельзя сказать что продолжительную жизнь успевший послужить гражданской авиации, правительству, секретным службам, колумбийским картелям и южноамериканским повстанцам. Барри Сил – для кого-то американский герой, для кого-то – просто жадный до денег контрабандист оружия и наркотиков, но кроме этого он – муж, отец, неисправимый авантюрист и, что самое важное, гринго, который всегда доставляет. 

 

Удивительная жизнь Барри Сила столкнула его со многими известными и важными личностями своего времени. Он переправлял оружие Фиделю Кастро на Кубу (в фильме об этом не сказано), познакомился с кланом Очоа в Гондурасе, имел тесные отношения с Медельинским картелем, в котором уже в те времена важную позицию занимал Пабло Эскобар, и наконец сам президент США Рональд Рейган лично пригласил Барри в Белый дом. Но поскольку его работа была тайной, то с ним контактировали и засекреченные личности, история о которых умалчивает. Например, связной из ЦРУ по прозвищу «Шайфер», которого в фильме изобразил Донал Глисон, часто неожиданно появляется в роли некого deus ex machina для Сила, помогаю ему и выручая до поры до времени. Материала для серьёзного триллера у Лаймана было достаточно, но он решил не идти по уже протоптанному пути сериалом «Нарко», фильмами «Кокаин» и «Лицо со шрамом», то есть не снимать очередной серьёзный криминальный триллер. «Сделано в Америке» ― это приключение, причём в заметной комедийной форме. Все неприятности и неудачи на пути Барри преподносятся с некой насмешкой из разряда «не всё коту масленица», оттого что выбранный тон фильма такой. Да и сама история не без откровенно смешных сцен, которые пару-тройку раз вас обязательно подловят и позабавят. Первый трейлер не обманул – нас действительно ждал младший брат «Волка с Уолл-Стрит», правда, более неуклюжий, несобранный, но уже достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы самому за себя постоять. 

В целом же, чему подсказкой служат начальные титры, кино снято в бросающемся в глаза олдскульном стиле. Кроме техниколоровской заставки Лайману в достижении ретро-картинки помогает оператор Сезар Шарлони, снимающий всё происходящее на ручную, подрагивающую камеру. Режиссёр решил рассказать историю по средствам полудокументальной съёмки со вкраплением ретро-эффектов и вклеек видеофрагментов других форматов. Нельзя сказать, что всё это работает до самого конца фильма, поскольку вместе с полушутливым закадровым пересказом событий голосом Круза кино начинает очень сильно напоминать недавнюю «Игру на понижение». То же байопик на серьёзную тему, рассказанную несерьёзным тоном. И если начинать проводить сравнения с картиной Адама МакКея, то они явно будут не в пользу ленты Лаймана. 

Однако можно предположить, что режиссёр изначально понимал, что сравнений с другими фильмами ему не избежать (ведь тематика уже затрагивалась в Голливуде несчётное количество раз), поэтому он очень тщательно подошёл к исполнительной части. Кроме отличительной съёмки стремительному повествованию помогает ещё и молниеносный монтаж, сменяющий события и акценты истории с такой скоростью, что некогда даже дух перевести. «Сделано в Америке» получился одним из самых бодрых байопиков этого года, потому что в нём есть заводной главный герой (Том Круз реабилитируется в глазах зрителей за «Мумию» и второго «Джека Ричера»), стремительный ритм, ряд очень успешных музыкальных решений и до ужаса интересная «неужели такое действительно было?» реальная история. 

История Барри Сила на самом деле удивляет. Весь фильм ты сидишь и задаёшься вопросами, как же так ему везёт и действительно ли такое было в реальной жизни. Однако как только ты начинаешь разбираться уже после просмотра со столь невероятной «реальной историей», понимаешь, что фильм основан на ней лишь выборочно. Во-первых, конечно, внешний вид подтянутого и стройного Круза не очень соответствует стокилограммовому лётчику-прототипу. Во-вторых, 55-летний Том, хоть и чрезвычайно молодо выглядящий для своего возраста, ну никак не тянет на восемнадцатилетнего подростка, которого завербовало ЦРУ. Да, в фильме временные рамки перепутаны и нарушены, что-то взято из конца его карьеры, когда Барри было за сорок (например, тюрьма в Гондурасе), что-то из его молодых лет (съёмка в Гватемале), и всё это наложили друг на друга, перемешали, чтобы события приобрели более стремительный и невероятный характер, а возраст главного героя как можно больше подходил под внешность Круза. У художественного произведения свои ценности, и оно никогда не стремилось за лаврами документального. Поэтому «Сделано в Америке» вполне можно простить его историческую вольность, ведь главное, что нам показали ключевые моменты жизни Барри Сила и показали их так, что во время просмотра тебе просто некогда думать ни о чём другом – настолько всё стремительно, хоть и зачастую слишком хаотично.

Чему трудно найти оправдания – это совершенно неинтересные и незапоминающиеся второплановых герои и их сюжетные ветки. Всё, что касается Барри Сила и его отношений с семьёй, показано очень плохо. Жена (Сара Райт), у которой только один вектор развития – рожать детей (у них вообще были имена в фильме, не говоря уже о хоть какой-нибудь роли в сюжете?), вроде как есть, а вроде её и нет. Партнёры Сила по контрабанде, которых даже отдельно представляют, но запомнить их всё равно не удаётся. Ужасно раздражающий братишка жены – Калеб Лэндри Джонс, кажется, даже не выходил из образа после «Твин Пикса»: что там, что здесь он абсолютно ненужный и отталкивающий персонаж, портящий всю цельность фильма. Джесси Племонс покушал вафли на экране в роли шерифа Мины, небольшого городка в Арканзасе. Даже Пабло Эскобар перед нами предстал милым колумбийцем, поедающим фрукты. Хотя здесь всё правильно, про него сняты десятки фильмов, а вот про Барри Сила не одного. Так что добро пожаловать на его бенефис. 

Как исторический фильм про криминальные отношения двух Америк в 70-80-х годах прошлого века «Сделано в Америке» не покажет ничего нового, но как очень бодрый приключенческий байопик об одной из любопытнейших фигур американской истории тех времён кино Дага Лаймана доставляет. Том Круз снова уверенно за штурвалом (буквально – после «Лучшего стрелка», фигурально – после череды однотипных ролей), вам же нужно лишь пристегнуться и насладиться ненавязчивым, манёвренным и по-летнему развлекательным двухчасовым полётом.

Сделано в Америке (American Made)

Расписание и билеты

Год: 2017

Жанр: боевик, триллер, драма, комедия, криминал, биография, история

Страна: США

Режиссер: Даг Лайман

Сценарий: Гэри Спинелли

Продюсер: Джилл Аренс, Райан Аренс, Брандт Андерсен

Оператор: Сезар Шарлони

Композитор: Кристоф Бек

Художник: Дэн Вейл, Патриция Аранго, Элизабет Каммингс

Монтаж: Эндрю Мондшейн

В ролях: Том Круз, Донал Глисон, Сара Райт, Джесси Племонс, Калеб Лэндри Джонс, Лола Кёрк, Джейма Мейс, Алехандро Эдда, Бенито Мартинес, Э. Роджер Митчелл

Бюджет: $80 000 000

Мировая премьера: 17 августа 2017

Премьера в РФ: 12 октября 2017, «UPI»

Продолжительность: 115 мин. / 01:55


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»