Дени Вильнёв ― пресс-конференция фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Рубрики: [Кино]  

Дени Вильнёв

Сегодня, 13 сентября, Москву посетил канадский режиссёр Дени Вильнёв, которого многие совершенно заслуженно называют главной надеждой современной научной фантастики. Прилетел он не просто так, а для того, чтобы представить свой новый фильм – продолжение культовой ленты Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Известно, что кино держится в строжайшем секрете, студия настолько боится, что какие-нибудь важные сюжетные детали утекут раньше времени, что даже отказалась посылать ленту на кинофестивали в Венецию и Торонто. Журналистам же на затравку показали лишь несколько сцен из будущего фильма, опять же без особо новой информации – в очередной раз подразнить ошеломляющей работой Роджера Дикинса.  

 

Модератором беседы выступил Антон Долин, проговоривший с режиссёром первую половину конференции, остаток же времени – для вопросов журналистов. Началось всё, конечно же, с научной фантастики. У Дени спросили, готовился ли он как-нибудь к съёмкам лент таких жанров (речь не только о «Бегущем по лезвию», но и о прошлогоднем «Прибытии») или же сай-фай был любовью всей его жизни. Вильнёв признаётся, что оба варианта правильные. Он любил этот жанр с самого детства, читая соответственные книги и смотря фильмы. Для него научная фантастика подобна «состоянию сна»: «Это очень интересный жанр для развития воображения», ― признаётся режиссёр. Он рассказал, как его пленила небольшая повесть Теда Чана «История твоей жизни», позднее превратившаяся в фильм «Прибытие». Но чтобы самому творить в жанре сай-фай, Вильнёв постоянно изучал всё больше и больше произведений этого направления, включая множество кинофильмов. Одним из таких стал, конечно же, оригинальный «Бегущий по лезвию». Первое знакомство с картиной Ридли Скотта режиссёр описывает как «живописное и яркое»:

 

«Я был тогда ещё подростком,  жил в небольшом канадском городке, интернета не было, и единственное, откуда мы могли черпать новости, информацию по большему счёту были только газеты. Я ничего не знал об этом фильме, не читал аннотации, понятия не имел, как его восприняли зрители или критики, я просто включил и погрузился в него с головой», ― рассказывает Вильнёв. Он уверяет, что этот фильм во многом повлиял на его дальнейший режиссёрский стиль и по художественной важности сравним с «Космической одиссеей» Кубрика. Больше всего в том возрасте его поразила эстетика фильма 1982 года, которую теперь можно проследить во многих его работах, даже не связанных с научной фантастикой.

 

Следующим вопросом Дени Вильнёва попросили рассказать, о чём фильм, кто его новые герои и как изменился мир оригинального «Бегущего по лезвию». На что режиссёр признался, что у него впервые такое в карьере, когда он вынужден разговаривать о своём новом фильме, который ещё никто даже не видел. Он ещё раз напомнил про особую секретность проекта и установленные студией правила, по которым он должен очень деликатно освещать сюжет фильма. Одной из самых трудных и в то же время интересных задач была – вообразить будущее оригинальной картины, ведь в каком-то роде она была пророческой: что-то, придуманное тогда, действительно стало нашей реальностью, а что-то, естественно, осталось в рамках фантастики. В показанных фрагментах упоминался блэкаут, произошедший между первой частью и второй. Событие, которое вывело из строя большинство техники на планете и значительно усложнило технический прогресс. Вильнёв намекнул, чтобы мы не особо воодушевлялись по этому поводу, блэкаут – далеко не самая важная часть сюжета.

 

Про новых персонажей Дени также высказался очень осторожно. Гослинг – в каком-то роде наследник Форда, оба персонажа блэйдраннеры, но герой Райана вынужден работать в более сложных технологических условиях, ставших последствием блэкаута. Ещё их объединяет меланхолия и проблемы на любовном фронте. И здесь, кажется, единственный раз, когда Дени чуточку приоткрыл нам завесу тайны. Режиссёр рассказал про работу с Джаредом Лето. Изначально его персонаж писался исключительно под Дэвида Боуи, но тот, к сожалению, покинул нас слишком рано. Тогда Дени стал искать замену, кого-то, кто смог бы привнести в персонажа такую же харизму, энергетику, драйв и художественную пластичность (здесь канадец пару раз запнулся на произношении, отшутившись тем, что выпил мало кофе с утра). Затем он добавил, что у Лето очень сложная роль, у него много по-настоящему шекспировских монологов, к которым нужно долго и основательно готовиться. Затем Вильнёв вспомнил знаменитую самоотдачу Джареда своим ролям – друг режиссёра Жан-Марк Валле рассказывал про подготовку Лето на съёмках «Даллаского клуба покупателей», потом всплыла история про «Отряд самоубийц» и крыс. В «Бегущем по лезвию» актёр также проявил себя – его персонаж слеп, и дабы войти в роль, Джаред всё время носил специальные линзы, которые ослепляли актёра по-настоящему. Он долго репетировал свои сцены в таком виде и пришёл на свой первый съемочный день, не снимая линз. Он не встречался до этого ни со съёмочной командой, ни с партнёрами по сцене, он даже не видел саму сцену, декорации и её установку. Сразу в роль.

 

Вильнёв отметил, что мир его фильма будет космополитическим. В нём нашлось немало места русской культуре в частности – упоминания целины и советского периода уже слышались даже в отрывках. Затем речь зашла о спецэффектах, и режиссёр в который раз прокомментировал, что он обожает всё настоящее – декорации, эффекты, транспорт. Он отметил, что ему нравится создавать мир, в котором актёры могли бы находиться прямо на съемочной площадке, чтобы они жили в нём, мечтали в нём и могли дотронуться до того, что их окружает. Также он комментирует, что хоть всё и было заранее распланировано, творческая свобода всегда приветствовалась. А на зелёных экранах такая свобода была бы невозможна.

 

Вильнёв рассказал, что первым условием, по которому он согласится снимать продолжение «Бегущего по лезвию» было благословение Ридли Скотта. Дени рассказал, как они встретились, пообщались, и Ридли ему проговорил: «Это твоё кино от начала до конца, я в него вмешиваться не собираюсь, но если тебе понадобится совет, я к твоим услугам в любое время суток».

 

Последний вопрос нацелился на будущее, а именно затронул проект мечты Дени Вильнёва – экранизацию «Дюны». Режиссёр отшутился, что привык за все эти годы работать в строжайшей секретности и не говорить о фильмах даже после их завершения, а тут он даже ещё и не начинал. Ничего принципиально нового нам он не открыл, лишь подтвердил ранее сказанные слова – это будет не ремейк и не перезапуск, а совершенно новая экранизация оригинальной книги. И да, Вильнёву очень нравится версия Дэвида Линча. Просто его ощущения от чтения были слегка другие, их он и собирается донести до зрителей. Будем с нетерпением ждать.

 

От себя же отмечу, что Дени Вильнёв весьма обаятельный человек, который знает своё дело. Видно, как он хочет рассказать много, но студийные рамки не позволяют. Уже почти стёрся его французский акцент, но отличительное ударение и редкие ошибки в произношении ещё остались. Умный, интеллигентный, интересный и думающий человек – прямо как его фильмы.


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»