Легендарный сыщик в новом прочтении

Рубрики: [Кино]  

За экранизацию приключений Шерлока Холмса  неоднократно брались в течение всего прошлого века. Фильм Гая Ричи – последняя, и далеко не лучшая версия.

Таинственного в картине мало, дух детектива отсутствует напрочь. Муссируется тема мирового заговора – некто лорд Блэквуд, черный маг и просто нехороший человек (убил своих родителей-редиска!) пытается установить на земле новый порядок не без помощи какого-то таинственного ордена (видимо, «Код да Винчи» еще долго будет аукаться и перепеваться на все лады).

Кадр из фильма "Шерлок Холмс"

Кадр из фильма "Шерлок Холмс"

Шерлок Холмс теперь не только основоположник дедукции, но и Супермен, Джеки Чан и Рэмбо со всеми вытекающими атрибутами и манерами. Он изрядно помолодел, стильно небрит, меньше рассуждает, а больше дерется. Извилистые тропки хитроумных интриг и таинственных перипетий в прошлом. Теперь все сводятся к сжатому рассказу уже по факту произошедшего (флешбэки). Зато подробно показаны восточные единоборства и настоящие европейские бриллианты и всяческие другие драгоценности.

Если с динамикой у режиссера вроде бы все получилось (смотреть не то, чтобы занятно, но скучать вроде не приходится), то вот с юмором дело обстоит плоховато, разве что посмеяться над экспериментами Холмса над упитанной бульдожкой? То она под кайфом, то чего-то там съела не то. Вообще, все шутки в фильме ожидаемы и такие же толстые, как та собачка. Вместо изящных реприз – типичный набор американского юмора низкого пошиба: «тебе мясо или гарнир?» (это в схватке с тремя здоровенными амбалами, один из которых зомбирован нехорошим лордом настолько, что преследует героев весь фильм, правда страха не вызывает, видимо потому, что неожиданно свободно изъясняется по-французски).

Итак: бокс, беготня, прыжки, все рушится, взрывается. Никакой загадки – с самого начала примерно понятно, на что способен злодей и как он будет действовать. А действовать он будет после своей мнимой смерти и зловещего «воскрешения» чужими руками, чтобы в конце сразиться с Шерлоком где-нибудь в необычном месте, например на недостроенном мосту – символе Лондона. Герои фильма будут бегать по подвалам и размахивать ногами – и в этом-то по мнению создателей доблесть Шерлока? Опущены такие важные и ожидаемые от персонажа детали, как изначальная интеллектуальность, ирония и самоирония…А игра на скрипочке сводится к пощипыванию струн, как на балалайке. Холмс (Роберт Дауни-младший) же не Супермэн, однако теперь он заметно поглупел и его можно смело ставить с ним в один ряд. Ватсон (Джуд Лоу) теперь самостоятелен, серьезен и уверен в своих поступках; он уже не просто тень Холмса, а полноправный партнер. Он даже может дать Шерлоку, т.е. шефу, кулаком в нос, а после рассмеяться. Неожиданная тайная страсть Холмса, Ирэн (актриса Рэйчел МакАдамс) – эдакая Мата Хари, симпатичная, утонченная, но дерзкая. Пожалуй, самая интересная и непредсказуемая роль. А вот невеста Ватсона не обладает ни малейшей привлекательностью, какая-то вся мрачная и напряженная.

Такой вот свежий взгляд на персонажи и современное прочтение классики детективного жанра. Конечно, создатели фильма уважают Конан-Дойля. В тоже время они не скрывают, что хотели привлечь к личности Шерлока более молодую аудиторию (можно подумать, что он в этом нуждается – рассказы о Холмсе отроки читали и будут читать еще лет 200). Зал набит 20-25 летними недорослями, которые картонными ведрами поедают попкорн, бутылками пьют халявное пиво, гремят пустой посудой и громко матерятся (и это на премьере в центральном кинотеатре города!)

Впрочем, есть и ложка меда. Несмотря на такое переосмысление образа самого знаменитого сыщика, некоторые сцены смотрятся с удовольствием. Причина тому то ли праздничные ощущения приближающегося Нового года, то ли по-прежнему живущее где-то в глубине какое-то детское желание сопереживать отважным героям, участвовать в таинственных и захватывающих приключениях и спасать мир и прекрасных дам. Добро, как ни крути, должно побеждать, и если не хватает французских слов, то можно схватить под руку первое, что попадется. Сойдет даже маленький молоток. Верзилу, вооруженного кувалдой, им, конечно же, не завалить, а вот рассмешить зрителей в этом эпизоде все-таки удалось.

Перед сеансом в фойе проявляли активность Садальский и Бледанс; они охотно позировали. Садальский рассказывал о серьезном подходе американцев к блокбастерам: «Денег они не жалеют. Даже сейчас, в кризис». Тусовался вездесущий Горевой, промелькнул Киркоров. И, конечно же, Укупник. Слышу, как один парень говорит другу: если в зале не было Укупника, то это и не премьера вовсе.

Он был, значит, премьера прошла успешно. Вот такой вот новогодний блокбастер. Правда, непонятно, при чем тут сэр Холмс? Если хотите – разбирайтесь сами!

С Новым годом!

31.12.2009 – 07.01.2010


Георгий Аветисов

Музыкант, литератор, фотограф. В составе подпольной группы «Рикки-Тикки-Тави» сокрушал устои советской эстрады виртуозным исполнением в бешеном темпе джаз-роковых риффов на 13/8. Увлечение Индией и трансцендентальной медитацией чуть не довело Георгия до цугундера, но вовремя наступившая перестройка захлестнула артиста обилием творческих инициатив.

Оставьте комментарий



««« »»»