“МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ” – ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА

Рубрики: [Без рубрики]  

Предлагаем вниманию читателей отрывок из рукописи “Моё хождение в четвертую власть”.

Приехав в Москву в начале 80-х, с мечтой об “Алом парусе” я совершенно случайно попадаю в в редакцию “Московского комсомольца”. Типичный путь всех начинающих. Эта газета всегда была, да и сейчас остается школой журналистики. Здесь начинали все: и великие журналисты и многие блистательные писатели. С одной стороны это была самая желтая газета. тогда это называлась скандальная, с другой самая смелая, бесшабашная, но интеллигентная газета. Напечататься в ней было трудно. Все кому посчастливилось работать в стенах этой редакции, работали бесплатно “на гонораре”. За каждую хорошую информацию, если она проходила. а конкуренция была колоссальная, платили 1 рубль. На рубль можно было прожить два-три дня. Все молодые, работали с энтузиазмом, подкармливали друг друга. Газета это был праздник, который всегда с тобой. Сильные выживали в газете, и уходили в другие издания, слабые всегда болтались в гонорарщиках. Это была московская газета и работали москвичи, лимита на приезжих не было, в отличие от иных изданий, где были собственные корреспонденты. Но “на гонораре” болтался народ из разных городов и весей и понятно, каждый приносил в редакцию что-то свое. Какой период не возьми там всегда были свои звезды, потом они становились звездами журналистики, золотыми перьями. С тех времен , я и стала москвичкой по работе, прописки у меня еще не было, своего угла тоже. Но было огромное желание работать и осуществлять свою мечту. С тех пор и началась моя работа на Москву. А через несколько лет появилось ощущение, что столицу со всеми ее проблемами я знаю как свои пять пальцев. Появилось ощущение, что я владею патентом “на Москву”. Вернее на московскую тематику.

Говорят какой редактор такая и газета. Моя долгая жизнь в журналистике убедила, что это действительно так.

Павел Гусев бессменный редактор газеты больше 30 лет. Комсомольский лидер, закончивший геологоразведочный институт. А потом еще и литературный.

Заводной, шебутной, азартный человек, с бесконечными идеями в голове. Такой же и была газета. Сейчас и газета другая, и времена и возраст. Гусев стал владельцем газеты. Теперь это желтая газета, держит нос по ветру и опускается до уровня “читатель всё схавает.” Каждая редколлегия, которую вел Гусев, и где обсуждался выпущенный номер начиналась со слов:

“Опять мы сделали г…но”.

Он всегда был недоволен. Но все уже хорошо знали характер редактора, он всегда пошумит, выпустит пар, даст разгон, подкинет какую-то новую шальную идею и его “отпустит”. Он гордился своим детищем и никогда не считал всерьез, что коллектив делает “г…но”. Новички, страшно его боялись, вернее боялись попасть под его горячую руку или плохое настроение, а ходить по кабинетам у него была привычка, он был демократичен и всегда был готов общаться с любым гонорарщиком.

Таким гонорарщиком пришел в редакцию Саша Хинштейн. Шестнадцатилетний, розовощекий толсты еврейский мальчик. Типичное мамино дитя, но не с детскими замашками. Ему дали место рядом с моим столом в отделе информации. учись мол сынок. Имея уже право и “патент” на Москву я обычно звонила в какую-организацию, называла свою фамилия и все всё знали, и я получала информацию, у меня была своя наработанная схема. Саша быстро усвоил. Он звонил и представлялся:“Алло говорит Хинштейн”, по видимому ему в лучшем случае отвечали: “ну и чего” , а в худшем, посылали куда подальше и бросали трубки. Но Хинштейн повышал голос, бегал по отделу и кричал, что он Хинштей, что он московский комсомолец. Я, честно сказать съеживалась от его напора и наглости, ведь он еще школьник и не написал ничего. После нескольких дней, проведенных рядом, я пошла к Гусеву “закладывать” Хинштейна. Предположила, что люди по ту строну телефона думают о журналистах газеты. Я поделись своими сомнениями с редактором, и предположила, что у Саши есть проблемы с головой и психикой.
Гусев заколебался, но решил, пусть мол работает, учится, ведь хлеба не просит. А имидж газеты уже никто не испортит. Саша в результате не стал великим журналистом, после школы не сразу, он поступил в МГУ на заочный и учился там больше десяти лет. Хинштейн стал депутатом Государственной думы РФ. В печати Хинштейн часто называют недоброжелатели “сливной бочок”. Как делаются такие материалы, “сливные” хорошо знают журналисты. Никаких особых журналистских расследований нет. Журналисту, у которого есть влияние и его имя известно приносится готовый материал, подкрепленный документами. Материал естественно однобокий, вторая сторона, ее интересы не присутствуют. Сказано “мочить” этого, значить “мочить”. Нужно употребить свое влияние, преподнести все это слегка пройдясь лихим пером по тексту, и расследование готово. За эту услугу обычно обещают золотые горы. Такую информацию получает и Хинштейн. Что еще он получает я не знаю. Его часто приглашают выступать на телевидение. Лучше бы этого не делали, ведь стоит только услышать, что он говорит и становится все понятно. Я вспоминаю одну из передач Владимира Соловьева, где впервые встречались в споре Хинштейн и премьер правительства Касьянов, которого Хинштейн. взял на заметку и выводил на чистую воду. Причем начал он это делать незадолго до отставки Касьянова. Схема всем известна, накатить, чтоб уволить, такое ставится задание. И Саша его выполняет. Когда вслушиваешься, и пытаешься вникнуть, что говорит депутат, понимаешь, что кроме бравурных фраз, мыслей и знаний нет. Есть самоуверенность и наглость, иногда очень полезная в журналистике. Пообщавшись с Хинштейном, удивленный , раздосадованный Касьянов искренне и разведя руками воскликнул:”Я а думал вы умнее”. Быть умным и делать вид что умный, в результате истина всплывет. Хинштейн делает свою карьеру. Мне же она напоминает карьеру генерала Макарова, который был вхож в Кремль имел корочку генерала КГБ, а на деле оказался аферистом. Я не могу назвать Сашу Хинштейна журналистом. Он делает свою работу в меру своих способностей и возможностей. Александр Хинштейн -человек караоке.
Еще одно медийное лицо, к которому я причастна Евгений Додолев. Когда-то он вместе с Владом Листьевым и другими журналистами делали “Взгляд”. Главная и любимая передача того времени. Умная злободневная, как и ребята ее делающие-талантливые, смелые. Потом были у Додолева очень крутые заметки в больших изданиях и он очень скоро стал скандально популярен. На том и стоит. В первые он пришел в редакцию уже по комсомольским меркам в возрасте. Был мороз Женя с красным носом и дрожащий зашел ко мне в кабинет, на то время я уже была заведующей отдела учащейся молодежи. Он рассказал, что по образованию технарь, математик, работает в вычислительном центре, хотел бы писать. Поскольку папа у него писатель Юрий Додолев, то была надежда на хорошую наследственность. Мы придумали задание, которое близко и понятно математику. Додолев через пару дней принес талмуд, продраться через его текст было невозможно. Но были в нем несколько фраз, несколько “зацепок”. Договорились так, этот текст мы не печатаем, первый блин комом, но я беру Женю на работу, потому что в тексте есть искорки и нужно время, чтобы разгорелось пламя.

Я рада, что не ошиблась. Очень скоро Додолев “набрал”. Мы с ним придумывали темы, он проникал, то в женские общежития студентов, то еще в какие-то мало доступные для журналиста места и довольно лихо, откровенно и зло писал “бомбы”. Додолев стал “бомбистом”, у него появилось имя. Я хорошо знаю его журналистскую кухню, потому что участвовала в ее сознание. Нужно придумать хорошее и звонкое начало и конец, а внутри закрутить что-то такое непроходимое, чтобы читатель подумал, что автор шибко умный, и он, читатель еще просто не дорос до писателя. И пишет и говорит Додолев именно так, его часто приглашают на телевидение, выступая, он закручивает “шибко умный” текст, а потом несколько колких фраз. В “Комсомольце” Додолев сделал головокружительную карьеру. Станет главным редактором нескольких серьезных изданий.Он из тех журналистов, который “ради красного словца не пожалеет и отца”, который не задумываясь, ради своей цели пройдет по”трупам”. Впрочем сама атмосфера этой газеты заставляла быть таким. Нравы в ней, как и в других творческих коллективах особенные. Каждый сам себе гений, каждый сам себе писатель. Зависть, подсидки, козни всё как у всех. Атмосфера вольности, свободы вплоть и до моральной. Газета молодая, газета шебутная, непредсказуемая, как и ее редактор.
Когда в редакции произошло трагическое событие, взорвали журналистов и погиб Дима Холодов, это была первая веха к тому. что пришли иные жестокие времена. Журналистика и раньше была на втором месте в шкале по опасности профессий, после лесосплавщиков, теперь становилась первой. Тогда редакция начала свое журналистское расследование, “копали” в министерстве обороны, потому что всё, что делал Дима связано с армией и естественно профессиональный взрыв в редакции, а не на вокзале в камере хранения, откуда достал Дима тот злополучный чемоданчик-кейс. Ведь он мог открыть его прямо там на вокзале или по дороге и тогда жертв было бы куда больше. Журналистов стали убивать за правду. Редакция докопалась до министра обороны Павла Грачева. На то время, по мнению Ельцина, лучшего министра обороны всех времен и народов. Но газета не робкая. Вышли несколько резонансных статей, где главный “герой”- “Паша Мерседес”. Писал и готовил материалы Вадик Поэгли, выступал по телевидению редактор “МК” Павел Гусев. Он клеймил министра Грачева, но на одной из передач, после гневного обличения министра и подведомственных ему вооруженных сил, Гусев и Грачев неожиданно в прямом эфире пожимают друг другу руки и целуются. Это был шок. Гусев не любит вспоминать тот эпизод и даже сам не поймет как все произошло. Может быть редактора зомбировали, может быть использовали какие- психотропные препараты? Сам Гусев на тот поцелуй в эфире сказал: “чёрт попутал”. Но все это не случайно произошло именно с Гусевым, Это несоответствие внутри самого человека, его характера, когда обидеть, отхлестать человека, “как сходить” в туалет, а потом раскаиваться и посыпать пеплом голову, сущность редактора Гусева.

 

Татьяна ЦЫБА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий