ТАМОЖНЯ ДОБРО НЕ ДАЕТ

Реорганизация кабинета министров близка уже к завершению, а в российских средствах массовой информации все не утихают споры о том, кто же из двух Анатолиев будет курировать таможенные органы Российской Федерации – Чубайс или Куликов. В конечном итоге, споры эти не о персонах, а о генеральном направлении таможенной политики. И не в последнюю очередь о том, как и в каких объемах таможня будет способствовать наполнению доходной части федерального бюджета.

В боевике советских времен “Белое солнце пустыни” таможенник Верещагин (тот самый, которому первому за державу стало обидно), как помните, пытался пресечь незаконный вывоз за границу бандитом Абдуллой особо крупной партии культурных и валютных ценностей. С легкой руки этого киногероя и вошла в наш обиход крылатая фраза “Таможня дает добро”. Или не дает добро. А иногда и конфискует его…

Сегодняшним таможенникам, наверное, не меньше своего кинопредшественника обидно за державу. Однако в отличие от Верещагина им приходится сегодня не только предотвращать попытки вывоза ее достояния за рубеж (одна контрабанда на сколько тянет!), но и защищать российские границы от незаконного вторжения чужих товаров, приобретающего временами характер подлинной товарной интервенции.

В международной торговле для защиты национальных рынков издавна используются таможенные механизмы с многовековой историей. И среди них к наиболее эффективным относятся таможенные тарифы и сборы. Благодаря им, государство получает возможность влиять на процесс образования цен на импортируемые товары таким образом, чтобы не поставить зарубежных производителей в преимущественное положение по сравнению со отечественными и не поставить себя в зависимость от экономики других стран (как, например, произошло на российском рынке продовольствия). В принципе то же пытается делать и Российское государство. Однако, если судить по шестилетней истории новой России, не все и не всегда здесь получалось лучшим образом…

На первых порах, когда границы страны только обустраивались и были фактически прозрачными, через многочисленные дыры и лазейки из-за рубежа и за рубеж хлынули потоки контрабанды. Но одновременно с “черными”, откровенно криминальными потоками возникли и “серый” импорт и экспорт – фактическая контрабанда, но обставленная видимостью легальных таможенных льгот и иных послаблений. И одной из постоянных форм таких “серых”, полукриминальных операций с импортными товарами стали поставки так называемой гуманитарной помощи.

Само понятие это пришло к нам в начале 90-х годов, когда начала распадаться хозяйственная система Советского Союза и руководители нашей экономики с ужасом считали, на сколько дней остается продовольствия в стране. И Запад, заинтересованный продолжением реформ в России, развернул достаточно масштабные поставки гуманитарной и технической помощи – прежде всего продовольствия, а также товаров народного потребления (главным образом second hand).

Впрочем, уже в ту пору было немало свидетельств того, что, как минимум, часть гуманитарной помощи уходила “налево” – на рынок, присваивалась и продавалась отечественными ловчилами разного ранга. Однако тогда это были еще лишь отдельные, хотя и не слишком уж редкие злоупотребления служебным положением, хищения и пр. Еще не сложилась налаженная система связей, организаций и прикрытий, которая превратила бы поставки гуманитарной помощи в разновидность хорошо организованной контрабанды.

К тому же более надежным и эффективным способом полулегального обогащения на импорте в ту пору было использование разного рода таможенных льгот и квот, позволявших при ввозе зарубежных товаров в Россию обходить установленные порядки налогообложения и взимания таможенных тарифов и сборов. Конечно, круг организаций, пользовавшихся разного рода льготами, неуклонно ограничивался. И все же пока существовала возможность их получения, ставка делалась главным образом на них. И ставка эта оправдывала себя – достаточно вспомнить о фантастических доходах того же Национального фонда спорта в ту пору, когда он пользовался таможенными льготами (и о криминализации этой сферы деятельности фонда, которую сегодня разоблачают и Б.Федоров, и А.Коржаков). Имея же возможности беспошлинной торговли, мало кто хотел связываться с какой-то там гуманитарной помощью…

Но льготы были хорошей кормушкой лишь до 1995 года – до той поры, пока государство не отменило их. И тогда любители наживы снова вспомнили о гуманитарной помощи – точнее, о возможностях ее использования в темных целях. И тут же объемы ее резко взлетели вверх. Для сравнения: в 1994 г. в Россию в качестве гуманитарной и технической помощи ввезли 240 тонн различных грузов, а в 1995 г., после отмены таможенных льгот – 430 тонн. Примечательно при этом, что в наибольшей мере вырос ввоз продовольственных товаров – в 3 раза.

С одной стороны, вроде бы закономерная тенденция (ведь гуманитарная помощь и предназначена для снабжения продовольствием групп населения, живущих ниже уровня бедности). Но среди группы продовольственных товаров преобладают, увы, не основные продукты питания, а табак и алкоголь – те самые, которые в изобилии были представлены в коммерческих палатках по всей России. Так, к примеру, одни табачные изделия в разных регионах составляют от 15 до 43 процентов от общего объема поставок. А среди той части “продовольствия”, которая действительно относится к продуктам питания, значительную часть составляли элитарные продукты, деликатесы, которые до бедняков, естественно, не доходят, а непостижимым образом прямо из “гуманитарных” конвоев перекочевывают в дорогие магазины для богатых…

В итоге, начиная с 1995 г., поставки и нелегальная реализация на российском рынке так называемой гуманитарной помощи превращаются в организованную систему фактической контрабанды с растущим товарооборотом. Так, только в минувшем году и только в Московский регион ввезено такой “помощи” на 580 млн. долларов – 20 большегрузных составов. И все это – в обход таможни, без уплаты пошлин и сборов.

Конечно, Москве гуманитарная помощь, несомненно, нужна: в городе до 18 проц. жителей не дотягивают до черты бедности, в области – 27 проц. живут ниже ее. И поскольку наше общество не обладает сегодня масштабными ресурсами для помощи собственным нуждающимся, придется, видимо, смирив гордость, принимать то, что дает “рука дающего”. Но, согласитесь, ввозить под видом этой помощи откровенную контрабанду – не просто переходить некую моральную грань, это по сути мародерствовать.

Контрабанда под видом гуманитарных поставок – не просто плевок в нашу общественную мораль. Государство, бедующая наша страна несут от этой с позволения сказать “помощи” весьма существенный экономический урон. Только в 1996 г. Россия недополучила из-за использования недобросовестными импортерами разного рода лазеек 1,6 триллиона рублей (или почти 3 млрд. долларов – столько же, сколько нам дает, изображая из этого милость, Международный валютный фонд). Этим деньгам мы нашли бы достойное применение: выплатили бы за счет подобных поступлений хотя бы часть долгов бюджета по зарплате, дав миллионам россиян возможность накормить своих родных и близких…

Вопрос о наведении порядка в поставках гуманитарной помощи становится вопросом большой социальной политики. И удивительно, что органы государственной власти, которым поручено было заниматься контролем за этой сферой связей России с мировым хозяйством, оказались не просто несостоятельными, а недостойными защищать интересы страны. В структуре федеральных органов власти в свое время была создана Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве Российской Федерации. Возглавлял ее бывший вице-премьер О.Давыдов, в состав ее входили представители всех федеральных органов, призванных защищать интересы государства и пресекать любые возможности использования гуманитарных поставок для контрабанды. Однако, как показала недавняя проверка деятельности этой Комиссии, проведенная Счетной палатой Российской Федерации, должностные лица, входившие в Комиссию или возглавлявшие ее, фактически самоустранились от этой важной работы. А аппарат комиссии, оставаясь без контроля, коррумпировался и отстаивал интересы не государства, а контрабандистов, кормившихся на благородной ниве гуманитарной помощи.

Пожалуй, наиболее принципиальную и последовательную позицию заняли в вопросе об упорядочении практики поступления и использования в России гуманитарной помощи таможенники. Руководство Государственного таможенного комитета Российской Федерации не раз привлекало внимание к ненормальному положению в одном из каналов, через который в страну в больших масштабах поступают импортные товары. Вносили таможенники и конкретные деловые предложения о том, как можно навести в этом деле элементарный порядок. В частности, в недавней записке начальника ГТК Н.Круглова на имя министра внутренних дел А.Куликова внесено предложение ввести механизм контроля за распределением поступающей помощи в России. И выдавать разрешения на право получения такой помощи только тем организациям, которые готовы отчитаться в том, куда уходят получаемые ими гуманитарные товары. На этих условиях согласятся работать только те, кто действительно обеспокоен бедами и трудностями миллионов сограждан. А тем, кто хотел бы и дальше сколачивать на этих бедах свои капиталы, такие условия не подойдут…

Первые же попытки таможенников навести порядок в мутной воде “гуманитарного бизнеса” вызвали панику среди самозваных организаций, кормившихся на этой ниве. Уже написаны и пишутся многочисленные “слезницы” с призывами оградить от наследников Верещагина сытные кормушки потомков Абдуллы. Цель всех этих призывов – заставить таможню дать добро. Дать вопреки интересам государства и понятиям справедливости и нравственности…

Позиция российских таможенников в вопросе о гуманитарной помощи нуждается в поддержке со стороны федеральных органов власти. И решать, кому курировать ГТК и определять общую направленность его работы, нужно с учетом этого. Контроль за деятельностью таможенного ведомства должен быть в руках того из членов нового кабинета, который поддержит проникнутые заботой об интересах государства инициативы своих подчиненных и поможет им поставить непреодолимый заслон на пути контрабанды в гуманитарном обличье.

Павел РЕШЕТНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Барбра Стрейзанд защитила себя от любопытных
Кристиан распрощался со своим директором
Челябинцы боятся проворонить Линду
МИСТЕР КИНОТАВР И ЕГО ДРУЗЬЯ
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Здравствуй, уважаемый коллектив!
Уважаемая, редакция “Нового Взгляда”!
СКОНЧАЛСЯ ВЕЛИКИЙ БИТНИК?
ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
КЕЛЬМИ ХОЧЕТ СТАТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМ ЮНОШЕЙ
ПОДКРАВШИЙСЯ НЕЗАМЕТНО-2
КИПРСКАЯ МОЗАИКА, ИЛИ БУДЬ ЗДОРОВ, КАК КУРОПАТКА!
“КРАТКИЙ КУРС” ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИКОВ
ЛДПР ПРОТИВ СЕКТ


««« »»»