Не сожалейте о “мелком бесе”!

Совсем недавно мне пришлось беседовать с одним из “отцов российского “неолиберализма”, пользующимся заслуженным доверием президента Ельцина. Наша беседа (в которой также участвовали известный телеведущий и популярный в свое время драматург), естественно, не предназначалась для печати и потому я не называю имена ее участников. Посему обозначу моего героя как просто Министра. Персонаж он для кремлевских коридоров более чем необычный. За все годы либеральных реформ, в которых он принял самое деятельное участие, его имя НИ РАЗУ (!) не всплыло в связи с каким-либо финансовым или политическим скандалом. На вопрос, не собирается ли он на манер членов небезызвестного “Союза писателей” издать книгу, Министр отвечает: “Нет, я все свои книги уже написал, когда был профессором экономики”. Не привлекают его и многочисленные предложения о переходе на работу в банковские структуры с окладом 1 млн долларов в год и выше.

Однажды к нашему герою поздно вечером в кабинет заявился сам полковник Стрелецкий – руководитель зловещего отдела “П” Службы Безопасности президента (по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти). Было это незадолго до нашумевшей истории с коробкой из-под ксерокса. Тогда казалось, что “партия Коржакова” вот-вот овладеет всеми рычагами управления в государстве. Приближался “момент истины” для высокопоставленных коррупционеров: иные из них уже паковали чемоданы…

От любезно предложенного чая полковник отказался и сразу приступил к делу: “Значит так, мы здесь уже всех проверили, знаем, кто от каких фирм деньги получает, у кого в каких банках счета. Вот только у тебя не нашли. Искали, но пока не нашли. Может быть, сам скажешь, где деньги держишь? Скажи, а? Тебе снисхождение выйдет”.

Министр улыбнулся: ” Ищите, полковник. Служба у вас такая. Только зря вы время тратите. Никаких незаконных денег я не получал. Хотя такого рода предложений получаю с каждым днем все больше. И от “водочных королей”, и по чеченским сюжетам…”

Прошло совсем немного времени и по чьему-то распоряжению у Министра появилась еще одна машина с личной охраной. Но “грянули впоследствии всякие хренации”, борцы с коррупцией были отправлены в отставку, а Министр был переведен на другую работу. Сегодня его не волнует появление в печати книги полковника Стрелецкого, от одного упоминания которой иных чиновников бросает в дрожь.

Посему оценки трудов либеральных реформаторов в устах такого человека особенно ценны. Это ведь не суждения какого-нибудь записного оппозиционера, для которого все, что делает правительство, по определению плохо.

Что же поведал либеральный Министр? И какие ВЫВОДЫ можно сделать из его слов?

Министр по натуре оптимист и старается держаться бодро. Но картина вырисовывается безрадостная. Предложенная “реформаторами” модель приватизации на сегодняшний день не работает.

ВЫВОД: утонул первый “кит”, на котором держались либеральные “реформы”: частная собственность В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ не оказалась эффективнее государственной. Поразительно, но еще Каутский в 1930 г. предсказывал, что поспешная приватизация крупных предприятий в СССР неизбежно обернется экономическим спадом и дезорганизацией производства. Как в воду глядел! Жаль, что “реформаторы” не удосужились ознакомиться с его взглядами. Очевидно, им было недосуг: занимались “творческим развитием марксизма-ленинизма”, к классикам которого Каутский, увы, не принадлежал.

Как же повысить эффективность работы приватизированных предприятий? Очевидно, установлением каких-то жестких правил для их новых владельцев со стороны государства, которые обязывали бы их инвестировать средства в развитие производства. Но как добиться выполнения этих правил?

Министр рассказывает: “Вызываем мы на ВЧК одного крупного директора предприятия – такого “сочного”, “вкусного” неплательщика налогов. Все у него хорошо: производство развивается, зарплаты растут, а налоги он не платит. И нагло так заявляет: “Ну и что, не плачу и все тут. Зато у меня зарплаты высокие, рабочие довольны”.

“Его бы надо, – продолжает Министр, – вывести в коридор, вызвать ОМОН (здесь я вздрогнул, неужели скажет – “и поставить к стенке”) и прямо с ВЧК отвести в тюрьму. Он же преступник”.

ВЫВОД: второй теоретический “кит” российского неолиберализма тоже пошел ко дну. “Невидимая рука рынка”, которая, по убеждению “реформаторов”, поставит все на свои места и обеспечит экономический подъем, обещанный в многочисленных посланиях президента, в российских условиях не действует. Отсюда – разговоры (именно разговоры!) о необходимости “повышения роли государства”.

“От политики невмешательства, – заявляет президент в своем послании, – мы переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств”.

Так и хочется спросить: “Да где же вы раньше были? Вначале установили “игру без правил”, позволили десятку финансовых групп фактически завладеть всем национальным богатством, оттеснили граждан от механизмов принятия ключевых экономических и политических решений, а теперь заговорили “об усилении роли государства”. Что-то новенькое в теории управления: в начале разрушить систему управления, а потом говорить о необходимости ее усиления!

Ну да ладно: лучше поздно, чем никогда. Слава Богу, что хоть косвенно признается ошибочность политики “невмешательства”. Но нет. В другой части президентского послания находим: “На заре реформ единственной силой, способной преодолеть кризис, была сила свободного рынка”.

Прямо как в сказке, где один мужик кричит другому:

– Иван, я медведя поймал!

– Тащи сюда, – отвечает приятель.

– Не пускает!

Так и здесь: решили воспользоваться “силой свободного рынка”, чтобы преодолеть кризис, а она, эта сила, тянет их в пучину кризиса все глубже и глубже.

Кстати, а что за “зверь” это российское государство? Реально – это совокупность высокопоставленных чиновников. Таких как Чубайс, Немцов, Газзизулин, Малин, Моложавый, а в недавнем прошлом – “писатели” Кох, Бойко, Казаков.

“Под занавес” нашей беседы пришло сообщение из Кремля – “Союз писателей” разогнан: “либеральные реформаторы” из команды Чубайса отправлены в отставку. Министр горестно вздохнул: “Эх, не успел Петя Мостовой еще кого-нибудь обанкротить, а Максим Бойко продать еще какое-нибудь предприятие”.

Нам ли быть в печали? Другие успеют.

ВЫВОД (заключительный): к краху экономической политики либеральных реформаторов добавился их собственный крах – моральный. Можно было как угодно относиться к Чубайсу: восхищаться или ненавидеть. Но все сходились в одном: Чубайс – личность. Кто он – пророк или дьявол? Сегодня очевидно: ни то, ни другое. Мелкий, нашкодивший бес, изо всех сил стремящийся как-то извернуться. Пять лет он “лечил” российскую экономику, а заодно – и президента (на современном блатном жаргоне слово “лечить” означает “навешивать лапшу на уши”). А президент, как послушный “пациент”, внимал его советам и глотал выписываемые “лекарства”. Иногда, правда, “взбрыкивал”, но потом все возвращалось на круги своя. Известно, однако, что “самой нежной любви наступает конец”. Похоже, и эта “любовь” президента прошла и помидоры увяли. И пусть Борис Николаевич сегодня заявляет, что он не собирается “сдавать” Чубайса. Не то же самое он говорил в отношении крупнейшего “экономиста” Егора Гайдара, выдающегося “философа” и “стратега” Эдуарда Бурбулиса, “героя России” Виктора Ерина, “лучшего министра обороны” Павла Грачева, “умиротворителя Чечни” Бориса Березовского? Где они все, “кто им целует пальцы”?


Николай Гульбинский


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Доброе имя
Кай Метов презентовал-таки
Пока политики говорят, мы делаем
Дела квартирные, часть вторая
“Осторожно, двери открываются! Перед вами мраморные сокровища метро…”
Предвыборную программу готовят избиратели
Пир во время войны
Экономист в памперсе – объективная реальность рыночной экономики
Маньяки как герои нашего времени
На защиту социальных интересов москвичей
После Нового года кошельки москвичей станут значительно тоньше, но меньше денег в них не станет
Смертельные болезни российской медицины
На бензиновом “фронте” – хорошие перемены


««« »»»