МОСКОВСКИЙ БЕНЗИН ТЕЧЕТ НА СЕВЕР

Когда гибнет крупное государственное предприятие, все-таки остаются какие-то способы его спасти. В первую очередь – это внимательное отношение самого государства. Во вторую – благоприятные обстоятельства. Но главное, конечно, – это заинтересованность коллектива предприятия и грамотные действия администрации. И к счастью, есть немало примеров, которые способны внушить оптимизм самым закоренелым скептикам.

Павельцовская перевалочная нефтебаза, несколько лет назад одно из самых оживленных мест в Подмосковье, к середине прошлого года оказалась в состоянии тяжелейшего кризиса. Работа практически остановилась. Ржавые трубы, железобетонные блоки, предназначавшиеся некогда для крупного капитального строительства, которое затеяла, но не осилила старая администрация, были разбросаны по всей огромной территории нефтебазы. Бензина в резервуары ПНБ поступало все меньше. Клиенты в какой-то момент, похоже, просто забыли о существовании этого крупнейшего в Европе нефтехранилища. Но в начале прошлой осени произошли крупные события, в результате которых уже сегодня, спустя всего несколько месяцев после очевидного кризиса и краха, на наливочной станции ПНБ ежедневно начали заправляться десятки бензовозов, а на “рейде” небольшого причала на Московском канале появилось несколько танкеров. Началось возрождение предприятия.

Действительно, еще осенью трудно было даже предположить, что ПНБ сможет выбраться из кризиса. К октябрю прошлого года общая финансовая задолженность предприятия составила 100 миллиардов рублей, товарная – 30 тысяч тонн нефтепродуктов, что в переводе на деньги еще 50 миллиардов. Но уже к началу лета эта задолженность начала стремительно сокращаться.

Построенная еще в 1949 году Павельцовская перевалочная нефтебаза является уникальнейшим предприятием нефтяной отрасли, аналогичных которому нет ни в Москве, ни в России, ни даже в Европе. ПНБ всегда была и потенциально остается мощным и необычайно прибыльным предприятием. И вдруг кризис, многомиллиардные долги, фактически полное прекращение работы, увольнения почти трети всех рабочих и т.д.

В чем же дело? Вроде бы – что может быть прибыльнее и надежнее нефтяного бизнеса? Почему вдруг потребовалось вмешательство государства, главного учредителя ПНБ, и экстренной смены администрации?

Новая, поставленная ФУДН администрация очень мягко и аккуратно объясняет: “Проблемы возникли из-за допущенных прежним руководством ошибок”.

А злые языки утверждают: воровали по-крупному.

Забот у нового руководства предприятия, что называется, по горло. ФУДН готовит решение по выводу предприятия из кризиса, возможно, путем приватизации. Главное, считают в управлении, – это соблюсти интересы клиентов. И новое начальство базы подтверждает, что не допустит, чтобы у клиентов ПНБ возникали проблемы (пусть даже по вине прежней администрации). И в переговорах, которые проводят руководители ПНБ с клиентами и кредиторами, похоже, достигнуто взаимопонимание. Новая метла выметает старый сор: после прихода новой администрации ни один литр бензина не ушел налево. Для нашего нефтяного бизнеса это большое достижение.

Но главная проблема – многомиллиардные долги. И эта проблема уже частично решена.

Новая администрация благодаря гибкой системе взаимозачетов уже сумела расплатиться с товарными долгами (50 миллиардов). Ведутся переговоры о реструктуризации долга, кредиторы с пониманием относятся к трудностям базы: они не заинтересованы в ее банкротстве.

В общем-то известно, что в экономике расплачиваться приходится, как правило, за чужие ошибки. Вот и здесь: новые люди выводят предприятие из тяжелейшего кризиса. И, судя по всему, успешно.

Года два назад, когда Моснефтепродукт (головное предприятие, в которое входила ПНБ) акционировался, Павельцовская база “по неизвестным причинам” не вошла в реестр акционируемых в составе МНП предприятий. Попросту говоря, руководство Моснефтепродукта, увидев колоссальную задолженность ПНБ, выкинуло его из списка и, может быть, правильно сделало – такие долги могли потопить вообще всю систему. Однако в соответствии с уставом ПНБ она организационно по-прежнему входит в систему Моснефтепродукта.

Это обстоятельство в какой-то момент поставило в тупик некоторых старых кредиторов ПНБ, попытавшихся года полтора назад взять с предприятия долги. Иск был подан на Моснефтепродукт, который сообщил, что ПНБ – самостоятельное юридическое лицо. Дело затягивалось. Тяжба обещала быть жаркой.

Может быть, именно это и ускорило кардинальное решение проблемы: к октябрю прошлого года счета предприятия были арестованы, а база – передана во временное управление ФУДН ГКИ.

Новая команда обнаружила “полностью разваленный бухучет, гигантские долги, финансовые и товарные, и многое другое, включая армию старых “партнеров” предприятия: “пытались пальцы закрутить – приехали на страшных джипах, бритые, здоровые, требуя сохранить прежнее руководство…”

Любопытно, что временным управляющим Павельцовской нефтебазы от ФУДН был назначен бывший следователь Лобанов Геннадий Николаевич. Очевидно, руководство ГКИ справедливо решило, что пока атмосфера вокруг базы и на ней самой не прояснится, пока нормальная работа не наладится, будет лучше для всех, если опытный работник правоохранительных органов возьмет руководство на себя. Теперь Геннадий Николаевич несколько переквалифицировался: всерьез занялся бухгалтерским учетом.

Но как мы уже сказали, главное сделано – с долгами начали расплачиваться. Теперь уже речь идет о том, чтобы полностью использовать возможности Павельцовской базы.

А возможности эти действительно огромны – раньше общий объем нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах ПНБ, достигал 150 тысяч кубометров. Сорок процентов всего реализуемого в Москве и Московской области бензина проходило через Павельцовское нефтехранилище. Сегодня (уже сегодня – спустя всего несколько месяцев после полного развала и краха) база принимает до 20 тысяч кубометров. “Это временно, – объясняет Лобанов, – в связи с экономическими трудностями”.

Другая забота новой администрации – что делать с начатым предшественниками строительством. Очевидно, что какая-то модернизация основных фондов нужна, и сегодня уже появились возможности для привлечения для этого инвестиций, в том числе и иностранных.

Прежнее начальство щедро финансировало самые невероятные проекты, оставив наследство в виде нескольких крупных объектов “незавершенки”. Новая, но недостроенная котельная “на газу”, бывшая когда-то маленькой стройкой века, все еще стоит, как принято говорить в таких случаях, “памятником долгостроя”. Несмотря на то, что она могла бы отопить и базу, и Павельцы, и Шереметьево, и даже соседние Химки, это, по мнению новой администрации, выброшенные деньги – года три назад в это строительство было вложено около десяти миллиардов рублей. ПНБ и маленьким Павельцам, коммунальному придатку нефтебазы, хватает старой, построенной еще в 1949 году пленными немцами котельной, а соседние населенные пункты скорее всего сами способны решить свои проблемы.

Есть еще одна проблема, практическая, которая решится, видимо, в скорое время. Сейчас нефтепродукты поступают на ПНБ авто-, железнодорожным и водным транспортом. Но это во многих случаях невыгодно, дорого – везти бензин с юга Москвы, с Володарской базы, на север в машинах. Есть другой, более экономичный способ – трубопровод. Но пока кирпичный приемный пункт с Володарки стоит без дела. Четыре трубы, уходящие в пропитанную бензином землю, пустуют от Капотни до Шереметьева. А нефтяные предприниматели переплачивают огромные суммы за “наземную” доставку закупленного бензина. Но это – дело времени. “Эти трубы, – утверждают специалисты, – не заржавеют”.

И последнее. Когда арестовывались счета предприятия, была сделана невероятная, но пагубная бухгалтерская ошибка. Новая администрация от ФУДН ГКИ направила долгопрудненской налоговой инспекции перерасчет налогов, свидетельствующий, что задолженность перед бюджетом на несколько порядков ниже начисленной. Фактически задолженность отсутствует. Но до сих пор (более трех месяцев), в нарушение инструкций, нет никакого решения долгопрудненских налоговиков по этому вопросу. Вот такие вот “палки в колеса”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЛИС’С ОБЕЩАЕТ ЗРЕЛИЩ
ОПЯТЬ ПРИВЫКНУТ РУКИ К ТОПОРАМ?
АМЕРИКАНСКИЕ ИНВЕСТОРЫ НЕ ЖЕЛАЮТ СОБЛЮДАТЬ РОССИЙСКИЕ ЗАКОНЫ
“РОСНО” БЕРЕТ ПО-МАЛЕНЬКОМУ
ИГОРЬ ВОЕВОДИН: Я ЖИВУ В ШКУРЕ ИЗГОЯ
КАК УСИДЕТЬ НА ДВУХ БАШНЯХ?


««« »»»