КАК КИПР ПОМЕШАЛ РАБОТЕ МОСКОВСКОГО МАГАЗИНА

Москвичи, вероятно, помнят магазин “Родити”, располагавшийся в одной из высоток на Новом Арбате. Двухэтажный английский супермаркет пришелся горожанам вполне по вкусу, тем неожиданнее было для них его резкое закрытие. Пустые, темные витрины не давали никаких надежд на быстрое возрождение магазина. Поговаривали, что англичане неправильно построили свою торговую политику и в конце концов погорели. Но ассортимент “Родити”, большие торговые площади и их удачное расположение заставляют в этом усомниться. Не кроются ли в недолгой жизни магазина какие-то иные причины?

Как нам стало известно, проект “Родити” осуществлялся в сотрудничестве с одним из крупнейших российских банков – Промстройбанком и… провалился. В этом банк обвиняет руководителей “Родити”: дескать, допустили грубые просчеты, хотя, как поговаривают, и вынашивает планы возрождения. Но нет ли в том, что хороший магазин закрылся, и вины банка?

ЛОКОМОТИВ ИЛИ КОЛОСС О ГЕРКУЛЕСОВЫХ СТОЛБАХ?

Промстройбанк России (Псб) входит в десятку крупнейших банков страны, считается одним из “локомотивов” нашей экономики. По нему “сверяют часы” многие крупные промышленные предприятия и даже целые регионы, поскольку банк обладает мощной и развитой сетью филиалов по всей России. Впрочем, насколько эта сеть мощная, мы расскажем ниже.

Но некоторое время назад, а точнее, летом прошлого года, в системе Промстройбанка произошел какой-то сбой: то тут, то там стали появляться сообщения о неблагополучном положении банка. То он выдает гигантские кредиты сомнительным фирмам без всякого залога, то якобы финансирует предвыборную программу КПРФ, то без всяких на то оснований увольняет руководителей, то создает призрачный банк на не признанной никем турецкой территории острова Кипр.

Затем начали появляться документы, рассказы очевидцев и даже участников сделок, проводимых в последнее время Промстройбанком. Что же сегодня Псб: мощный финансовый институт, способный содействовать подъему экономики, или колосс на геркулесовых столбах, рискующий обрушиться в любой момент?

ПРИМОРЬЕ – КРАЙ ТЯЖЕЛЫЙ

Объективно финансовые показатели банка не производят удручающего впечатления. По общему мнению специалистов, ресурсов на выполнение текущих обязательств (например, выплат процентов по частным вкладам) у банка хватит. В прошлом году банк даже заплатил дивиденды своим акционерам – 25 процентов годовых. А вот дальше… Даже по мнению некоторых сотрудников банка, руководители Псб и в первую очередь председатель правления Яков Дубенецкий допустили серьезные просчеты в управлении банком и стратегии его развития. В чем же это проявилось?

Летом прошлого года разразился скандал вокруг Приморского филиала Промстройбанка. Его руководство во главе с г-жой Тамарой Бойко, щедро раздававшей кредиты различным коммерческим фирмам. Позже проштрафившаяся банкирша объясняла это стремлением помочь прежде всего российским промышленным предприятиям, поэтому иногда кредиты выдавались даже по пониженной процентной ставке (то есть были льготными). Залог под кредит не брался – ведь его возврат гарантировала местная администрация, имевшая, по слухам, весьма тесные отношения с г-жой Бойко. Но что такое приморская администрация, было ясно давно. Недаром многие федеральные ведомства пристально следят за ее действиями: слишком много раз приморский губернатор Евгений Наздратенко успел “проколоться”. История с филиалом Промстройбанка России также не явилась незамеченной: свыше 300 млрд. рублей “уплыло” неизвестно куда. Пришлось головному банку спасать свое далекое детище, накачивая его деньгами, проверяя работу прежнего руководства и заменяя его новым.

Сам г-н Дубенецкий в душе либерал: как только появилась такая возможность, тут же дал своим региональным филиалам максимум свободы: дескать, времена изменились, теперь сами принимайте решения, а мы в Москве только иногда направлять будем. Нельзя же, в самом деле, каждый чих филиала контролировать. Конечно, нельзя, но во всем мире, невзирая на демократию и либеральную экономику, принято управлять своей системой. Если же этого не делается, то происходит то, что произошло в Приморье. Говорят, что во время скандала г-н Дубенецкий даже ни разу не приехал в край, отправив вместо себя своего заместителя, который и разгребал финансовые завалы. Кстати, в сходном положении едва не оказались и два других филиала Промстройбанка: Екатеринбургский и Новолипецкий, причем некоторые считали, что причиной тому была политика руководителей этих филиалов, а не объективные экономические трудности. Как отмечают аналитики, головной банк слишком обильно поддерживает кредитными ресурсами свою филиальную сеть, что может привести к потере управляемости ею.

ТАМ, ГДЕ МОРЕ И СОЛНЦЕ…

Впрочем, не только излишне либеральная политика по отношению к “меньшим братьям” заставила финансистов сомневаться в устойчивости Промстройбанка. Значительно большую настороженность вызвали в банковских кругах действия г-на Дубенецкого на Кипре. В то время как большинство ездит в эту страну отдыхать – либо в отелях, либо в собственных уже приобретенных особняках, г-н Дубенецкий и его заместитель г-н Новиков ездили на солнечный остров работать. Причем не в ту его часть, которой наслаждаются туристы из многих стран мира, а в северную, темную и мрачную, оккупированную турецкими войсками и потому не признанную никем в мире. То есть как бы ее не существует вообще. Но не тут-то было. Оказывается, еще как она существует! И не просто так, а имеет свои офисы, гостиницы, органы власти и.. банки. И по крайней мере один из них принадлежит российскому банкиру – Якову Дубенецкому. Приобрел он его по случаю…

…ТАМ И БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

В 1995 году банкир вместе со своим преданным замом купил акции двух офшорных компаний – “Bacon & Stern International S.A.” и “McMurray, Simpson and Partners S.A.”. Акции поделили по-честному: Дубенецкому – 75 процентов, Новикову – 15. Приобрели как честные граждане на свои фамилии, не прячась за спиной подставных лиц или безликие номера, как это делается обычно (ведь офшоры в большинстве своем и приобретаются по таким схемам, чтобы невозможно было установить имен реальных владельцев). Но не только эти фирмы приобрели банкиры: купив акции офшоров, автоматически они приобрели люксембургский финансовый холдинг “Harvard Investments S.A.”, которому, в свою очередь, и принадлежал “Независимый профсоюзный банк” на Кипре. И начали российские банкиры возрождать турецкий Кипр – здание банка приобрели в центре Никосии, установили отношения со многими европейскими банками, вели спонсорскую деятельность. Всем этим банкиры не только вывели банк в первые строчки местных рейтингов, но и заслужили особое отношение к нему властей. Как же не любить такой добрый банк! И это несмотря на то, что местное население банк предпочитал обходить стороной: знался он в основном с западными офшорными компаниями.

Но малой показалась банкирам деятельность по обустройству северной части Кипра, решили они развернуться еще больше, причем за счет такого же родного им банка – Промстройбанка России. И выдали своему детищу от имени Псб кредит в 1,3 млн. долларов. А залогом выступали акции “Независимого профсоюзного банка”. Любопытная вырисовывается картина, получается, что заложили банкиры сами себя и кредитовали сами себя. Но это ничего, потому что к тому времени г-н Дубенецкий со товарищи уже решил продать своего кипрского подопечного, но не кому-нибудь, а Промстройбанку, по этой причине последний и обратился в Центральный банк России за разрешением на сделку. А в ожидании вердикта, чтобы подтвердить серьезность своих намерений, г-н Дубенецкий дал указание: открыть Промстройбанку счет в “Независимом профсоюзном банке” и положить туда на три недели 5 млн. долларов под 25 процентов годовых.

Это нам с вами 25 процентов кажутся невеликой суммой, а на тихом спокойном Западе (куда в данном случае можно отнести и “оба Кипра” – признанный и нет) такие дивиденды обещают разве что местные МММ и тибеты. Но поскольку таковых там нет, то и процентов таких нет. А вот российские банкиры смогли заработать. Знай наших! Как же у них это получилось? Оказывается, все просто: надо только подписать договор с двумя некими офшорными компаниями, в котором одна обязывалась поставить другой компании в город Баку партию автоматов Калашникова с патронами к ним и запчастями, “Независимый профсоюзный банк” обязался эти автоматы за вторую компанию оплатить, а вторая, соответственно, привезти наличными и сдать в “Профсоюзный банк” на счет Промстройбанка 5 млн. долларов плюс 5 процентов, то есть еще 250 тысяч долларов. “Независимый профсоюзный банк”, как любой честный банк, конечно, сдал валюту Центральному банку Северного Кипра, где его поблагодарили и зачислили эту сумму на счет Псб. После этого “Независимый” перечислил на счет Промстройбанка 5 млн. долларов плюс проценты из расчета 25 годовых, а разницу из расчета 60 процентов годовых перечислил на счет господам Дубенецкому и Новикому. По-честному: в пропорции 75 к 25.

ОСТРОВ НА ТРОИХ

Прошло немного времени, и из Москвы на Северный Кипр пришли уже 10 млн. долларов. Видимо, Промстройбанк проникся к своему кипрскому коллеге таким доверием, что не пожалел для него ничего. Тут же был заключен схожий контракт, правда, на этот раз это были взрывчатые вещества, участниками же сделки были уже и другие продавцы, и другие покупатели. Но кое-что оставалось неизменным: “портом приписки” оставался Баку, оплату производил фактически Промстройбанк России, а возвращались деньги наличными плюс 5 процентов.

И вновь успех сопутствовал банкирам. Поэтому через месяц они уже перечислили на солнечный остров 15 млн. долларов, а через месяц – 18 млн. долларов. Совершались сделки, и все были довольны. Правда, как говорят, “доверяй, да проверяй”, что и делал г-н Дубенецкий, лично подписываясь на привозимых ему с Кипра документах и приказывая переводить деньги только после того, как убеждался: наличные уже в его банке на Северном Кипре. И все было бы хорошо, но только одно обстоятельство омрачало жизнь российского банкира: очень уж ему хотелось купить этот “Независимый” – он и цену уже определил в 46 млн. долларов – и превратить в филиал Промстройбанка. Но в Центральном банке России, невзирая на все уважение, лицензию банкиру на эту сделку выдать отказались. Да и как банк мог выдать лицензию на работу с непризнанной территорией!

Впрочем, недолго горевал г-н Дубенецкий по поводу такой щепетильности Центрального банка России, правильно ведь говорят, что безвыходных ситуаций не бывает. И банкир это еще раз подтвердил: он просто купил не “Независимый профсоюзный банк”, а люксембургский холдинг, который и владел “Независимым”. И можно было бы только позавидовать изобретательности г-на Дубенецкого, но ведь и “Harvard Investments”, и две офшорные компании, на счета которых должны были быть переведены деньги, уже давно принадлежали самому Дубенецкому! Правда, знали об этом только два человека – сам г-н Дубенецкий и его сподвижник г-н Новиков. Коллективу же Промстройбанка необходимость этой сделки шеф объяснил просто: таким образом Псб сможет еще долго и без риска зарабатывать 25 процентов в год. Вот уж поистине точный математический расчет.

СТРАНА ТРЕВОГИ НАШЕЙ

Первые 20 млн. долларов, причитающиеся за сделку, были уже перевязаны ленточкой и готовы к отправке, но забеспокоились финансисты и бухгалтеры самого “Независимого профсоюзного банка”. Что это, дескать, прекратил банк в последнее время операции на острове? Только и знает, что оружием торговать. Да и люди, привозящие наличные деньги на Кипр, доверия что-то не вызывают. Уж не боевики ли?

И местные финансисты написали в Центральный банк России письмо, в котором беспокоились об имидже крупного российского банка. Но, говорят, письмо до ЦБ так и не дошло, то ли на Кипре почта работает плохо, то ли в России, а вот еще версия: что перехватили это письмо, и не кто-нибудь, а сам г-н Дубенецкий. Но сколько веревочке ни виться… В общем, успел его заместитель, кристально честный человек, забить тревогу и настоял даже, чтобы на Кипр была направлена специальная комиссия разобраться. Только немного он успел – г-н Дубенецкий уволил его с работы по причине якобы профессиональной непригодности.

Тем не менее 20 млн. долларов все же из России не ушли. Хотя как Дубенецкий старался! Даже скандал, поднявшийся уже вокруг Северного Кипра, не остановил его. Он позвонил своему израильскому партнеру и попросил разместить у себя на счетах 20 млн. долларов. Тот согласился и даже предоставил международные гарантии страхования этой суммы с процентами. Только не знал израильтянин, что деньги эти предназначались опять же на оплату оружия. А когда узнал, категорически отказался работать с г-ном Дубенецким, поскольку репутацией своей дорожил.

…Точка в этой истории до сих пор не поставлена. Правоохранительным органам, видимо, еще предстоит во многом разобраться. Но даже знание этих фактов поражает: с каким размахом действовал российский банкир г-н Дубенецкий. Конечно, тут уж не до “Родити”, даже с его двумя этажами и удачным расположением.

Г.ЮРЬЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
МАЛЮТА В ПОЛИТИКУ НЕ ЛЕЗ
ЦЕННЫЕ БУМАГИ СТАНОВЯТСЯ БЛИЖЕ ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ
ДУМА ВЛЯПАЛАСЬ
АЭРОЗЯТЬ НА РОССИЙСКИЙ МАНЕР
ДОБРОДУШНЫЙ СКОРПИОН
ДЛЯ АГУРЬЯНОВОЙ 5 – ЧИСЛО МИСТИЧЕСКОЕ
НАШЕ БОГАТСТВО
ПРИШЛА ВЕСНА. СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК
ПОРОКИ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДЕЛЫ ВЛАСТИ НАШЕГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ


««« »»»