Новые мишени для киллеров

На “тихом” бензиновом рынке Москвы начался плановый отстрел. По мнению участников рынка, это результат некоторых ошибок, допущенных в борьбе с монополизмом

Бензиновый бизнес никогда не знал кровавых и даже просто шумных разборок. Здесь никогда не стреляли, никогда не поджигали, никогда не взрывали друг друга. Здесь или просто “съедали” конкурента, или – так же просто – не пускали на этот необычайно прибыльный рынок. Все происходило мирно, без эксцессов. И даже случай со взрывом у дома Колерова, знаменитого в народе своим отказом платить налоги в разгар чеченской войны (“Государство неправильно тратит деньги налогоплательщиков”, – заявил “бензиновый король”) – исключение, причем единственное и напрямую с конкуренцией не связанное. Просто, объясняют его коллеги, он начал высовываться, а здесь этого не любят. Говорят, Колеров тихо продал свои бензоколонки и с рынка исчез. Все-таки взрывоопасная зона.

И тем не менее 16 августа прогремел первый выстрел. Был убит директор Московского производственного комбината автообслуживания Монахов В.Г. Событие для отрасли невероятное, для нас же, уже почти привыкших к сообщениям о заказных убийствах, к сожалению, рядовое. Но стоит ли привыкать к таким вещам?

Почему мирная тишина в этой сфере, спокойствие в которой за все последние бурные и достаточно кровавые годы тщательно охранялось и контролировалось и самими участниками рынка, и даже бандитами, предоставляющими бензиновым предпринимателям “крышу”, почему эта тишина все-таки была нарушена?

По мнению работников комбината, заказной характер убийства не вызывает никаких сомнений. Преступление стало результатом многолетней закулисной “войны”, “войны” документов, писем, постановлений, которая велась за лакомый кусок государственного имущества. Кстати, комбинат до сих пор парадоксальным образом не криминилизировался.

До девяносто второго года в Москве было чуть более двухсот автозаправочных станций. Все они принадлежали комбинату. Обслуживание, конечно, как помнят автомобилисты, на государственных АЗС было неважным, как, впрочем, и везде, во всей сфере обслуживания. Но еще с двадцатых годов МПКА был главной базой по обеспечению потребностей Московского региона нефтепродуктами, являлся, как выражаются чиновники, устойчивой производственной единицей.

В девяносто втором комбинат был передан в муниципальную собственность Москвы и подчинен Департаменту транспорта и связи. И тут начались проблемы.

Во-первых, проблемы начались у самого предприятия: трудовой коллектив, подавший в Москомимущество заявку на приватизацию “путем акционирования”, так до сих пор и не смог добиться желаемого результата, несмотря на законность требования.

Во-вторых, проблемы начались на самом рынке бензина: многим памятны очереди 1993 – 1994 годов на бензозаправочных станциях.

Можно ли напрямую связывать эти два явления? Наверное, можно, ведь именно МПКА долгие годы являлся монополистом на рынке – большинство московских АЗС принадлежали этому предприятию. И в том уже далеком девяносто втором началась реформа московской системы АЗС – “в целях создания условий для наиболее полного обеспечения города Москвы автомобильным топливом и горюче-смазочными материалами”, – как гласило постановление. В городе начался бензиновый кризис, свидетельствующий о начале реформы.

Из письма трудового коллектива предприятия МПКА премьеру правительства Москвы Ю.И.Лужкову:

“Уважаемый Юрий Михайлович!

Мы повторно обращаемся к Вам, так как обстоятельства нас к этому вынуждают.

16 августа 1997 года у себя на даче был убит директор нашего предприятия г-н Монахов В.Г., и нам ясно, что убийство прямо не связано с руководством хозяйственной деятельностью предприятия. От чьих рук погиб Владимир Георгиевич, мы пока не знаем. Но убить его могли только люди, заинтересованные в замене директора”.

Еще в 1992 году, когда процесс приватизации комбината был “заморожен”, кому-то в правительстве Москвы пришла в голову интересная мысль: раздать принадлежащие МПКА автозаправочные станции коммерческим структурам, что и было сделано. По свидетельству “наблюдателей” процесса, из двухсот приблизительно АЗС частным предпринимателям было передано около ста пятидесяти. Причем передано не по коммерческой, а по балансовой стоимости, что допускалось лишь при передаче собственности трудовому коллективу.

Цель понятна, задачи справедливы и, на первый взгляд, благородны: создать рынок, создать условия для конкуренции на этом рынке, уничтожить монополиста. Но ведь существовали и другие способы добиться этих же целей. И вовсе не обязательно было доводить до банкротства мощное и эффективное предприятие.

Сейчас, когда рынок-таки создан, конкуренция появилась, проблемы остались и стали, похоже, еще глубже: предприятие банкрот, директор убит.

В результате отчуждения имущества предприятия, как считают многие, незаконного, появилось множество новых коммерческих структур разной крупности, с разными, как ясно сегодня, целями заполучивших комбинатовские АЗС (некоторые из них недавно изгнаны из Ассоциации независимых АЗС). Некоторые из этих компаний остались на рынке и имеют сегодня и имя, и имидж, и высокие доходы. Другие, говорят, исчезли сразу после кризиса, который принес владельцам АЗС не просто высокие доходы, а баснословно высокие. Один день кризиса приносил им десятки тысяч долларов прибыли.

Кстати, по мнению специалистов, по-прежнему в России растет количество мелких владельцев АЗС. Однако и нефтяным специалистам, и экологам уже давно ясно: мелкие фирмы, как правило, не думают ни об экологии, ни о пожарной безопасности. Они не вкладывают ничего в развитие нефтяного комплекса, оставляя у себя огромные средства, которые в идеале должны частично идти на существование и воспроизводство всей нефтяной отрасли страны – от добычи и переработки до АЗС. Но “идеальное” предприятие разорено “за отсутствием конкурента”.

Еще одна цитата из письма Лужкову:

“Выполнение муниципальной программы реконструкции АЗС обернулось падением предприятия в “долговую яму”… И нам не понятна позиция правительства Москвы, раздающего за бесценок имущество государственного предприятия коммерческим структурам, фактически не получая от них в течение четырех лет никаких денег и отказывающего в приватизации на тех же условиях трудовому коллективу, заработавшему и вложившему за эти же годы более 200 миллиардов рублей в реконструкцию и выплатившего в бюджет более 300 млрд.”. Судя по всему, ситуация дошла до критической точки.

Незадолго до убийства Монахова правительство Москвы приняло постановление о создании АО “Центральная топливная компания”, которому должно перейти оставшееся имущество разоренного комбината. С юридической точки зрения, явно ущемлены права работников предприятия. Но комбинат в долгах, как в шелках, надо что-то делать!

И пять лет назад, и на протяжении всего этого времени чиновники произносили, точнее писали, одни и те же слова, разоряя одних, обогащая других “в целях создания условий по обеспечению… и повышению…” И сегодня при создании ЦТК говорится приблизительно то же самое: “в целях совершенствования структуры топливно-энергетического комплекса и повышения эффективности функционирования системы обеспечения нефтепродуктами г. Москвы и Московской области…” Политика и экономика России опутаны цепями родительных падежей, хозяйство в кандалах чиновничьих штампов.

Даже сама персона руководителя ЦТК Ю.К.Шафраника вызывает раздражение у трудового коллектива, потребовавшего прекратить любые переговоры с ним до раскрытия убийства Монахова.

Нефтяной комплекс страны, включающий и АЗС, был гордостью планового хозяйства СССР. В начале реформ нормально функционировавшая система рухнула. Появившаяся на ее обломках новая долго и мучительно “искавшая себя” пока еще не является ни “предметом гордости”, ни источником прибыли для государства. Но уже появился ряд условностей, правил, которыми руководствуются все участники этого рынка (одно из правил – не стрелять!). Возможно, монополия и не лучший вариант, диктат частника – тоже, но хаос, который может наступить в результате новых “усовершенствований”, проводимых чиновниками (по мнению трудового коллектива МПКА, “подставляющими” мэра столицы), может окончательно разрушить весь комплекс.

МПКА все еще крупная и перспективная хозяйственная единица. Несмотря на кризис, предприятие является крупнейшим участником бензинового рынка Москвы. У директора была программа акционирования комбината и выхода из кризиса. Директора убили. Коллектив остался.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Николасу Кейджу снятся кошки
ХАРРИСОН ФОРД НЕГОДУЕТ
Детектив “Смертельная любовь”
Сексуальные свингеры в стране большевиков
ДЕЛО ЕСТЬ. КОГДА ЖЕ СУД?
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА В ЭПОХУ ПЕРЕХОДА ОТ ДЕМОКРАТИИ К ОЛИГАРХИИ


««« »»»