Будем делить Транссиб?

АвтоперевозкиКто выиграет от борьбы с естественными монополиями на транспорте

В последнее время тема борьбы с естественными монополиями стала дежурной на страницах многих изданий. При этом ее, как правило, связывают с попытками “наездов” на “Газпром”, которые время от времени предпринимаются в одних коридорах власти и отражаются в других. И хотя сам руководитель газового гиганта Рем Вяхирев не раз пытался привлечь внимание к проблемам естественных монополий как мощного и позитивного института российской экономики, проблемы монополий в области энергетики и транспорта (не говоря уж о связи, которую по непонятным причинам лишили статуса естественной монополии), казалось бы, мало кого волнуют.

В последнее время, правда, некоторый общественный резонанс получили проблемы транспорта, прежде всего железнодорожного. Внимание к ним привлекло совещание в Министерстве путей сообщения России, которое проводил первый вице-премьер правительства Борис Немцов. Перед железнодорожниками были поставлены только две задачи – снизить тарифы и ликвидировать задолженность по налогам и выплатам в бюджет и социальные фонды. (Правда, непонятно, почему упрек по поводу тарифов адресован МПС – их устанавливает, как известно, не оно, а Минэкономики.) Попутно были высказаны и претензии по поводу засилья некоторых монополистов на железных дорогах и даже назван один из них – компания “Трансрейл”.

Упоминание это странным образом совпало с резкими публикациями против той же компании в ряде центральных средств массовой информации. Фактически на нее повесили все обвинения даже не в естественном, а в противоестественном монополизме, которые ранее адресовались МПС и Российским железным дорогам. В итоге складывается однозначное впечатление информационной кампании, которая ведется “Трансрейл” с неафишируемыми, но вполне понятными ее устроителям целями.

В чем же обвиняли и в последнее время обвиняют компанию средства массовой информации? Прежде всего в том, что “Трансрейл” является монополистом и устанавливает монопольно высокие цены на перевозки. В том, что она находится под покровительством МПС и проводит политику министерства на поддержание высоких тарифов. В том, что благодаря поддержке МПС, находится вне конкуренции и жирует на российских рельсах иностранная компания. В том, что пользуется скидками, которые компании представляет министерство. И, наконец, в том, что полученную прибыль она отдает МПС в виде кредитов под высокие проценты…

С высокими тарифами мы уже вроде бы разобрались – обвинение, скорее, в адрес Минэкономки, которому эту проблему и решать. Лидирующее же положение “Трансрейл” сумела занять потому, что ее создатели оказались способными предвидеть геополитические последствия распада СССР и найти возможные формы организации трансконтинентальных перевозок между западной и восточной оконечностями Евразийского континента в новых складывающихся условиях. Для обеспечения стабильности железнодорожных перевозок между Западной Европой и Японией по территории России и государств СНГ и была 1993 г. образованная – не зарубежная, а международная группа компаний “Трансрейл”, дочерние предприятия которой (их более 50) имеются в странах СНГ, Швейцарии, Германии, Финляндии, Китае, Чехословакии, Венгрии, Польше, Японии… При этом крупнейший национальный акционер – России, на долю которых приходится 50% капитала компании, поделенных поровну, по 25%, между МПС и Российскими железными дорогами. Так что далеко не чужая “Трансрейл” для страны.

Да и со скидками странная история вышла. “Комсомольская правда” недавно утверждала, будто они достигают 50% и полностью остаются прибылью компании. На деле же, к примеру, скидки, которые МПС предоставляет “Трансрейл” по важнейшему сегодня виду ее деятельности – контейнерным перевозкам – не превышают 20 процентов. При этом скидки – это не прибыль компании. Прибыль ее компании – это 5% комиссионных, которые она имеет как линейный фрахтовый агент МПС. Разница же между комитентским процентом и скидкой, согласно договору между МПС и “Трансрейл”, регулярно возвращаются министерству. На них компания проводит реконструкцию путевой инфраструктуры, ремонт и замену погрузочно-разгрузочного оборудования, покупку подвижного состава. Так, только за минувший год за счет скидок было приобретено для обновления парка РЖД более 700 цистерн. Наконец, компания фактически беспроцентно кредитует проекты МПС и оказывает его подразделениям и их работникам большую благотворительную помощь…

Казалось бы, сотрудничество компании с МПС выгодно для российских железных дорог и России. Для нас, москвичей, особо важно то, что реализация их совместных проектов обеспечивает полноценную занятость и регулярные выплаты зарплат на Московском узле. Ибо значительная часть грузов, перевозимых в рамках этих проектов, обрабатывается на станциях Москва-Павелецкая-товарная, Москва-товарная-Октябрьская, Южный порт, Кунцево-2, Москва-товарная-Бутырская, Москва-товарная-Смоленская, Москва-товарная-Рижская, станции Бекасово Московской дистанции Киевской железной дороги…

У кого, казалось бы, могли вызывать недовольство и раздражение все эти позитивные плоды хорошо налаженного сотрудничества, формы которого найдены МПС? Однако, похоже, у них есть влиятельные противники, которым нет дела до реальных результатов, но есть – до своих интересов. А интересы эти очевидны – устранить сильного и эффективного конкурента.

При нынешней организации контейнерных перевозок между Россией и Западной Европой, найденной “Трансрейл” в содружестве с МПС, основа которой – регулярные рейсы контейнерного поезда “Восточный ветер”, железнодорожный транспорт может успешно конкурировать с автомобильными перевозками. Силы же, заинтересованные в том, чтобы приоритет был за автомобильными перевозками, в России явно есть. Причем заинтересованы они совсем не по экономическим соображениям – автомобильный транспорт, как показывает практика, гораздо удобнее для переброски нелегальных, контрабандных грузов, в том числе и в виде так называемой гуманитарной помощи.

Но это только одна из возможных сил. Сегодня, когда отработана и действует система трансконтинентальных контейнерных перевозок (а “Трансрейл” является их лидером), видимо, появляются желающие переделить пропускные возможности Транссиба, заказы и прибыли. И наиболее удобный путь здесь – оттеснить под видом борьбы с естественными монополиями тех, кто хорошо делает свое дело сегодня, чтобы заявить свои монопольные права завтра…

Не раз уже в России борьба за справедливость приводила в ХХ веке к прямо обратным результатам. Казалось, что к началу следующего столетия мы уже чему-то научились и не будем так легко ловиться на очередные призывы к переделам, замаскированные под защиту наших интересов. Неужели только казалось?

Павел РЕШЕТНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НЕ ВСЯКИЙ СУД ЗНАЧИТ ДЕЛО
ПОСЛЕДНЯЯ ВЫХОДКА КАВАЛЕРОВ
ПОДКРАВШИЙСЯ НЕЗАМЕТНО-4
МУЗЕЙ ДРУЗЕЙ
КИНО ПРО КИНО


««« »»»