ОТЦЫ И ДЕТИ, ЗЯТЬЯ И ТЕСТИ

Не успели отбушевать страсти вокруг кремлевской работы дочери Президента Ельцина Татьяны и вокруг зарубежной учебы ее сына Бориса Ельцина-младшего, как средства массовой информации обрушились со всей силой на еще одного члена президентской семьи. В центе внимания на сей раз оказался муж второй дочери Елены – Валерий Окулов, профессиональный пилот, занявший 13 марта сего года (после ухода маршала Евгения Шапошникова на новую работу) пост и.о.генерального директора акционерного общества “Аэрофлот – российские международные авиалинии”.

…Наверное, не зря приметы не рекомендуют ничего начинать 13 числа – в марте пресса весьма активно, двумя волнами обсуждала кадровые перемены в крупнейшей авиационной компании России, вызвав, наверное, своим интересом к проблеме и своими однозначными комментариями чувство обиды у нового ее руководителя. Но причины такого внимания к нему – не в нем самом, а в сложной борьбе интересов за контроль над “Аэрофлотом”, с одной стороны, и в семейных связях Окулова с Президентом – с другой.

Впрочем, главное последствие состоявшегося назначения – не для “Аэрофлота” или сил, борющихся за влияние в нем, а для Президента России Борис Ельцина. Ведь не слишком мотивированное назначение его зятя на столь ответственный пост явно “подставило” Президента, бросило на него, пусть не слишком ощутимые, подозрения в протекционизме родным и близким.

Да, любовь к детям и внукам, а также зятьям и невесткам, стремление сделать их жизнь полегче и поудачливее были, начиная с послевоенных годов, слабым местом наших руководителей. Уже тогда трудно было бы представить, чтобы сын всесильного главы государства безвестно, как миллионы других, сгинул в плену, а сын того, кто сменил его у кормила власти, погиб в воздушном бою… Детей и близких руководства страны ждала и работа подостойней, и жизнь получше.

Правда, далеко не всегда их выдвижение было проявлением протекционизма и кадровой ошибкой. К примеру, сын всемогущего Лаврентия Берии – Серго Берия-Гегечкори уже после смерти отца и репрессий, которым подвергли его семью, подтвердил свою репутацию одного из крупнейших конструкторов зенитных ракетных систем. В мире создателей аэрокосмической техники доброй славой пользовался и сын Никиты Хрущева – Сергей. А брат Анастаса Микояна не по родству, а по таланту прославился как один из лучших авиаконструкторов мира…

Такие дети и братья не бросали тень на родичей-руководителей. И признание, авторитет, право на свои посты и должности они заслуживали самостоятельно, своими делами. С ними не имеют, конечно, ничего общего потомки Леонида Брежнева – дочь Галина, известная чем угодно, только не своей работой на дипломатическом поприще, ее супруг Юрий Чурбанов, ее брат Юрий, занимавший незаслуженно высокий пост замминистра внешней торговли… Или дети других деятелей застойной эпохи.

Конечно, Валерий Окулов – не из этого ряда. Но, увы, и не из ряда бесспорно заслуживших право на свой пост. Конечно, он хорошо образован, умен, имеет опыт практической работы – правда, не на таком высоком уровне. Наконец, он профессиональный пилот высшего класса, его только однажды отстранили от летной работы: в 1987 году, когда его тестя сняли с поста первого секретаря МГК КПСС. И иди речь о летной работе, никто не стал бы спорить ни с каким назначением Окулова.

Но никто не станет спорить и с тем, что многоопытный маршал авиации Шапошников гораздо лучше понимал специфику организации и работы “Аэрофлота”, чем рядовой пилот, пусть даже высококлассный. Ибо управление эксплуатаций самолетного парка, который обслуживает 18 процентов внутренних перевозок и 60 – международных, – это совсем иная специализация, чем пилотирование самолета. А значит, новому руководителю национального авиаперевозчика №1 предстоит еще долго учиться… и бороться с тенью маршала Евгения Шапошникова (дай Бог ему подольше здоровья).

Хотя с Окуловым остается команда, которую Шапошников сплотил вокруг себя и с которой сумел решить часть проблем “Аэрофлота”. И команда эта готова, по словам Окулова, работать с ним. Но в целом ситуация будет напоминать времена, когда Борис Бугаев, личный пилот Брежнева, был назначен руководителем советской гражданской авиации: решения по всем принципиальным вопросам будут принимать замы и помы. По крайней мере, пока новый руководитель не освоит штурвал “Аэрофлота” столь же уверенно, как и штурвал самолета. Учиться же ему придется ”без отрыва от производства”. И дай Бог, не в ущерб ему…

До сей поры Ельцин, в отличие от руководителей советской эпохи, был вне подозрений в протекционизме родственникам. Конечно, он продвигал людей, которых хорошо знал и ценил по предшествующей совместной работе. (Но для политики это не исключение и не грех – в окружении Рейгана, к примеру, преобладали земляки – выходцы из Калифорнии, а это был не самый худший президент США). Семья же как “кадровый резерв” Ельциным никогда ранее не рассматривалась, что отводило от него любые возможные обвинения в продвижении родственников на руководящие посты. После выборов 1996 г. он – точнее, за него – дал повод для таких обвинений. Сначала в связи с назначением на ответственную работу в Администрации отца его дочери Татьяны, теперь – в связи с назначением его зятя на руководящий пост в “Аэрофлоте”.

Ситуация, в которой оказался Президент России, во многом напоминает сходную историю с самым жестким и требовательным советским лидером послевоенной эпохи Юрием Андроповым. Известно, как беспощадно боролся он с перерождением партийно-советской номенклатуры, с ее порочными традициями – в том числе и с продвижением собственных чад на теплые местечки. Известно, что и семью свою держал в строгости и скромности. Но, увы, когда некие угодники вдруг выдвинули его сына ( в пору, когда отец был на подъеме) на ответственный пост в МИДе, у всесильного и принципиального генсека духу не хватило вмешаться и сказать “нет”. А сын ни при жизни отца, ни после его смерти так и не оставил на дипломатическом поприще каких-либо ярких следов…

Правда, ситуация у Ельцина сложнее – ведь аэрофлотский кабинет маршал Шапошников освободил не без участия президентского окружения: ведь он ушел на пост советника Президента России по авиации и космонавтике. И сообщил ему об этом назначении ни кто иной, как сам Борис Ельцин…

Кому как, а мне до сих пор памятен облик Ельцина – народного депутата СССР, когда он ездил в Кремль на троллейбусе, а ходил в отечественных полуботинках за 18 рублей (были же такие цены!). Конечно, Президенту пусть бедующей, но великой страны такие повадки уже не к лицу. Но все же стандарт личной скромности и личного материального бескорыстия, который сам себе (и своим близким) задал глава государства, и сегодня вызывает к нему симпатии у части избирателей, особенно на фоне коммерческих “подвигов” других представителей “партии власти”. Недавние расследования, проведенные средствами массовой информации, подтвердили россиянам, что семья Президента не нажила с помощью приватизации или какими-либо иными способами “палат каменных” и защищена от “черного дня” не лучше других россиян.

Репутацией этой семья и глава ее, похоже, дорожат. Более того, с той поры, как курс, связанный с именем Ельцина, принес неисчислимые потери миллионам рядовых россиян, строгое соблюдение Президентом норм и требований, которые он сам для себя определил в пору борьбы с партийной номенклатурой, становится главным резервом поддержания его личного рейтинга.

Наверное, поэтому так заботливо поддерживает Борис Ельцин эту сторону своего имиджа. И, осмелюсь предположить, ему сегодня не меньше, чем рядовым россиянам, обидно от того, что в этом имидже появился видимый всем изъян.

ВЛАДИМИР КОМИССАРУК,

Главный политолог “Нового Взгляда”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ФРИДЛЯНД – “МУЗОБОЗ”: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРИМИРЕНИЕМ ЯВНО НЕ ЗАКОНЧИТСЯ
“КАРУСЕЛЬ”: КРУГЛЫЕ (БЕЗ МАЛОГО) СУТКИ ДЛЯ ВАШЕГО УДОВОЛЬСТВИЯ!
“БЛЕСТЯЩИЕ”: ВИДИМ СЕДЬМОЕ НЕБО!
А с Чубайсом не знала я скуку
“БУБЛИКИ” – ОБИТЕЛЬ СКАНДАЛА
“DAEWOO” БЕЗ ВАЗА ПРОЖИВЕТ. А ВАЗ?


««« »»»