«Марсианин»: Космический пират

Марсианин

Как-то вспоминаются детские мечты стать космонавтом и исследовать космос. Конечно, мои амбиции немного отличались от амбиций детей, растущих непосредственно во времена интенсивного глобального помешательства на космических полетах, однако примерить на себе громоздкий и неуклюжий скафандр всё же хотелось ничуть не меньше. Полёт на другую планету всегда казался захватывающим и интересным, но вряд ли кто-то действительно осознавал, какую опасность может таить в себе такого рода приключение. Собственно и Марк Уотни, главный герой фильма в исполнении Мэтта Дэймона, едва ли мог предположить, что ему предстоит пробыть одному на неизведанной планете в течение неопределенного количества времени, при этом пытаясь не умереть от голода, жажды или других внешних факторов.

Рассказывать о сюжете нет особого смысла — все либо и так знают, либо читали книгу. О последней стоит упомянуть особенно. Роман Энди Уира вышел сравнительно недавно и стал настолько популярным, что игнорировать его просто казалось неприличным, куда не глянь — везде кто-то да читает книжонку. Тем не менее, не ориентируясь на первоисточник, хочу отметить, что фильм оказался весьма цельным и захватывающим. Можно смело сказать, что «Марсианин» — лучшее развлекательное кино в жанре научной фантастики последних лет. Да, именно развлекательное, громкое по именам и яркое по исполнению кино.

«Марсианин» — это «Гравитация» Куарона под музыку ABBA с главным героем, которому постоянно везёт в отличие от героини Буллок. «Марсианин» — это «Интерстеллар» Нолана для более широкой аудитории и с частичкой души; более попсовая версия для тех, кто не понял фильм Кристофера. «Марсианин» — это «Прометей» Скотта с более ясным сюжетом и взаимоотношениями между персонажами. В этом и заключается главный недостаток фильма: трудно сказать, что «Марсианин» — это «Марсианин», скорее на ум приходят сравнения с другими подобными научно-фантастическими фильмами. Если исходить только из сюжета, то кроме как «единственного человека на планете» (хотя это тоже в своем роде является гиперболической аллюзией на Робинзона Крузо) и выращивания картошки на Марсе — фильм ничем больше в память не вгрызается. Но это, что касается идеи и сюжета, а вот исполнение — совсем другой вопрос.

Главной фишкой фильма, выделяющей его даже среди вышеперечисленных фантастических лент, является неунывающий и позитивный протагонист. Да, уже было сказано, что фильм фактически представляет собой яркий и долгожданный камбэк Дэймона к выдающимся ролям и Скотта к сильным режиссерским работам. Несмотря на то, что Марк «Космический пират» Уотни откровенно доминирует над всеми персонажами фильма, подкалывая их и себя, второстепенный каст тоже весьма неплохо справился. Тут и сильная астронавтка в исполнении Джессики Честейн (которую Ридли Скотт забрал вместе с Дэймоном из «Интерстеллара»), и Джефф Дэниелс с Эмми в кармане в роли главы НАСА, и надежный друг муравьев Майкл Пенья (опять весь фильм шутки шутит), и бессмертный Шон Бин в роли главы экипажа, и Кейт Мара (незаметная, словно «женщина-невидимка»), и Кристен Уиг в роли какой-то очень важной женщины в правительстве, и Себастьян «другая война» Стэн в роли пай-мальчика — астронавта, и, наконец, гроза логопедов и один из моих любимых актеров Чивитель Эджиофор. Актерский состав очень сильный, собственно как и любит Ридли Скотт. Как уже сказано, Марк «Колонизатор» Уотни — сердце фильма, но остальные персонажи смотрятся достаточно органично, чего не было в других недавних картинах с большим количеством хороших актеров (например, в «Эвересте» или «Черной мессе»).

Ридли Скотт — молодец. С технической стороны к фильму претензий нет: всё очень красиво, с размахом и детально проработано (в плане снаряжения, скафандров и средств передвижения), ничуть не уступая его же «Прометею». Всё, как любит Скотт. Музыка — отдельная составляющая фильма. Еще одна черта сугубо развлекательного кино — кричаще популярная, появляющаяся в «неожиданных местах» фильма, музыка. Все мы помним АBBA и Дэвида Боуи, там, где их никто не ожидал услышать. Так что не всё вам слушать Ханса Циммера, созерцая бескрайние пространства космоса. Однако за что точно не погладишь по голове Ридли Скотта, и что уже стало неотъемлемой частью его фильмов, так это огромное количество ляпов и недочетов. Тут вам ляпы на любой вкус: производственные (то в начале мы видим отражение оператора в шлеме Уотни, то потом можно заметить на дальнем фоне, что Марс-то оказывается — планета плодородная), логико-физические (чего стоит лишь полет Марка «Железного человека» Уотни и его последствия), и даже ляпы внутри собственной истории (момент с душем).

Что еще хорошего в фильме, помимо Дэймона, юмора и захватывающей истории — так это упор на науку. Нам всяческими способами пытаются показать, что наука — это круто, наука — это интересно. Гики правят миром, а знания помогут в любой ситуации, даже если вы, откровенно говоря, pretty much fucked. Получилась такая осовремененная притча о знаниях и человеческом духе, рассказанная от лица очень оптимистичного и остроумного астронавта. Возможно, «Марсианин» станет прекрасным подспорьем желанию современного поколения проникнуться тайнами, авантюрами и опасностями космического пространства.

Марсианин (The Martian)

Марсианин постер

Год: 2015

Жанр: фантастика, приключения

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Ридли Скотт

Сценарий: Дрю Годдард, Энди Уир

Продюсер: Марк Хаффам, Саймон Кинберг, Майкл Шефер

Оператор: Дариуш Вольски

Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс

Художник: Артур Макс, Роберт Каупер, Моника Эстан

В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Чиветель Эджиофор, Кристен Уиг, Джефф Дэниелс, Майкл Пенья, Шон Бин, Кейт Мара, Себастьян Стэн, Аксель Хенни

Бюджет: $108 000 000

Мировая премьера: 11 сентября 2015

Премьера в РФ: 8 октября 2015, «Двадцатый Век Фокс СНГ» 3D

Продолжительность: 144 мин. / 02:24



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»