«Бен-Гур»: Модельно постриженная борода

Бен Гур

«Бен-Гур», уже успевший ошеломительно провалиться в американском и мировом прокате, набрав за две недели менее 50 миллионов при производственном бюджете в 100, доберется до РФ 8 сентября. Российскому зрителю римейк классической ленты 1959, получившей в своей время 11 «Оскаров», может быть особенно интересен по той причине, что в режиссерском кресле находился Тимур Бекмамбетов, для которого это третий проект в Голливуде. Правда, работает режиссер по нисходящей: если «Особо опасен» собрал приличную кассу и был довольно спокойно принят критиками, то «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» был нещадно ими разгромлен, а окупилась картина со скрипом и только за счёт международного проката. С «Бен-Гуром» все еще хуже, что, впрочем, более чем логично для столь удручающе унылого и немощного по всем параметрам кино.

Фабула романа Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» для новой экранизации претерпела несколько важных изменений, которые вряд ли ли возможно признать удачными. Так Иуда (Джек Хьюстон) и Мессала (Тоби Кеббелл) теперь не просто друзья детства, но фактически сводные братья – римлянин был усыновлен аристократической иудейской семьей Бен-Гура. Одним прекрасным вечером Мессала внезапно ощущает, что там его на самом деле всегда недолюбливали, поэтому он немедленно уходит из дома, чтобы стать солдатом Римской Империи. Уже в звании офицера он возвращается в Иудею, спустя три года, вместе с римским легионом к назначению нового префекта Понтия Пилата. Мессала просит Иуду помочь избежать агрессии и провокаций с обеих сторон и, воспользовавшись своим авторитетом, повлиять на отношение к римлянам своих соотечественников в связи с возросшей активностью движения зелотов, борцов за независимость от Империи. Иуда соглашается, но не говорит Мессале о том (еще одна значительная вольность сценаристов Джона Ридли и Кита Кларка), что по доброте душевной разместил у себя в доме раненого зелота в комнате с оружием, окна которой выходят на дорогу, где будет проезжать Пилат. Ничто не предвещало беды.

Странным сценарным ходом было освободить Иуду от рабства на галерах волею случая, а не его упорством и жаждой отомстить Мессале за жестокую расправу над всей его семьей как пособников покушения на префекта. Словом, попытки обновить историю оригинала увенчались тотальным фиаско. Больше того, фильм в результате этих решений фактически остается бессмысленным высказыванием. Желая усложнить персонажа Мессалы, авторы, во-первых, с этим не справились, ибо он просто хаотично дергается согласно нуждам сюжета, сам по себе лишенный какой бы то они было последовательности и логики, а, во-вторых, и титульный герой превращается в пустой знак, не имеющий никакого значения. Иуда Бен-Гур здесь не имеет ни гражданской позиции, ни сильной воли, ни ярко выраженной идеи отмщения. Все что у него есть – это модельно постриженная борода. Финал, где он должен принять веру Христа, отойти от Ветхого завета к Новому, в данной экранизации выглядит банально лишним (как и сам Иисус в исполнении Родриго Санторо), хотя по сути, если вспомнить, что в названии книги фигурирует «история Христа», ради этого преображения ветхозаветного человека, отказывающегося от мести как на личном уровне, так и национальном, все и затевалось. Решив усложнить простую бинарную мораль, авторы лишь создали неудобоваримую неразбериху. Вместо, пусть и прямолинейного, но зато работающего с несколькими оппозициями (метрополия/провинция; Старый/Новый завет; рабство/свобода), библейского эпика, тут рассказан незначительный анекдот из истории Римской империи нулевой универсализуемости, не более того.

Впрочем, определенная эпичность в «Бен-Гуре» присутствует. Например, он эпически скучен, поэтому по ощущениям он не сильно уступает более чем двумстам минутам хронометража версии 1959 года. Другой недопустимой для блокбастера проблемой является то, что фильм выглядит скупо, если не сказать бедно. Даже сцена гонки на колесницах снята неизобретательно и утомительно, не говоря уже о других, которые монтажом и мизансценами напоминают малобюджетную телевизионную продукцию. Не спасает даже закадровый голос Моргана Фримана, которому тут внезапно отведена роль Шейха. Беда и с актерами, которые играют будто в первый раз увидели текст сценария и расслабленно репетируют. Художники и дизайнеры картины тоже ничем примечательным не отличились, кроме того, что Иуда выглядят так, будто вот-вот потребует смузи или какой-нибудь мятный раф-кофе вместо банальной воды.

Сложно понять на каком этапе производства фильма все пошло наперекосяк, но теперь студии MGM придется крепко поразмышлять над причинами провала. Возможно, финансово ленту спас бы более внятный маркетинг, пытавшийся завлечь одновременно верующих на библейскую историю, а тинейджеров на «Форсаж на колесницах», но в итоге не заинтересовавший никого. Содержание же может быть выиграло бы, если бы проблема империализма и экспансии Римской Империи стала бы важным элементом нарратива, а не пятиминутной вставкой, сделанной с грацией и тонкостью достойной новостных передач центральных телеканалов. Или, если бы режиссёром был не Бекмамбетов, а Франсуа Озон или Педро Альмодовар, тогда наверняка инцестуальный мотив, тут, конечно, лишь неосознанно проскользнувший, мог бы стать центральным, а то и вовсе отношения Иуды и Мессалы и их последующая вражда могли бы заиграть совсем другими, «радужными» красками.

 

P.S. Когда перед самыми финальными титрами я не удержался, чтобы не сказать что-то вроде: «Подозревал, что будет плохо, но не думал, что Бекмамбетов так провалится», мне возразили, мол, а что он, это все вина сценаристов. И в этот момент на экране случилось слоу-мо, в котором герои поскакали в прекрасное далеко под попсовенькую песню Андры Дэй. Спор, понятное дело, закончился, не успев начаться.

Бен-Гур (Ben-Hur)

Бен Гур  Постер

Год: 2016

Жанр: боевик, драма

Страна: США

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

Сценарий: Кит Р. Кларк, Джон Ридли, Лью Уоллес

Продюсер: Марк Барнетт, Шон Дэниэл, Дункан Хендерсон

Оператор: Оливер Вуд

Композитор: Марко Белтрами

Художник: Наоми Шохан, Роберто Карузо, Марко Фурбатто

Монтаж: Доди Дорн, Ричард Фрэнсис-Брюс, Боб Муравски

В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, Йохан Филип Асбек

Бюджет: $100 000 000

Мировая премьера: 17 августа 2016

Премьера в РФ: 8 сентября 2016, «Централ Партнершип» 3D

Продолжительность: 123 мин. / 02:03


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»