ВУРДАЛАКИ

1.

Одним из наиболее давних и наименее изученных видов неврозов является синдром перерождения человека в волка. На Руси таких людей называли “волкодлаками” (производное от слов “волк” и “длака” – шерсть, руно, обозначающее волчью шкуру), во Франции – вурдалаками. Феномен волкодлачества издревле был известен у различных народов мира. Немало внимания этому явлению уделил в своем труде “Оккультизм и сексуальность” известный немецкий психолог и специалист в области истории культуры Ганс Фреймарк. Он обобщил многие известные в истории случаи явления вурдалаков и был уверен в том, что “подобно колдовству, вера в вурдалака содержала в себе черты грубого смешения оккультных феноменов и полового сладострастия” (2, стр. 110). Вот одно из описаний типичного случая “волкодлачества”, приводимое Фреймарком:

“В выдержках из процессуальных актов гор. Бордо, относящихся к 1603 году, мы находим полнейшее подтверждение этой мысли: две крестьянские девушки, преследуемые любовными предложениями пастуха Греньера, вдруг подверглись нападению со стороны волка; этот волк был не кто иной, как сам Греньер. Сильно испугавшись, девушки пустились бежать. Так как Греньер до того времени открыто хвастался своей причастностью к вере в волка, то он был арестован и посажен в тюрьму.

Там он рассказал, что благодаря одному своему соседу он познакомился с лешим; воздав ему должные почести, он принял из его рук масло и волчью шкуру. Своим охотничьим копьем “леший” сделал на его теле пометку, и с тех пор он приобрел способность обращаться в волка. Далее он рассказал, что и его отец был оборотнем; мачеха же его разошлась с отцом исключительно потому, что он раз, получив в ее присутствии страшную рвоту, выплюнул целую массу кусков собачьего и детского мяса. Он сам привел точное число детей и собак, которых он в разное время убил, которым наносил всяческие раны и т.д. В суд были приглашены родители тех детей, которые были убиты Греньером; из их допроса выяснилось, что подсудимый говорил самую неподдельную истину. Все они в один голос утверждали, что отчасти видели волка, а отчасти узнавали в нем Греньера.

Суд присудил этого преступника-идиота к пожизненному заключению в монастыре. Через 7 лет его посетил судья де-Ланкр. Последний увидел перед собою духовного выродка с запуганным, тревожным взглядом, впалыми глазами, длинными и широкими зубами и громадными черными ногтями, похожими на щупальцы. Во время свидания перед глазами Греньера пронеслась его прежняя жизнь; при этом он наивно заметил: “Мясо молодых девушек гораздо приятнее мяса собак; мне еще теперь хочется вкусить человеческое мясо, а самое сильное желание мое – это видеть волков”.

2.

Истории существования различных оборотней – людей, превращающихся в волков, доходят до нас из русского средневековья. В “Слове о полку Игореве” упоминается реальная историческая личность – полоцкий князь Всеслав Брячиславич (ум. 1101 году), который нам суды судил, “а сам в ночь влъком рыскаше из Киева дорискате до кур Тмутораканя, великому Хръсови влъком путь перерыскаше”. В исследовании современного российского писателя и историка Александра Горбовского приводится рассказ об одной истории, имевшей место в царской России:

“В селе Лучасы Смоленской губернии когда-то жил мужик, умевший становиться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды за овином нашли воткнутый в землю нож и вынули его. С тех пор мужик пропал и пропадал без вести года три. Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть нож за овином на том месте, где он торчал раньше. Те так и сделали. Вскоре после этого пропавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня на полок и стали парить веником – волчья шерсть вся и сошла. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему “перекинуться” через нож, и он обращался в волка. Когда вынули за овином нож, он бегал в поле волком. Прибежал, а ножа нет. И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть на старое место нож. Хотя этот парень и обращался в волка и долгое время был оборотнем, но мысли и чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например падали. Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ”.

3.

Примечательно, что российские устные предания о волкодлачестве, так же, как и западные, тесно увязывают это явление со случаями сексуального садизма. Вот что рассказывает одна из легенд о разоблачении оборотня в селе Ельково на Орловщине:

“Началось все с пропажи одной из девушек во время праздничного гулянья. Вскоре ее нашли. Точнее, нашли то, что от нее осталось – груду мяса, истерзанного самым непостижимым образом. Незакрытые глаза выражали ужас и боль. Вся деревня содрогнулась от ужаса.

Вскоре – новое страшное убийство. На этот раз голова была отрезана от тела и одета на плетень. Кишки окутали дерево, словно гирлянды. Никто не хотел снимать эти части с дерева, поэтому вызвали ветеринаров и полицию. Староста деревни Сергей Воеводин приказал звонить в колокол. На общем сходе решили обратиться к местной ведунье бабке Агафье. Когда она вышла из своей избы, то остановилась около одного из молодых парней. Она ткнула своим сухим и длинным пальцем в него. Парень нисколько не смутился, только усмехнулся. И вдруг начало происходить необъяснимое: рубашка на молодце стала на глазах разрушаться, затем портки, кожа вдруг забурлилась, приобрела постепенно темно-синий цвет. С непонятным звуком парень вдруг весь сжался, появился горб, на глазах начала расти щетина. Это было преображение оборотня. Тем временем сама колдунья тряслась, словно сухой лист на ветру. Искаженный немым напряжением рот извергал непонятные звуки.

Обращение шло очень быстро. Появились длинные, ржавого цвета клыки и когти. Это обращение оборотня заставило даже собак отбежать в сторону. Вдруг бабка Агафья произнесла: “Ночью оборотень всесилен, убить его можно только сейчас. Убейте его!”

Народ подождал чуть-чуть и кинулся на зверя. Кто с топором, кто с вилами. Кровь лилась с оборотня – кровь убитых? Яростный бой был недолгим – оборотень был буквально вдавлен в землю. В последний момент он успел схватить одного из нападавших – одним ударом снес ему голову.

Еще очень долго жители приходили в себя. Но убийства после этого прекратились”.

4.

Как с научной точки зрения можно объяснить эти мистические истории? Одну из таких попыток предпринимает в своей работе Фреймарк, называя эту психопатологию “зоантропией”. Его объяснение выглядит вполне логичным:

“Большая часть случаев так называемой “обращаемости” является результатом патологически-болезненного состояния; отчасти их можно объяснить атавизмом. (…) Человек, совершенно одичавший, ощутивший в глубочайших основах своего существа “волчью природу”, нуждается лишь в самом незначительном толчке, чтобы вызвать в себе волчью ярость – и этот толчок был дан… в лице руководителя общества; он ввел новичка в этот кружок и тем самым создал демоническое взаимодействие между ним и всеми прочими участниками кружка”.

(2, стр. 112)

Как видим, для процедуры “обращения” по Фреймарку необходимо наличие трех условий. Во-первых, дегенеративной, психически ущербной личности, страдающей “звериным” атавизмом. Во-вторых, рядом с “обращаемым” должен находиться духовный лидер, колдун, гипнотизер, способный внушить возможность процесса “обращения” как такового. И третье условие – это наличие аудитории зрителей, способной воспринять и поверить в обряд перерождения человека в зверя. Наличие всех трех условий складывается в определенный психологический феномен, также описанный Фреймарком:

“Мысль, загнанная в этот тупик, крепнет и складывается, наконец, в законченную манию: “Я сам – волк!” Вначале у них наблюдаются различные подражания волкам; далее, под влиянием извращенной чувствительности периферических кожных нервов у них появляется ощущение усиленного роста волос. Шаг за шагом в них развиваются инстинкты антропофагов и садоритов и столь же постепенно в них зарождается ощущение, будто они действительно превратились в волков. Подобное отрешение от своей собственной личности предполагает страшнейшее одичание человеческого духа, так что дело доходит до настоящего людоедства. Данкмар при этом указывает на участие альголягнистических мотивов; он относит эту манию в категорию садизма, “терзающего и разрывающего предмет своей страсти”. Очень может быть, что подобные акты садистического сладострастия впервые толкнули того или иного человека на мысль, что он превратился в волка.

Но послушаем Данкмара: “Очень часто приходится наблюдать такое явление: люди, помешанные на том, что они превратились в зверей, крайне удачно подражают голосу и привычкам этих животных. Человек, укушенный бешеной собакой, часто в припадках пароксизма лает, кусается, скачет и т.д. – подобно тому, как мозг идиота микрокефаза знаменует собою возврат к обезьяньей природе наших отдаленных предков, точно так же бывают различные случаи атавизма, выражающиеся в форме определенного животного типа…”

(2, стр. 112)

По некоторым данным, симптомы болезни Владимира Ильича Ленина в последние месяцы его жизни носили наиболее характерные признаки зоантропии. В исторической хронике Игоря Бунича “Золото партии” содержится довольно характерный эпизод:

“Воины-интернационалисты круглосуточно несли караул вокруг роскошного двухэтажного особняка, бывшего загородного дворца великого князя Сергея Александровича в Горках. В морозную рождественскую ночь 1923 года они услышали страшный вой, доносящийся, казалось, прямо из-под дома. Стояла глубокая ночь, в небе светила полная луна. Щелкнув затворами своих испытанных австрийских карабинов, часовые стали сходиться на источник воя, решив, что к особняку подошли из леса волки. Но волков не было. На застекленной веранде первого этажа в кресле-каталке сидел Ленин, одетый в телогрейку и валенки. Подняв изможденное лицо к луне, он протяжно и дико выл. Злой дух взывал к своим собратьям в космосе, просясь на волю. Он сделал свое дело…”

Примечательно, что до настоящего времени так и не опубликован истинный диагноз психической болезни Ленина и ее симптоматика. Отдельные разрозненные данные о течении этой болезни лишь сравнительно недавно появились в двухтомнике историка Дмитрия Волкогонова, допущенного к работе с документами из бывшего архива ЦК КПСС и архива президента Российской Федерации. Вот один из эпизодов, содержащийся в книге Волкогонова:

“Однажды, когда к Владимиру Ильичу пригласили профессора Доршкевича, больной пожаловался на бессонницу, отсутствие “душевного покоя”. Профессор, осмотрев больного, в итоге констатировал: “Во-первых, масса чрезвычайно тяжелых неврастенических проявлений, совершенно лишавших его возможности работать так, как он работал раньше, а во-вторых, ряд навязчивостей, которые своим появлением сильно пугали больного”.

– Ведь это, конечно, не грозит сумасшествием? – спросил Доршкевича Ленин. Профессор сказал:

– Навязчивости тяжелы субъективно, но они никогда не ведут за собой расстройство психики”.

(7, стр. 331)

Профессор Доршкевич лукавил, успокаивая своего пациента. В своем исследовании генерал Волкогонов сообщает о секретных записках профессора-невропатолога В.Крамера, долгие годы лечившего Ленина. Обнаруженные в 1935 году, эти записки затем были отправлены в секретный архив, где пролежали еще более полувека. В этих записках Крамер указывал, что болезнь Ленина “длилась в общей сложности около двух с половиной лет, причем общая характеристика ее таила в себе такие признаки, что все невропатологи, как русские, так и заграничные, останавливались на ней как на чем-то, что не соответствовало трафаретным заболеваниям нервной системы”.

(7, стр. 324)

Волкогонов рассказывает, что Ленин знал достаточно давно о заболеваниях своей нервной системы. Это подтверждает ряд косвенных признаков. В ранних ленинских бумагах исследователи обнаружили адреса врачей по нервным, психическим болезням, которые проживали в Лейпциге в 1900 году. А вот что пишет Волкогонов о состоянии мозга Ленина, выявленном в результате вскрытия уже после смерти вождя:

“Мозг Ленина был поврежден болезнью в такой степени, что для многих специалистов было удивительно, как он мог даже элементарно общаться. Наркомздрав Семашко утверждал, что склероз сосудов был столь сильным, что при вскрытии по ним стучали металлическим пинцетом, как по камню. Стенки многих сосудов настолько утолщились и сосуды настолько заросли, что не пропускали в просвете даже волоса. Это был глубоко больной человек, который продолжал жить лишь благодаря беспрецедентному вниманию врачей и многочисленного окружения.

Художник Ю.Анненков, которого после смерти Ленина привлекли к отбору фотографий и зарисовок для книг, посвящавшихся Ленину, в Институте им. В.И.Ленина увидел стеклянную банку, в “которой лежал заспиртованный ленинский мозг… одно полушарие было здоровым и полновесным, с отчетливыми извилинами; другое как бы подвешено на тесемочке – сморщено, скомкано, смято и величиной не более грецкого ореха”.

(7, стр. 356-57)

Упомянутые Буничем симптомы ленинского “волкодлачества” и данные о состоянии мозга вождя перед смертью позволяют говорить об одной из разновидностей психических парафилий. Термин “парафилия” впервые был использован Крауссом. В последующем Б.Карпман ввел его в американскую психиатрию (1934 г.). Он обозначает различные формы отклоняющегося сексуального влечения, которое приводит к поведению, противоречащему стереотипам половой морали и здравого смысла. Российские сексопатологи Юрий Антонян и Андрей Ткаченко – авторы специальной монографии, посвященной сексуальной агрессии, – отмечают:

“Есть основания считать, что так же, как и другие парафилии, сексуальный садизм является болезнью мозга. Болезнь поражает мозговые центры и проводящие пути, ответственные за половой деморфизм, половое возбуждение, сексуальное поведение и воспроизводство вида. Главным образом повреждается лимбическая система мозга, ответственная также за агрессивность и атаковую защиту как особи, так и вида. При сексуальном садизме мозг патологически активизируется для передачи сигналов к нападению одновременно с сигналами полового возбуждения и сексуального поведения. Такое патологическое смещение этих сигналов происходит в результате нарушения протекания химических процессов в мозгу. Нарушения могут возникать по причинам легко различимым, таким, как повреждение мозга в результате роста опухоли, открытой или закрытой травмы головы. В других случаях нарушения могут возникать вследствие субмикроскопических и достаточно тонких изменений, которые могут быть распознаны лишь при помощи современной технологии сканирования головного мозга.

Поэтому любое воздействие, повреждающее мозг, включая влияние в эмбриональный период развития, приводит к возникновению органических условий для аномалий сексуальности”.

(8, стр. 112)

Обозревая многотомное ленинское наследие, можно заметить, что первые симптомы воинствующей агрессивности, несущей сексуальную окраску, начали появляться у вождя уже в 1918 году. То есть задолго до проявления очевидных признаков нарушения функций головного мозга. И даже до официального объявления “красного террора”. Например, 9 августа 1918 года “вождь мирового пролетариата” отправил в Нижегородский совдеп телеграмму следующего содержания:

“В Нижнем явно готовится белогвардейское восстание. Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов, навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п. Ни минуты промедления. Надо действовать вовсю: массовые обыски, расстрелы за хранение оружия, массовый вывоз меньшевиков и ненадежных, смена охраны при складах, поставить надежных.

Ваш Ленин”.

Как видим, основное острие революционного террора Ленин предполагал направить против проституток, т.е. объект агрессии у “вождя мирового пролетариата” был тот же самый, что и у Джека-Потрошителя. Кстати, по одной из бытующих ныне версий, изложенной в книге Дональда Мак-Кормика “Личность Джека-Потрошителя”, этот таинственный преступник был выходцем из России и носил фамилию Коновалов. Не исключено, что у него была и вторая фамилия – Педаченко, а сам он работал в поликлинике, которую часто посещали проститутки Уайт-Чепла. Значительно позже имевших место в Лондоне таинственных убийств, а именно в 1905 г., бюллетень российской хроники дал описание Коновалова-Педаченко (была указана еще и третья фамилия), которое совпадало с портретом, составленным лондонской полицией.

5.

Давайте теперь отвлечемся от личности Ленина и посмотрим, какую оценку симптомам “волкодлачества” давали западные психиатры. Фреймарк приводит следующую оценку Данкмара:

“Это атавизм дарвинистического свойства, но атавизм, выросший на психической почве, иными словами, мы имеем перед собою духовного и морального выродка, человека, всецело отпавшего в мрак животного существования. Но если этот человек, просыпаясь после глубокого сна или сидя в тюрьме, заявляет, что в таком-то месте он убил такое-то животное, то этот факт можно объяснить себе только следующим образом: это животное было, вероятно, убито каким-нибудь другим человеком или настоящим волком, но он приписывает себе это убийство в силу того, что стоит с настоящими убийцами (благодаря фимистии) в известном духовном взаимодействии. Если обратим внимание на те случаи, когда у зоантропа на теле имеются раны в тех именно местах, в которых изранен нападающий волк, то мы увидим ту тесную магическую связь, которая существует между человеком и животным; в приведенных нами случаях, которые, несомненно, являются исключением, эта связь доходит до своего магического взаимодействия, которое и вызывает упомянутый феномен солидарности”. В последнем пункте Данкмар, по нашему мнению, зашел уж слишком далеко. На наш взгляд, вовсе не нужно предполагать наличность какого-то магнетического взаимодействия между человеком и волком для того, чтобы объяснить феномен солидарности. Достаточно предположить, что зоантроп благодаря своей симпатии пластически воспроизвел на своем теле те раны, которые он каким-то ясновидящим образом узрел на теле своего “друга из животного царства”.

(2, стр. 112 – 113)

Иными словами, люди, страдающие “волкодлачеством”, зачастую являлись обладателями и паранормальных способностей. В частности, инсайта или “прямого знания”.

Что же касается Ленина, то в книге Александра Горбовского приводится сенсационный случай выезда тяжело больного вождя 18 – 19 октября 1923 года в Москву и посещения им Кремля. Автор аргументированно доказывает, что это был призрак (двойник) Ленина, (3, стр. 235 – 237), а сам вождь находился в Горках.

Безусловно, “волкодлачество” является одной из разновидностей психического заболевания, связанного с нарушением нормального функционирования головного мозга и высвобождением в связи с этим подсознательных реакций зоантропического атавизма вкупе с элементами садизма и неврозов.

По-видимому, существует несколько реальных способов “высвобождения” зоантропического бессознательного.

Первый – это заболевание головного мозга как в результате полученных человеком травм, так и внутренних, достаточно тонких, субмикроскопических изменений в коре головного мозга.

Второй – гипноз, сон или иные традиционные способы “освобождения” бессознательного. Известен достаточно наглядный прецедент такого “освобождения”, имевший место на сеансе советского артиста-гипнотизера Валерия Авдеева. Внушая зрителям, пожелавшим участвовать в эксперименте, регрессию времени, когда каждый


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БИОГРАФИЯ КИМА ОТКЛИКАЕТСЯ ЕМУ ТАК, КАК ОН ЕЙ АУКАЛСЯ
А КТО ЖЕ ПОЗАБОТИТСЯ О ГОСУДАРСТВЕ?
СУДЬБА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДНИКА
ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ЭКРАНА
КОНЦЕПТУАЛЬНО ВСЕ В ПОРЯДКЕ
“КОСМИЧЕСКАЯ” ОДИССЕЯ Г-НА МИСЮЛИНА


««« »»»