«Свет в океане»: Прощаешь только раз

Свет в океане

Автор идеальной мелодрамы «Валентинка» и не менее прекрасной драмы поколений «Место под соснами» Дерек Сиенфрэнс продолжает показывать зрителям, на что готовы пойти люди ради любви. «Свет в океане», может, и не дотягивает до уровня предыдущих работ режиссера в плане истории, однако в нём есть отдельные кинематографические элементы, превращающие работу Сиенфрэнса в аудио-видео шедевр, который, к сожалению, не всегда нуждается в словах.

Ветеран Первой мировой войны с отчетливо читаемым отпечатком на лице всех ужасов, которые он прошёл, решает отдалиться от мирского общества как можно дальше. Том записывается на должность смотрителя маяка, всего на полгода, пока предыдущий смотритель не излечится и не вернётся в строй. Полгода должно хватить Тому, чтобы снова ощутить жизнь, почувствовать необходимость в других людях. Но, не успев он даже еще отплыть на маяк, как ему на глаза попадается улыбчивая и мастерски строящая глазки дочь портового коменданта Изабель. После трёх месяцев одиночества Том спускается на берег пополнить запасы да и просто с живыми людьми пообщаться. Переполненная эмоциями Изабель и опустошенный Том окончательно влюбляются друг в друга, и вскоре в качестве молодожёнов поселяются на маяке. Но обретших счастье и покой настигает горе, не позволившее Тому и Изабель стать любящими родителями. Однажды к закутанной во тьму и горе супружеской паре пробивается лучик света – к маяку прибило лодку, на ней мёртвый человек и новорожденный ребёнок. Том готов доложить о случившемся на берег, как велит протокол, однако видя, как мгновение назад убитая горем жена теперь с улыбкой на лице и слезами радости пеленает младенца в покрывало нерожденного ребёнка, он сознаёт, что ситуация не так проста.

Принцип действия маяка можно взять как аллегорию всего фильма. На поверхности он невероятно яркий, полон живописных видов, крупных планов и светлых одеяний персонажей. Но стоит копнуть чуть глубже, понимаешь, что маяк Сиенфрэнса отдаёт весь свет, не оставляя себе ничего. Слегка монотонное начало, даже немного внушающее надежду на счастливое развитие истории, оказывается растоптано чередой беспощадных сюжетных поворотов, окончательно задавая фильму серьезный тон. Единственным моментом, который способен вызвать улыбку на лице зрителей, и то скорее от умиления, можно считать сцену с Фассбендером, сюсюкающим малышку, оставшееся время вы пребываете в состоянии скорбного транса. Это отнюдь не просчёт фильма, а намеренно установленное направление режиссера: «Глаза зрителя не должны просыхать не на секунду», — говорит Сиенфрэнс своим тоном. Дерек умело драматизирует, поддерживая градус эмоционального напряжения, но лишь один недочет – на протяжении двух часов это происходит так часто, что комок в горле так и остаётся лишь комком, не позволяя перерасти в скупую мужскую слезу, скатывающуюся по щеке.

Майкл Фассбендер и Алисия Викандер создают будоражащий трепетный портрет двух влюбленных. Фассбендер блистательно изображает то, как моральная дилемма раскалывает Тома надвое. Военный до мозга костей, всегда выполняющий приказы теперь должен проигнорировать правила ради любви. Но сможет ли он жить с этим решением, как часто оно будет ему вспоминаться, при взгляде на малышку Люси? Ложь во имя любви, она возможна, говорит нам режиссер, даже необходима. Викандер продолжает чередовать невзрачные роли с превосходными выпадами. За тусклым «Седьмом сыном» была великолепная фантастика «Из машины», после которой о Викандер все заговорили. За не выделяющейся ролью в «Агентах А. Н. К. Л.» последовала оскароносная «Девушка из Дании». За излишне акцентированной Хизер из «Джейсона Борна» Алисия исполнила роль Изабель, одну из самых чувственных женских работ за этот год. Героиня понимает, как тяжело даётся подобное решение для её мужа, но, с другой стороны, младенец в лодке – последний шанс, подарок с небес, если хотите. Героиней Викандер Сиенфрэнс говорит, что жизнь – она как океан, постоянно меняется и в движении: радость и печаль идёт бок о бок, любовь и ложь, вина и прощение, жизнь и смерть, в конце концов. Отмечая актёрские заслуги, нельзя не упомянуть Рэйчел Вайс, играющую мать того самого, найденного младенца. Убитая горем из-за потери сразу двух любимых людей – мужа и ребёнка – Ханна заливается слезами, но как только появляется малейшая зацепка, что её дочь жива, героиня будто бы обретает крылья, безысходное горе сменяется целеустремленностью и надеждой, ей нужен лишь свет маяка, который укажет, где искать её любимую дочурку. Здесь режиссер уже доносит третью мысль до зрителя, обращаясь к нам через мужа Ханны: «Прощаешь только раз».

«Свет в океане», безусловно, самая красивая лента в карьере Сиенфрэнса. Как бы режиссер не плёл нити чувственности и скорби, эмоциональный окрас фильма очень сильно зависит от камеры и музыки. Оператор Адам Аркпоу уже работал с Майклом Фассбендером в «Макбете», безоговорочно самом красивом фильме прошлого года. Теперь же багровые закаты, символизирующие кровавые победы на полях сражений, приобрели совсем другой подтекст. Планы изолированного от мира маяка, одиноких гор и выгоревшей на солнце травы придают фильму аутентичность, удалённость от всего, что может помешать рассказать проницательную и эклектичную драму. Здесь же в помощь приходит композитор Александр ДеплаДевушка из Дании», «Игра в имитацию» и «Отель «Гранд Будапешт»), чьи чуткие мелодии как раз и обеспечивают состояние транса до самых финальных титров. Порой даже хочется, чтобы кто-нибудь отключил все диалоги в фильме, дабы просто насладиться великолепной картинкой и чарующей музыкой.

Хоть работа Сиенфрэнса в качестве сценариста и режиссера проделана немаленькая, она меркнет перед заслугами оператора, композитора и великолепного актёрского трио Фассбендер-Викандер-Вайс. Элегантный взгляд на ложь во имя любви, прощение и последствия решений самых трудных дилемм в жизни. Скорбный транс, из которого выйти не так просто, как из зала кинотеатра.

Свет в океане (The Light Between Oceans)

Свет в океане  Постер

Год: 2016

Жанр: драма, мелодрама

Страна: Великобритания, Новая Зеландия, США

Режиссер: Дерек Сиенфрэнс

Сценарий: Дерек Сиенфрэнс, М.Л. Стедман

Продюсер: Джеффри Клиффорд, Рози Элисон, Том Карновски

Оператор: Адам Аркпоу

Композитор: Александр Депла

Художник: Карен Мерфи, Софи Нэш, Эрин Бенач
В ролях: Майкл Фассбендер, Алисия Викандер, Рэйчел Вайс, Флоренс Клери, Джек Томпсон, Томас Унгер, Джейн Менелос

Бюджет: $20 000 000

Мировая премьера: 1 сентября 2016

Премьера в РФ: 8 сентября 2016, «Артхаус»

Продолжительность: 130 мин. / 02:10



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»