На недавней пресс-конференции председателя Центробанка России Сергея Дубинина спросили, что он может сказать по поводу судьбы 231 млн. долларов бюджетных средств, проведенных через ОНЭКСИМбанк для покрытия сделки с Индией. Дубинин отвечать на этот вопрос отказался (хотя до этого охотно комментировал разные операции Сбербанка или “Национального кредита”). Что же стоит за этой загадочной историей? Ответить на этот вопрос позволяют документы, к которым наш автор сумел получить доступ в кругах, близких к Центробанку.
231 млн. долларов был выделен в счет кредита, предоставленного правительством Российской Федерации Республике Индии, военно-промышленному комплексу “МАПО” и проведенных через одну из структур финансовой группы ОНЭКСИМ – банк “Международная финансовая компания” (МФК), президентом которого ныне является бывший первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов. Тот самый, который и принимал решение о выделении средств, подписывал все соглашения с “МАПО” и контролировал движение денег.
Сделка сама по себе выглядела очень перспективной для России, прежде всего для нашей аэрокосмической промышленности. Не раскрывая все тонкости соглашения, можно утверждать, что оно обеспечило бы и заказы, и поступление средств, и поддержание занятости на предприятиях оборонки, в том числе – и московского региона. Для тех, кто производит самолеты “МИГ-29”, и оборудование, и снаряжение для них. А налоговые и социальные отчисления отечественных производителей были бы весомой добавкой к доходным статьям госбюджета, и, значит, средствами для выплат пенсий, социальных пособий, зарплат для работников бюджетной сферы.
Однако примечательно, что между самим комплексом “МАПО” и Индией контракт не заключался (и следовательно, перед индийской стороной ответственность “МАПО” не несет). Просто было заключено соглашение между Министерством финансов России и комплексом “МАПО” о бюджетном финансировании изготовления и закупок техники, поставляемой в Республику Индию. Основанием для него стало письмо председателя ВПК “МАПО” Безрукова первому заместителю министра финансов России Вавилову о выделении комплексу бюджетных средств или бюджетного авансирования путем предоставления ценных бумаг внутреннего валютного займа Российской Федерации.
Письмо это датировано 3 февраля 1997 года. А уже через две недели, 17 февраля (сроки кратчайшие и фантастически быстрые для нашей медлительной государственной машины) было подписано соглашение между комплексом и Минфином, согласно которому в адрес “МАПО” были перечислены 231 млн. долларов из общего объема кредита, предоставленного Индии, – 375 миллионов…
Именно это соглашение стало основанием для выделения бюджетных средств “МАПО”. Однако здесь обнаруживается еще одна проблема: по департаменту, курируемому Вавиловым, лимитов на 231 млн. долларов для перечисления комплексу вообще не утверждалось. Но поручения об их перечислении в АКБ “МФК”, подписанные Вавиловым, а также подтверждения в их получении, платежки – все налицо. Платежка – на 95 млн. долларов со ссылкой на письмо “МАПО” Вавилову от 3 февраля 1997 года. Поручения, подписанные бывшим первым заместителем министра финансов, – от 21 февраля на 55 миллионов в банк “МФК”, от 24 февраля – на 150 миллионов долларов в тот же “МФК” через “Уникомбанк”. Подтверждение приобретения банком “МФК” облигаций внутреннего государственного валютного займа на сумму 132 млн. долларов…
Все это перемещение средств из федеральных финансовых органов в коммерческий означает средь прочего только одно – казначейство, осуществлявшее данную операцию, взяло деньги на нее из другой статьи (или других статей) бюджета. Само по себе это серьезное нарушение бюджетной дисциплины (причем теми, кто должен среди прочего контролировать ее соблюдение). На фоне же острых споров вокруг бюджета, захлестнувших исполнительную и законодательную власть, вся эта история выглядит как подножка обновленному правительству в его попытках навести порядок в финансовом хозяйстве страны.
Примечательно и то, что никак не удается отследить дальнейшую судьбу денег. Куда они ушли со счетов АКБ “Международная финансовая компания”, никто пока объяснить не может. По крайней мере, следов их движения для обслуживания сделки с Индией не отмечается (что должно бы беспокоить хоть какие-то органы власти). Поскольку же не только в природе, но и в финансовом мире ничто и никогда не исчезает в никуда, деньги должны были на что-то уйти: то ли на покупку акций “Газпрома”, газет “Известия” и “Комсомольская правда” или еще на какие-либо дорогостоящие приобретения группы ОНЭКСИМ. Одно можно утверждать с уверенностью – для покрытия государственных долгов по пенсиям и другим выплатам, погашения долгов перед шахтерами, энергетиками, бюджетниками, военными эти деньги безвозвратно потеряны. И не исключено, что навсегда.
На фоне таких грустных прогнозов становится непонятной застенчивость председателя Центробанка по поводу этой истории. Или у нас в банковском сообществе некоторые живут по осуждавшемуся еще недавно принципу Оруэлла: все банки равны, но некоторые равнее других?! В частности те, президенты которых побывали во правительственных креслах?!
Сергей ГЕРАСИМОВ.