В ОКТЯБРЕ БАГРЯНОЛИСТОМ, ДЕВЯТНАДЦАТОГО ДНЯ

Хотели как лучше – получилось, как всегда.

В.Черномырдин, афорист XX века.

Я не случайно вынесла в заглавие строку из песни Юлия Кима, посвященную Пушкинскому лицею, чистоте и искренности. Я хочу, чтобы чистота помыслов и поступков стала нравственной тоникой этой статьи. Честно сказать, и дата – 19 октября – появилась тут не случайно: именно в этот день 1990 года на стол Председателя Совмина СССР Н.Рыжкова легло Постановление за номером 1064. Николай Иванович, должно быть, внимательно прочитал его, вникнул в суть, радостно улыбнулся и, взяв в руки ручку, решительно подписал. Таким образом, согласно пункту шестому данного постановления исключительные права на прокат и экспорт мосфильмовских лент (около 80 процентов золотого кинозапаса страны) передавались Киноконцерну “Мосфильм”.

Чтобы приблизительно представить, о каких суммах идет речь, скажу, что доход от кинопроката позволял финансировать две бюджетные отрасли – медицину и образование. Экспорт же приносил нашей стране 13 миллионов долларов ежегодно. Предполагалось, что доходы будут только увеличиваться. Однако за три года “блестящих” успехов мосфильмовских фильмопродавцев наша страна имеет по самым оптимистическим оценкам около 500 тысяч долларов “навару”. Не густо. Может, фильмы наши уже не котируются? Враки! Спрос на них был всегда. Может, новые фильмы в производстве? Как бы не так: в 1995 году концерн “Мосфильм” снял единственный фильм “Шырли-мырли”, более половины бюджета которого финансировало государство. Не закрепив, как обычно, за собой никаких прав на возврат средств от реализации.

А какая ситуация на других студиях? Потянувшись за “старшим братом”, получили аналогичные права на свои картины “Ленфильм” и студия им. Горького. Правовая неразбериха царит и тут. Задружившись с “2х2 ТЕЛЕМАРКЕТОМ” и еще кое с кем, каждая студия продала им сотни фильмов. Причем “Ленфильм” продался и тем, и тем. В результате наши телезрители смогли посмотреть “20 дней без войны” в один день по разным каналам. Честно признаемся, телевидение теперь – практически единственная возможность для россиян увидеть шедевры отечественного кинематографа. А комедии 60 – 70-х, на которые сейчас особенный спрос! А ностальгия по чистым улицам и чистым нравам в тех же фильмах послевоенного периода! Массового зрителя кинематография потеряла, но вместо восстановления структуры, в ущерб качеству единым общероссийским экраном стал телевизор. От шести до восьми тысяч долларов платят телеканалы за один показ того, что уже было когда-то оплачено государством, а в конечном счете зрителями-налогоплательщиками. Американцы-капиталисты и те ведут себя скромнее: фильм продают нам за 8 – 10 тысяч, но можно его показывать трижды в течение 2 лет. Самое пикантное в том, что “Мосфильм” торгует не фильмами, а бумажками на них – разрешительным удостоверением. Сами фильмы как государственная федеральная собственность хранятся в государственном хранилище – Госфильмофонде РФ. И финансирование их хранения производится опять-таки из скудного нашего госбюджета. Именно тогда, в 1990 году, получая права, “Мосфильм” обещал заняться фондами вплотную. Это, очевидно, означало: “Госфильмофонду” – фигушку, а себе сделаем собственные копии и сами станем фондодержателями. Если отбросить мысль: зачем нужно создавать двойника, успехи “Мосфильма” на этом поприще грандиозны – для подсчета восстановленных фильмов совсем не надо знать большие числа! Причем восстановлены они были под лазерные диски. Правда, в последние несколько месяцев на студии зашевелились. Счет восстановленных фильмов идет на десятки.

Рано или поздно (так происходит со всем в мире) бывшие государственные студии станут частными, будут приватизированы. Государство запросто может лишиться своих собственных прав на свое собственное культурное наследие. Это не громкие слова, прецедент уже есть. Право использования всех лучших мультиков, созданных за все годы существования киностудии “Союзмультфильм”, в 1992 году были проданы американской компании “Фильм бай Джоув”. Пока на 10 лет, с правом продления еще на 20 лет! Хорошо, что права на “Россию” еще не продали дядюшке Сэму! Средства от этой сделки на студию не поступили, разгорелся страшный скандал, и представитель арендного предприятия “Киностудия мультипликационных фильмов “Союзмультфильм” В.Шилобреев вынужден был обратиться с жалобой на самоуправство директора студии в Главное контрольное управление при президенте РФ.

Неразбериха с правами налицо. Раньше считалось, что права принадлежат государству. Сегодня студии права получили или захватили явочным порядком и начали за рубежом оспаривать уже и сделки, заключенные при Советской власти. Часть фильмов передана в частные руки. Многократная уступка и переуступка прав вынуждает западных партнеров либо отказываться от покупки наших картин, либо приобретать их по ценам на краденое имущество, с учетом риска, что появится еще один правообладатель.

Выход есть, и это нормальный путь правового, цивилизованного государства. Не надо изобретать велосипед: государственное предприятие Госфильмофонд частным стать не может по определению. Госфильмофонд изначально работает рука об руку с агентством по охране авторских прав, также государственной конторой. Чтобы не получилось “государственное – значит ничье”, можно учредить некий общественный контроль, созданный из представителей Госкомитета по антимонопольной политике, Роскомкино, Телерадиофонда, выдающихся деятелей культуры. Многое можно сделать, чтобы положить конец кинохаосу, а киностудии “Мосфильм” пора бы заняться своим прямым делом – снимать кино, а не проживать чужое наследство. Моя задача более чем скромна – всего-навсего привлечь внимание к проблеме государственной важности.

А.ОДЕР.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАКОН – ДЕЛИТЬСЯ НАДО!
ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ РОСТ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО
ДА БУДЕТ СВЕТ!
“БАТЮ” ЛЮБЯТ ВСЕ!
“БАБОЧКА-ЛУНА“ АЛЕКСАНДРА АЙВАЗОВА
CD-обзор
ВАРИАНТЫ ТРЕЗВОСТИ
Здоровье в ваших руках
ЗДОРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ
НОВОВЗГЛЯДОВСКАЯ ПЯТИЛЕТКА
СУДЕБНЫЙ ИСК НА 500 МЛН. ФУНТОВ
АКТИВНОСТЬ ЧАСТНОГО ИНВЕСТОРА ЗАВИСИТ ОТ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЕМУ УСЛОВИЙ
ВЛАДИМИР ШУМЕЙКО: НАМ НУЖЕН ЦАРЬ-ПРЕЗИДЕНТ


««« »»»