ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ЭКРАНА

Шумный скандал вокруг продажи госпакета акций концерна “Связьинвест” имел среди прочих, на первый взгляд, незаметное последствие – во многих средствах массовой информации, прежде всего в контролируемых победителями конкурса, пошел жесткий накат на автора и ведущего аналитической субботней программы ОРТ Сергея Доренко. Доренко, первым обратившего внимание с телеэкрана на ненормальные условия проведения аукциона и сказавшего о махинациях при его проведении, обвиняют в том, что он выражает интересы Бориса Березовского и использует предоставленное ему эфирное время для защиты интересов влиятельного заместителя секретаря Совета безопасности.

Цели и смысл этой кампании очевидны – довести дело до оргвыводов и по возможности убрать Доренко с экрана. Дабы другим, так сказать, было неповадно.

Между тем то, что сказал Доренко – вовсе не его открытие, копирайта на ту информацию, которую он довел до общественности, у него нет. На те же странные детали при проведении аукциона, явно “мостившие” путь к победе представителям интересов группы ОНЭКСИМ, и до него, и одновременно с ним, и после него высказывались и другие. В том числе – и официальные лица, призванные давать оценку организации и итогам еще одного шага денежной приватизации. Серьезные обвинения устроителям аукциона выдвигались и более авторитетными и влиятельными фигурами. Однако о них молчат. А на Доренко – наезжают и требуют его головы. Почему? Все дело, наверное, не только в том, что он сказал с телеэкрана, а в том, кому и как сказал. Сказал он жесткую и безусловную для него правду об аукционе миллионам и миллионам телезрителей, доверяющим ему, – тем, кто из недели в неделю по субботам смотрит его программу. И смотрит не просто телевизор, а именно его, Сергея Доренко. Эти люди, бесспорно, поверили своему кумиру – этим он и опасен…

И еще Доренко опасен тем, что, пожалуй, последний на ТВ он говорит свою правду так же остро, безоглядно и обнаженно, как делали это многие в конце 80-х – начале 90-х. Тогда молодой Доренко был еще особо незаметен на фоне столь же молодой команды “Взгляда”, чьим идеологом и генератором идей был покойный Влад Листьев, или питерской команды “600 секунд” Александра Невзорова, или “Пятого колеса” Беллы Курковой, или… Список, конечно, можно было бы продолжать, но вот вопрос – где ныне все они? Увы, кого (как, например, Невзорова) лишили интеллектуальной и творческой свободы политические пристрастия. Кто (как Белла Куркова) слишком глубоко втянулся во власть. Кто просто “забурел” и стал мэтрообразен (как молодые члены команды Листьева, заморозившие потенциал “Взгляда” на том же уровне, каким он был до гибели Влада). Кто-то, выпав из старых команд, не нашел себе равно яркой роли в новых (как, например, Светлана Сорокина)…

И на фоне этого массового ухода от “острой” тележурналистики резко обозначились новые беспощадные критики, среди которых все больше выходил на первый план Сергей Доренко. Сейчас, после превращения Николая Сванидзе в большого телечиновника (что заставило его, несмотря на уверения в обратном, стать более осторожным на телеэкране), один Доренко представляет на ТВ некогда многочисленную плеяду беспощадных разгребателей грязи. Для него смысл и цель его работы – в безжалостном выявлении и разоблачении порока. Если хотите знать – в прилюдном его, публичном сечении. (Наверное, и день его передачи выбран не случайно – в России нашкодивших и провинившихся издавна секли по субботам.) Для него нет авторитетов и протокольных границ – туда, где чует он запах неправды, направляет он око своих телекамер, туда посылает он стрелы своего сарказма и разит ими до той поры, пока порок, посрамленный, не отступает…

Но сейчас, похоже, Доренко столкнулся (наверное, впервые в своей практике) с силами такого калибра, для которых его разоблачения и сарказм – что слону дробина. Прикрытые союзниками во властных структурах, победители аукциона по “Связьинвесту” не очень-то обращают внимание на то, что о них говорят в СМИ. Тем более что и свои СМИ у них есть, а там утверждается только то, что они хотели бы о себе услышать.

Но, видимо, Доренко чем-то все-таки их достал, раз против него развернута такая кампания. И достал именно тем, что к словам его прислушивается его аудитория телезрителей, а значит, скандал вышел за рамки привычной московской тусовки (где нравы более снисходительны и все быстро забывается) и пошел гулять по российской провинции. И может быть, именно благодаря Доренко какая-нибудь его престарелая почитательница в центре Нечерноземья впервые услышала о группе ОНЭКСИМ и теперь на всю жизнь, доверяя своему кумиру, будет верить, что это нечто весьма нехорошее. Что вроде бы может сделать такая старушка? Но миллионы таких старушек – это немало. Особенно с учетом грядущих разнообразных выборов и возможного участия в них политических фигур, с ОНЭКСИМом связанных.

Поэтому, наверное, и требуют сегодня крови и головы Сергея Доренко. Крови и головы, конечно, в переносном смысле. Раньше, в борьбе за влияние на СМИ, они могли быть и реальными. Вспомним того же Влада Листьева – его не могли купить, его не могли заставить замолчать, его для этого пришлось убить. Сегодня, когда концентрация закулисной власти и коридорного влияния некоторых финансово-промышленных групп достигла невиданной ранее величины (и группа ОНЭКСИМ здесь вне конкуренции), журналиста, как считают иные близкие к власти, не нужно убивать в буквальном смысле. Можно заставить его замолчать теми же по сути методами, которыми затыкали прессе рот в достопамятные советские времена. Что и пытаются проделать с Сергеем Доренко.

Если Доренко сумеют заткнуть рот, лишить его эфира и общения с телезрителем, это будет для него личной трагедией. Но это будет и трагедией для всех нас. Ибо мы лишимся еще одной частицы того, что мы завоевали за последние годы и что именуется свободой слова. Эта свобода позволяет и журналисту, и рядовому гражданину говорить то, что не нравится власти в Кремле или Белом доме, не нравится Владимиру Потанину или Борису Березовскому, не нравится губернаторам на местах и делегатам в центре… Ибо нет и не может быть свободы в обществе, где вместо правды есть хорошо отредактированные и согласованные мнения. А правда – она, в конечном итоге, слагается из самых разнообразных точек зрения (в том числе искажающих ее). И для этого все они должны иметь возможность свободно высказываться…

Борьба за Доренко и против него сегодня становится одной из точек проверки, где, на каком этапе развития находится наше общество. Удастся группе ОНЭКСИМ одолеть опасного для нее тележурналиста – и это будет означить, что мы уже прошли этап переходной демократии и вкатились в охлократическую систему по типу латиноамериканских банановых республик. Нет – значит, и с демократией еще не все потеряно, и наступит еще на нашей улице праздник… А посему держись, Сергей!

Владимир ИВАНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БИОГРАФИЯ КИМА ОТКЛИКАЕТСЯ ЕМУ ТАК, КАК ОН ЕЙ АУКАЛСЯ
А КТО ЖЕ ПОЗАБОТИТСЯ О ГОСУДАРСТВЕ?
СУДЬБА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДНИКА
ВУРДАЛАКИ
КОНЦЕПТУАЛЬНО ВСЕ В ПОРЯДКЕ
“КОСМИЧЕСКАЯ” ОДИССЕЯ Г-НА МИСЮЛИНА


««« »»»