На Западе банкоматом уже никого не удивишь, а в Москве – пока можно

Конкуренция на рынке финансовых услуг, а также постепенный рост числа владельцев пластиковых карт стимулирует московские банки развивать сети банкоматов

Как показывает опыт развитых стран, банкоматы стали неотъемлемым атрибутом современных городов. В течение последнего десятилетия их число в мире неуклонно растет. Эта тенденция сохраняется и сейчас. Конечно, количество установленных банкоматов в российских городах несопоставимо с количеством банкоматов, которыми пользуются жители западных стран. Если в Западной Европе плотность этих устройств составляет порядка 330 штук на миллион человек, то в России, по некоторым оценкам, их всего немногим более тысячи. При этом основное количество банкоматов сосредоточено в Москве.

Учитывая, что первые пластиковые карточки появились в России только в 1993 году, такой колоссальный разрыв вполне оправдан и вряд ли сохранится надолго. Так, например, в планах мирового лидера в производстве банкоматов компании NCR увеличить к 2000 году “плотность” банкоматов в России до 60 штук на миллион человек. В этом году наблюдается рост количества закупок банкоматов российскими коммерческими банками. Банкоматы приобретаются для установки в отделениях банков, на предприятиях, сотрудники которых получают зарплату на пластиковые карты и, в гораздо меньшей степени, для установки на улицах. Это вполне понятно, ведь стоимость банкоматов достаточно высока (самые простые модели стоят от 20 тысяч долларов), а уличные банкоматы окупаются в российских условиях гораздо медленнее, чем, например, банкоматы, установленные в отделениях московских банков или на крупных предприятиях.

Очевидно, что характер инвестиционных проектов банков в этом направлении напрямую зависит от того, на работу с какими клиентами ориентировано кредитно-финансовое учреждение – активно привлекает средства частных вкладчиков или специализируется на обслуживании юридических лиц, а также от его понимания необходимости постоянного внедрения современных технологий. Так, например, по словам начальника отдела пластиковых карт банка “Нефтяной” Сергея Гутаренко, банк ориентирован прежде всего на работу с крупными и средними предприятиями нефтяной, химической, текстильной и пищевой отраслей. Одним из приоритетных направлений развития является выплата заработной платы сотрудникам этих предприятий через пластиковые карточки. Для удобства получения наличных денежных средств банк устанавливает на предприятиях банкоматы. При этом важность для банка имеет не количество установленных банкоматов, а качество их работы.

Приобретение и установка банкоматов, помимо стремления не отстать от времени и предоставить своим клиентам современный сервис, сулит российским финансовым учреждениям и значительные перспективы в плане экономии средств. Для западных банков это уже реальность: стоимость операций, производимых банкоматом, обходится в несколько раз дешевле, чем проведение аналогичной операции через операциониста. Также устанавливая, например, многофункциональные банкоматы, банк может избежать дорогостоящих проектов по расширению сети банковских отделений. По мнению специалистов, многофункциональные банкоматы нового поколения уже сегодня способны совершить революцию в сфере самообслуживания, так как, кроме стандартных банковских операций, позволяют инвестору взаимодействовать с фондовой биржей, приобретать дорожные чеки, железнодорожные и авиабилеты. Российские банки закупают и устанавливают пока преимущественно наиболее простые модели банкоматов, предназначенные для снятия наличности, так как это соответствует сегодняшним потребностям российского потребителя. Впрочем, сами банкиры, как и производители банкоматов, склонны рассматривать этот сектор российского рынка, ориентируясь не на его нынешнюю неразвитость, а на огромный потенциал роста.

Альберт СЕМЕНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Виктор Янкин: Система социального страхования требует реформ
Секс – высокое искусство. Искусники стали известны
“Труба”, или почему неприветливы монтажники-высотники
России было хуже от революции
Марш-бросок в страховой бизнес
Дурная слава
Вещи Дитрих оптом и в розницу
Голливуд: курить или не курить
О бедном журналисте замолвите слово
Убийцы в законе
Взлет вниз
Власть и налогоплательщики
Календарь (7 юбилеев ноября-97)
Укрощение строптивого клеща


««« »»»