СТАНЕТ ЛИ ЦИВИЛИЗОВАННЫМ РЫНОК PUBLIC REALATIONS?

Российский рынок услуг в области связей с общественностью, или, как называется этот вид деятельности во всем мире, PR, до недавнего времени был, что называется, притчей во языцех. Деятельность эта, особенно в дни избирательных кампаний, имела в глазах самой общественности репутацию не самую высокую. В сфере PR преобладали далеко не самые цивилизованные формы работы и экономических отношений: “наезды” в СМИ, пристрастие к компромату, “черный нал” как форма оплаты – все это было обычным явлением в работе разного рода рекламных, имиджевых и других фирм и агентств, которые в превеликом множестве появились в России. Но сегодня, наконец, заявляют о себе и другие силы – те, которые хотят придать PR-бизнесу современный и цивилизованный вид.

Инициаторами перехода к новым формам отношений на рынке услуг по связям с общественностью стали 13 российских и зарубежных компаний, осознавших необходимость перехода от периода “дикого” развития PR-овской деятельности к цивилизованному. Такая эволюция закономерна в принципе для любого рынка. На первом этапе, когда идет его возникновение, отношения на нем строятся по принципам “ковбойской экономики”, не обременяющей себя этическими нормами и какими-либо “правилами игры”. Победитель в ней всегда прав, а прибыль является высшей ценностью. Но рано или поздно участники рынка, или, на языке экономики, операторы, вынуждены начинать заниматься регулированием норм своего общекорпоративного поведения и отношений друг с другом. Это не просто свидетельствует о высокой степени концентрации предложения услуг, но и о возросшем уровне профессиональной зрелости самих операторов, осознания ими себя в качестве членов единой корпорации, репутация которой им не может быть безразлична.

Можно говорить, что, по крайней мере, часть участников российского рынка PR-овских услуг уже доросли до такого уровня зрелости. Относится это прежде всего к тем 13 агентствам и компаниям, которые 13 мая с.г. публично, в присутствии представителей средств массовой информации подписали совместно подготовленную “Хартию принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью” и протокол к ней.

Конечно, сама по себе хартия не отменяет конкуренцию и в принципе не способна сделать это. Даже всемогущее государство лишь в отдельных, чрезвычайных обстоятельствах решается пресечь конкуренцию и заменить ее по своим мотивам монополией. Цель хартии в другом – придать конкуренции цивилизованный характер и не допускать ее превращения в ту борьбу без правил, которая так дискредитировала российских рынок услуг по связям с общественностью в последние годы.

Подписывая хартию, инициаторы берут на себя обязательства не наносить своей деятельностью ущерб законным общественным интересам, чести и достоинству личности, следовать принципам точности, правдивости и добросовестности при передаче информации, не допускать сознательного распространения ложных или вводящих в заблуждение сведений… Из этих общих принципов работы вытекают и соответствующие формы взаимоотношений с клиентами и между самими агентствами.

Так, агентства по связям с общественностью берут на себя обязательства придерживаться честного и откровенного подхода во взаимоотношениях с клиентами; не представлять одновременно интересы конфликтующих сторон без их согласия на то; сохранять конфиденциальность сведений, полученных от бывших, нынешних и потенциальных клиентов (а не торговать ими, как иные из их коллег)… Отныне они должны также проинформировать каждого своего клиента о существовании принятой хартии и о своем присоединении к ней.

Что касается отношений между агентствами, в том числе и не подписавшими хартию, ее участники признают для себя недопустимым любое преднамеренное и безосновательное распространение информации, порочащей репутацию любого агентства, предоставляющего услуги по связям с общественностью. Столь же недопустимым признано и оказание на потенциального клиента при принятии им решения о найме исполнителей его РR-овских заказов любого влияния, противоречащего нормам корпоративной этики и требованиям хартии…

Комментируя принятие хартии и устанавливаемые ею правила, один из инициаторов ее разработки и подписания, генеральный директор агентства “PR-центр” Владимир Руга подчеркнул:

– Появление хартии означает, что на смену “черному PR” приходит “белый”. У нас, наконец, складывается цивилизованный рынок услуг по связям с общественностью. А это свидетельствует о более высоком уровне профессионализма, зрелости, ответственности как нас самих, операторов этого рынка, так и наших клиентов. И главное здесь – в нашей совместной готовности сделать главным “товаром” нашего рынка не фальсифицированную, а правдивую, истинную информацию о том, кто есть кто. Думаю, последствия того перехода, начало которому мы положили, общественность почувствует и оценит очень скоро…

Сумеет ли та позитивная тенденция, начало которой положили первые ласточки цивилизованного рынка PR-услуг, закрепиться и взять верх над старыми, негативными? Все предпосылки для этого вроде бы есть – сами по себе подписанты хартии достаточно известны и влиятельны, чтобы пример их не прошел незамеченным. Да и инициатива их поддержана солидными корпоративными организациями – Российской ассоциацией по связям с общественностью, гильдией работников PR.

И все же нужно, наверное, отдавать себе отчет в том, что переход к цивилизованным отношением на столь сложном рынке, как PR-овский, вряд ли будет легким. Председатель Российской ассоциации по связям с общественностью Александр Борисов с оптимизмом отметил, что принятие хартии не поставит под угрозу единство рынка PR-услуг, не расколет его. Однако такой раскол, на наш взгляд, неизбежен: в одном секторе нынешнего рынка окажутся те, кто готов вести работу по связям с общественностью по нормам хартии, в духе ее принципов, а в другом – те, кто еще не достиг необходимого для этого уровня зрелости и держится за старые, “дикие” подходы и методы.

В этих условиях у сторонников цивилизованного рынка есть только один путь доказать свою правоту: одолеть своих оппонентов, предоставляя клиентам более высокое качество услуг, демонстрируя профессионализм и эффективность своей работы. Только после этого в цивилизованный сектор начнут перетекать нынешние “ковбои”, отбрасывая старые, дискредитирующие всю корпорацию методы и приемы работы. А двери для такой эволюции операторов PR-рынка не на запоре – хартия открыта для подписания новыми участниками в течение неограниченного срока, а процедура присоединения к ней предельно проста. Достаточно только выразить пожелание сделать это и подписать протокол, находящийся на хранении у депозитария и являющийся неотъемлемой частью хартии. И еще одним сторонником цивилизованного рынка PR-овских услуг в России станет больше.

Владимир КОМИССАРУК.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОДКРАВШИЙСЯ НЕЗАМЕТНО-3
ТА САМАЯ КАРОЛИНА
“АКАДЕМИЯ” ОБИДЕЛА ГОЛЛИВУД
ДВЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


««« »»»