РАЗНОШЕРСТНАЯ КОМПАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСОБИ С ПЕРЬЯМИ

В рождественские праздничные дни американский прокат порадовал зрителей на редкость разнообразными лентами: на экранах появились и ужастик “Вопль” маэстро хоррора Уэса Крейвена; и мелодрама “Вечерняя звезда”; и широкоформатная версия “Гамлета”, в которой Кеннет Брана постарался вернуться к полному тексту шекспировской трагедии; и историческая драма “Портрет леди” (The Portrait of a Lady), экранизация романа Генри Джеймса; и французская криминальная лента “Воры” (Les voleurs) с участием Катрин Денев в роли лесбиянки; и, наконец, романтическая фантазия “Майкл”, ставшая лидером хит-парада в последний уик-энд 1996 года.

Заявленный в названии Майкл – не кто иной, как сам архангел Михаил. Может ли ангел жить на Земле, курить, драться и говорить гадости? Раньше мы таких ангелов не видели. Не видели мы и настоящих ангельских крыльев, которые стали возможны только в эпоху цифровых компьютерных эффектов. Режиссер Нора Эфрон “Неспящие в Сиэттле” пошли на риск, переработав традиционную рождественскую сказку в ироническом ключе, и, как показывают первые рецензии, риск оправдался только частично.

“Сценарий писали четыре человека – Нора и Деля Эфрон, Пит Декстер и Джим Куинлэн. Возможно, большое количество сценаристов объясняет тот странный факт, что ряд забавных и умно сочиненных сцен не складываются в единое драматургическое целое, и фильм сочетает в себе два жанра – романтическую комедию и road-movie”, – считают критики. Издатель таблоидной газеты получает письмо из заброшенного мотеля в штате Айова. Его владелица сообщает, что у нее поселился… ангел. Издатель (Боб Хоскинс) посылает туда репортера (Уильям Херт) с напарником (Роберт Пасторелли), а заодно и “собачью воспитательницу” (Энди МакДауэлл), потому что в мотеле, как выясняется, живет пес, очень похожий на пропавшую собаку издателя. Троица приезжает в мотель, обнаруживает небритого типа (Джон Траволта), который отказывается творить чудеса и выполнять прочие трюки из ангельского репертуара (“это не моя специфика”, – говорит он), но зато оказывается обладателем двух огромных крыльев с взъерошенными белыми перьями. Репортеры везут ангела в штаб-квартиру газеты, и по дороге с ними приключается масса непредвиденных вещей из-за любви “ангела” к потасовкам (он признается, что однажды подрался аж с самим Вельзевулом). Обозреватели отмечают прекрасную работу актеров, но многие пишут, что фильм кинокомпании New Line Cinema держится только на них да на спецэффектах, а вовсе не на режиссуре или драматургии. Впрочем, зрителей это устраивает.

КЭМПИОН, БРАНА И ИХ ЭКРАНИЗАЦИИ

Выпущенные в США на Рождество две экранизации классических произведений были встречены противоречивыми рецензиями критиков и обозревателей.

Премьера драмы Джейн Кэмпион “Портрет леди” состоялась в августе 1996 года на Венецианском кинофестивале (вне конкурса); картину сняли из программы Лондонского фестиваля, и ее европейская премьера перенесена предположительно на февраль – март 1997 года. Но в США ленту все-таки выпустили в последних числах 1996 года, чтобы она могла квалифицироваться на “Оскар”.

Фильм Джейн Кэмпион поставлен по сценарию Лоры Джонс; в нем играют такие знаменитые актеры, как Николь Кидман, Джон Малкович, Барбара Херши (которая уже выдвинута за эту роль на “Золотой глобус”), Джон Гилгуд, Вигго Мортенсен, Ричард И.Грант, Шелли Дювалл. Но, как отмечают критики, актеры в картине играют приглушенно, словно жесткий режиссерский стиль сковывает их с головы до ног. “Версия Кэмпион по духу ближе надрывно-жестоким романам Достоевского, чем изящной, ироничной прозе Джеймса, – считают рецензенты. – Необычный фильм достоин уважения за его бескомпромиссную суровость, но Кэмпион так боится соблазнить взор зрителя красивым ландшафтом или интерьером, что по мрачности фона “Портрет леди” может посоревноваться с дешевыми “постапокалиптическими” боевиками класса “Б”, которые снимают на свалках и помойках”.

Действие фильма разворачивается в дождливой, унылой Европе конца прошлого века, куда приезжает из Америки 23-летняя Изабель Арчер (Николь Кидман), наследница большого состояния. Здесь она знакомится со своей соотечественницей мадам Мерль (Барбара Херши), переехавшей в Европу из Америки много лет назад. Умная интриганка, Мерль намерена использовать наивную барышню в своих целях. Путем искусных манипуляций она заставляет Изабель отвергнуть двух ухажеров, которые пытаются добиться ее руки. Мадам Мерль намерена свести девушку с обаятельным циником и охотником за богатыми наследницами Гилбертом Осмондом (Джон Малкович).

Картину можно расценивать, как ответ Кэмпион на уже ставший классикой фильм “Опасные связи” (в котором, кстати, тот же Малкович играл соблазнителя). Но сценарий Лоры Джонс не поднимается на уровень драматургии Кристофера Хэмптона (он получил “Оскар” за “Опасные связи”). Здесь много надуманных, фальшивых реплик. Чего стоит одно только замечание Изабель: “Вы безумно хотите, чтобы я совершила какое-нибудь безрассудство”.

Но почти все обозреватели считают, что актеры не виноваты: “Они кажутся всего лишь пешками в тщательно разыгранной режиссером шахматной партии, где нет места спонтанности и импровизации. Больше всех страдает Кидман, которой не удается привнести в роль даже намека на ту великолепную дерзость, с которой она сыграла телеманьячку в прошлогодней черной комедии “Умереть за”. Право же, ее Изабель менее красноречива, чем немая героиня Холли Хантер в “Пианино”. “Боль велика, но любовь все равно живет”, – говорит один из героев ближе к концу фильма. Но его слова кажутся только неудачной попыткой утешения, ибо боль – ключевое слово для понимания сущности фильма; здесь страдают и мучители, и жертвы.

Разноречивы отзывы и на вторую экранизацию, премьера которой состоялась на Рождество – 4-часовую широкоформатную версию “Гамлета”. Предыдущий широкоформатный фильм “Дочь Райана” был снят в Англии в 1970 году, и за прошедшие 26 лет англичане ни разу не предпринимали попыток снимать на подобной пленке – слишком дорого. Но Брана, славящийся умением снимать изысканные пышные зрелища, с самого начала поставил перед собой задачу снять то, что он назвал “большим кинособытием”. По мнению критиков, в этом фильме есть сила и слабость; и то, и другое носит одно и то же имя – Кеннет Брана. Рецензенты сходятся на том, что английский режиссер и актер прекрасно осуществил техническую сторону постановки. Брана перенес действие в викторианскую эпоху, и в результате его Эльсинор похож “на имперскую Россию с бескрайними снегами и огромными пышными дворцами-лабиринтами”. Фильм обошелся недешево – в 17 млн. фунтов стерлингов; частично съемки проходили во дворце Бленхейм, частично – на лондонской студии Shepperton.

“Мы не случайно выбрали XIX век, когда человечество медленно приближалось к грядущему тоталитаризму, – говорил Брана незадолго до выхода фильма в прокат. – Большинство старых экранизаций были расплывчато-средневековыми: знаете, традиционное историческое кино, где пьют эль и едят пироги. Шекспир писал об XI веке. Но для меня тот период не прочитывается визуально с такой силой, как XIX век”.

Многие рецензенты считают, что Брана-режиссер слишком мало внимания уделил Брану актеру, и в результате “человеческий элемент” оказался самым слабым местом фильма.

Помимо Брана, в фильме снимались многие знаменитости, в том числе в эпизодах. Билли Кристал, Робин Уильямс, Джули Кристи, Жерар Депардье, Джек Леммон, Чарлтон Хестон, Джон Гилгуд, Джуди Денч, другие английские и американские звезды. Рецензенты отмечают прекрасную работу английского театрального актера Дерека Джейкоби в роли Клавдия (по забавному совпадению, именно он поставил на сцене в 1988 году первого “Гамлета” с участием Брана).

Гамлет в исполнении Брана – человек действия. Даже монолог “Быть или не быть” он произносит со сжатыми кулаками, и никто не сомневается, каким будет выбор этого холодного белокурого красавца, облаченного в белоснежный мундир. Однако превращение принца Датского в решительного нордического арийца лишило классическую пьесу глубины и философичности – таково мнение американской кинопрессы.

ФОРМАН СЧИТАЕТ, ЧТО ПОРНОГРАФИЮ ЗАПРЕЩАТЬ НЕЛЬЗЯ

Режиссер Милош Форман, чей новый фильм “Народ против Ларри Флинта” вышел в прокат 27 декабря 1996 года, заявил в связи с премьерой, что поначалу был настроен весьма скептически относительно съемок картины об издателе порнографического журнала Hustler. Ларри Флинт многие годы вел юридическое сражение против преподобного Джерри Фалвелла, лидера общества “Моральное большинство”, который обвинил его в непристойности. “Ларри – дьявол с ангельскими крыльями”, – считает постановщик. Форман говорит, что сценарий Скотта Александра и Ларри Карашевски дал возможность поразмышлять о правах и свободах человека. Форман считает, что свобода самовыражения является главной в этом ряду, и как человек, выросший в коммунистической Чехословакии, он смог понять и принять позицию Ларри Флинта, отстаивавшего право на свободу слова. “Мне, по иронии судьбы, довелось проверить это на личном опыте. Поэтому я могу с полной ответственностью сказать, что в тот момент, когда общество запрещает свободу слова, пусть даже непристойного слова, оно делает шаг к тоталитаризму”.

“Народ против Ларри Флинта” – первый фильм Формана за 7 лет. После неуспеха “Вальмона” в 1989 году режиссер несколько лет не работал, потому что в демократической Америке художника тоже смогли лишить свободы самовыражения: в начале 90-х Форман хотел снимать на киностудии Columbia фильм о японских концлагерях, но накануне начала съемок студию купила японская корпорация Sony, и проект был закрыт.

Милош Форман родился в Чехословакии в 1932 году. Его родители погибли в концлагере, и он воспитывался у приемных родителей. По окончании Пражской киношколы работал на телевидении. В 1963 году поставил первую короткометражку “Конкурс”. В середине 60-х прославился полнометражными фильмами “Любовь блондинки” и “Гори, моя дорогая!”. В 1968 году, после вступления советских войск в Чехословакию, эмигрировал в США, где снял фильмы “Отрыв” (1971), “Кто-то пролетел над гнездом кукушки” (1975), “Рэгтайм” (1981), “Амадеус” (1984), “Вальмон” (1989).

“ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ” ОТМЕЧАЮТ ЮБИЛЕЙ

В конце января 1997 года на экраны США выйдет новая, усовершенствованная и исправленная версия первой трилогии “Звездных войн”. Повторный выпуск приурочен к 20-летию с момента появления на экранах Люка Скайуокера, Хэна Соло, принцессы Лейи и других героев космической саги, которая сегодня стала классикой фантастического жанра.

А в 1999 году на экранах должны появиться еще три серии саги, которые станут приквелами к старой трилогии.

В интервью журналу The New Yorker за 6 января создатель “Звездных войн” Джордж Лукас рассказал о своем видении новых эпизодов. “Сценарии следующих трех лент кажутся мне гораздо более мрачными, потому что они рассказывают об опалах и потерях, – сказал Лукас. – Первый фильм довольно невинный, но дальше все катится по наклонной плоскости, потому что это трагическая история. И от этого никуда не денешься”.

ВЕСЬ ФАССБИНДЕР В НЬЮ-ЙОРКЕ

Впервые в США с 23 января по 20 марта пройдет полная ретроспектива работ известного немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера, состоящая из 43 фильмов и телепостановок, включая 15-часовую киноэпопею в нью-йоркском Музее современного искусства на Манхэттене соберутся ближайшие соратники знаменитого актера и режиссера, в том числе и актриса Ханна Шигулла, снимавшаяся в большинстве фильмов Фассбиндера.

В 1997 году исполняется 15 лет со дня смерти Фассбиндера (1945 – 1982).

БОГАЧ, БЕДНЯК… И ДАСТИН ХОФФМАН

Джон Шлезингер оформляет контракт, который “отправит” Дастина Хоффмана в “Дом радости” (The House Of Mirth). Так называется новый фильм, где Хоффман сыграет богатого еврейского бизнесмена. Он влюбляется в женщину, мечтающую выйти замуж за хорошо обеспеченного человека, и все сложилось бы как нельзя удачнее, если бы только она уже не была влюблена в бедняка…

БАНДЕРАС СПАСЕТ ВСЕХ ВИКИНГОВ

Антонио Бандераса подписал контракт об исполнении главной роли в новой ленте режиссера Джона МакТирнана, собирающегося перенести на киноэкран роман Майкла Крайтона “Пожиратели мертвецов! (Eaters Of The Dead). Это будет фильм о путешествии некоего знатного араба на север и о том, как он, потрясенный варварством викингов, несмотря на это, старается спасти их от страшной угрозы полного уничтожения.

КЕЙТЕЛЬ КАК ЭЛВИС?

Контракты еще не подписаны, но уже известно, что съемки картины Graceland начнутся в марте 1997 года. По замыслу режиссера Дэвида Уинклера, в этом фильме, частично основанном на реальных фактах, частично на фантазии создателей, должны сниматься Харви Кейтель (в роли Элвиса Пресли) и Бриджет Фонда (в роли Мэрилин Монро). Сценарий написан Уинклером совместно с Джейсоном Хоровичем и рассказывает о том, как жизнь главного героя рушится после смерти его жены, погибшей в автомобильной катастрофе. Ему на помощь приходит человек, которым мог бы стать Элвис в 50 лет.

АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ПРОТИВ ФИЛЬМА ОБ УБИЙЦАХ

В Англии в официальном порядке были выставлены для продажи права на создание фильма о супругах Вест, совершивших массовые убийства (Фред Вест повесился два года назад в тюремной камере в ожидании приговора за 12 убийств, а его жена Розмари отбывает пожизненное заключение в тюрьме за участие в 10 убийствах).

Однако члены парламента и ведущие церковные деятели сочли оскорблением общественной морали тот факт, что эти жуткие по своему содержанию материалы вообще могут быть выставлены для продажи и кем-то приобретены. В результате кинокомпания (ее название не разглашается), согласившаяся купить эти права, по-видимому, теперь воздержится от этого приобретения.

ФОРМУЛА УСПЕХА ДЖОНА КЛИЗА

Английский актер и режиссер Джон Клиз придумал идеальную формулу успеха для продолжений картин: снимать вторые серии надо только к дрянным фильмам. “Вся проблема в том, что продолжения делают к успешным лентам, – говорит Джон Клиз, который и сам в настоящее время завершает работу над псевдопродолжением успешной комедии 1988 года “Рыбка по имени Ванда” – фильмом “Яростные существа” (Fierce Creatures).

“Люди идут на вторую серию, ожидая чего-то невероятного. А потом говорят – фильм хороший, но первая серия была лучше. Этой проблемы не будет, если делать продолжения к провальным лентам”.

Новая картина Клиза “Яростные существа” объединяет практически всех актеров из “Рыбки по имени Ванда”: Джеми ли Кертис, Майкла Пэлина и Кевина Клайна, который в 1988 году получил за этот фильм “Оскар”; но в “Яростных существах” совершенно другой сюжет и иные персонажи.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МИНКИН И ПОЖАРСКИЙ
ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА – ГРУППА “SMOKIE” ОЖИДАЕТСЯ В МОСКВЕ
КУРИНАЯ СЛЕПОТА СТРАТЕГОВ НАТО
И ТЕМНОТА НЕ СТРАШНА!
ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ
MODERN TALKING 12 ЛЕТ – ЭТО НАДО ОТМЕТИТЬ!


««« »»»