«Выпускной»: Аттестат зрелости

Выпускной

Хедлайнер новой румынской волны Кристиан Мунджиу совсем недавно представил на Каннском кинофестивале свой новый фильм Bacalaureat, который получил приз за лучшую режиссерскую работу. У нас картину локализовали пока как «Выпускной», на манер английского варианта Graduation, однако на ММКФ-2016 в программе «8 с половиной фильмов» она была представлена как «Аттестат зрелости». Мунджиу снова в рамках одной очень личной и исключительной истории сумел недвусмысленно указать на дисфункциональное общество, сделав акцент на институте семьи, чьи принципы и догмы могут оказаться под сомнением, когда в семью неожиданно врывается несчастный случай.

Ромео Альдеа (Адриан Титьени) вложил в воспитание дочери Элизы (Мария-Виктория Драгус) всего себя и еще чуть-чуть. Принципы чести и постоянное желание достичь вершины в каждом начинании помогли Элизе стать примерной ученицей. Совсем недавно она получила гранд по психологии на обучение в Англии, придвинув отца к исполнению его мечты еще на шаг. Остался последний рубеж – финальные экзамены, которые для отличницы Элизы не представляют угрозы, она все тесты щелкает как орешки. Но буквально накануне решающих экзаменов на Элизу нападает неизвестный недалеко от школы. К счастью, до изнасилования дело не дошло, однако без физических увечий не обошлось – врачи констатировали перелом руки. Но данное происшествие больше оказало влияния на моральное состояние девочки, подорвав весь боевой дух. Отец разрывается от гнева к тому, кто это сделал и страха за дочь, но также он чувствует вину. Он винит себя за то, что на дочь напали сразу после того, как он высадил её из машины. Он винит себя за то, что предположительно во время нападения на дочь он резвился со своей любовницей – одной из учительниц школы. Он не проводил Элизу, поскольку спешил. Возможно, вина не казалась бы столь изъедающей изнутри, если бы он спешил домой к жене, а не к любовнице. Но произошедшего не воротить, теперь от отца требуются действия, последствий от которых избежать не удастся.

Еще в  дебюте 2002 года «Запад», Мунджиу указал на западную ориентацию румынского общества. Выбиться в свет для большинства румынов значит покинуть страну, получив работу или поступив в зарубежный ВУЗ. Режиссер снова показывает не самые радужные перспективы для молодого поколения в своей стране. Поэтому его герой, уверенный в образовании дочери, пытается сделать всё возможное, чтобы дочь отправилась в Англию. Нет, он не хочет таким образом от неё избавиться, просто это единственный шанс на достижение хоть чего-то для человека из румынского среднего класса. Так же слушая Ромео, когда он объясняет всю важность экзаменов для дочери, трудно не заметить толику сожаления в его голосе. Ведь он больше боится не того, что дочь провалится, а то, что она пойдёт по его стопам. Станет кем-то вроде провинциального доктора, изменяющего своей жене, которым является Ромео. Поэтому у главного героя встаёт на пути тяжелейшая дилемма в его жизни – попытаться привлечь связи из верхов, чтобы те помогли дочери на экзамене (оттянуть время сдачи из-за полученной травмы или даже подменить проверяющих) или пойти честным путём, как он растил свою дочь, прививая и воспитывая в ней всё только самое хорошие. Однако 8 баллов за первый из трех экзаменов вместо ожидаемой десятки побуждает Ромео к решительным действиям.

Отойдя от прошлого в  фильме-обладателе Золотой пальмовой ветви 2007 года «4 месяца, 3 недели и 2 дня», румынский режиссер снял картину о настоящем. Но как ни печально, особых изменений в государственном аппарате не произошло. Люди всё так же жаждут денег, не боясь пересечь линию закона. Но если в том фильме господин Бебе был готов делать аборты не совсем из-за денег, то в новом фильме Мунджиу всё же говорит, что проблема систематичной коррупции как никогда остра в современном румынском обществе. Люди попросту привыкли к такому образу жизни, сами того не замечая, они диагностировали паралич у румынского общества, столь скептически настроенного к самой идеи перемен в будущем. Например, в сцене беседы Ромео с главным инспектором, сыгранным Владом Ивановым, главный герой жалуется на то, что кто-то следит за ним и хочет напасть. Сначала разбили окно в квартире, а затем кинули камень в заднее стекло автомобиля. В ответ уполномоченный представитель власти предлагает обеспокоенному Ромео обратиться к священнику.

Под конец Мунджиу сбивает плавный нарратив, напоминающий последовательный рассказ статичных актёров, периодически меняющихся между собой, подводя историю к апофеозу сразу в трёх направлениях – сдача финального экзамена, поиски нападавшего на дочь и последствия шахматной игры Ромео с законом. Может, новый фильм режиссера не такой сильный, как «4 месяца, 3 недели и 2 дня», но Мунджиу четко знает, куда нужно вести своё кино, чтобы создать убедительный портрет того, что бывает с человеком, катящимся по наклонной из-за злоупотребления служебным положением, руководствуясь исключительно благородными намерениями.

Выпускной / Bacalaureat (2016)

Выпускной Постер

Страна: Румыния, Франция, Бельгия

Режиссер: Кристиан Мунджиу

Сценарий: Кристиан Мунджиу

Продюсер: Кристиан Мунджиу, Паскаль Кочето, Жан-Пьер Дарденн

Оператор: Тудор Владимир Пандуру

Художник: Симона Пэдурецу, Брандуса Иоан, Анка Пержа

Монтаж: Мирча Олтяну

В ролях: Адриан Титьени, Мария-Виктория Драгус

Мировая премьера: 19 мая 2016

Продолжительность: 128 мин. / 02:08


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»