НОРМАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Последняя встреча мировой элиты в Давосе (Швейцария) не случайно была посвящена созданию и развитию информационного общества. Пока мы в России боремся за лишнюю пару миллиардов внешнего займа, мир вступает в эру постиндустриального общества. То есть приходит время, когда бесплотные биты информации становятся основной ценностью человечества. Что, впрочем, еще 15 лет назад предсказывал известный фантаст, философ и футуролог Станислав Лем.

Россия как информационный рынок еще, безусловно, неразвита. Дело даже не в технологической отсталости, хотя это огромная проблема. Просто средства массовой информации у нас слишком зависимы и далеко не свободны. А там, где нет свободы, как известно, нет и рынка. Так что любому читателю несложно предсказать, что напишет та или иная газета по тому или иному поводу, даже не открывая ее. Кроме того, огромная часть информационного потока вообще остается за рамками внимания российских средств массовой информации.

И все-таки, если бы наши политики в Давосе меньше кричали о трагедиях соцобеспечения и “плохом” бюджете, Россия не смотрелась бы бедной родственницей на очередном форуме самых влиятельных людей мира.

Постоянное развитие электронных СМИ уже сегодня гарантирует российскому потребителю ежедневное поступление разнообразной и оперативной информации. Достаточно сказать об НТВ – телевидении, сделавшем ставку именно на информационное вещание. 12 выпусков новостей в день создают практически полную информационную картину. И умудряются опередить большинство российских СМИ с рассказом о событиях хоть в Вышнем Волочке, хоть в Гонолулу. Уровень оперативности таков, что кажется, репортеры НТВ заранее знают, что, где и когда произойдет. К тому же признанные телезвезды в вечернем эфире добавляют к сухой информации серьезный анализ. Причем это не “политологическая” заумь, а нормальный доступный человеческий язык для нормальных людей. Обаяние личности знаменитых телеведущих усиливает информационный “удар” и делает его подчас неотразимым. Сила четко отлаженного конвейера новостей такова, что считаться с НТВ приходится не только его поклонникам, но и тем, кому информационный холдинг не по душе. Может быть, поэтому НТВ сыграло такую серьезную роль в президентской предвыборной кампании. Речь не идет о манипулировании общественным мнением. Речь идет о способности и возможности направлять информационные потоки. Это как раз тот принцип, на котором построена система современных СМИ во всем мире. Здесь уже недалеко до внедрения в российских условиях модной на западе экономической схемы – синергизма. Синергизм – это когда Арнольд Шварценеггер рекламирует тренажеры и методики тренировок культуристского идола Джо Вейдера, а также его спортивное питание и одежду, а тот в свою очередь финансирует фильмы с участием Арнольда. Судя по всему, менеджеры НТВ это хорошо понимают. Необходимость производства недорогой аппаратуры для их приема и необходимость поддержания высокого качества и надежности аппаратуры по всей видимости заставят корпорацию вложить деньги в производство на собственных заводах. У этих заводов появятся смежники, которые будут иметь хозяйственные связи с тысячами других предприятий. И так далее. Дело не в том, что информационный холдинг НТВ врастет в производство и заработает серьезные деньги из нового источника. Дело в том, что возникает структура, которая ориентирована на широкие массы потребителей, а не на обслуживание элиты общества. Структура, которая работает на огромное количество так называемых “простых людей”, а не добивается одобрения президентов и губернаторов. Что же, как информатор НТВ уже сегодня работает именно на “простого человека” и его права. Это побуждает вездесущих репортеров НТВ первыми оказываться не только в многочисленных “горячих точках” СНГ, на местах “громких” аварий и скандальных катастроф, но и среди бастующих учителей или голодающих ликвидаторов Чернобыля. Поскольку такая позиция совпадает с повседневными интересами обычного россиянина, вольно или невольно, но НТВ начинает формировать общественное мнение, к которому вынуждены прислушиваться представители всех ветвей и этажей власти. Так постепенно, но все более отчетливо НТВ становится самостоятельной, и может быть, даже самодостаточной политической силой.

В принципе такой политической силой являются все средства массовой информации в нормальном цивилизованном демократическом обществе. В открытом обществе, как сказал бы Карл Поппер. Секрет очевидного успеха НТВ прост.

Информационный холдинг – яркий пример осознанного подхода к организации СМИ не как к инструменту пропаганды, а как к бизнесу. Здесь нет противоречия. Бизнес – это когда то, что ты делаешь, ориентировано на эффективный потребительский спрос, а не на одобрение властей. А НТВ четко ориентировано именно на зрительский спрос.

Это единственный прибыльный сектор информационного пресс-холдинга, который и придает ему социальную динамику и значимость. НТВ привлекает к экранам миллионы зрителей. А значит, получает соответствующие доходы от рекламодателей. Таким образом, телеканал становится политически и экономически независимым от властей. Зависимость от населения, от налогоплательщиков, а не от чиновников – основной признак демократической модели экономики.

Вот об этом и надо было нашим лидерам рассказывать мировому сообществу в Давосе, вместо того чтобы привычно жаловаться на жизнь. Наши жалобы уже и нам самим не интересны. А наши успехи если и не порадуют зарубежную элиту, по крайней мере могут добавить нам самоуважения.

Владимир СОКОЛОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НОМИНАНТЫ НА “ОСКАР” ЗА 1996 ГОД
В УСЛОВИЯХ АНТИРЕАЛЬНОСТИ ЛУЧШЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ РОССИИ
“У самовара…”
ДВЕ ЖИЗНИ МЭРИЛИН МОНРО
МЕЛОДИИ НАШЕЙ ДУШИ
В Финляндию на четыре дня
ЮЛИЙ ГУСМАН: МЕЖДУ НАМИ, ПСИХАМИ, ГОВОРЯ
“ФОРБС” КАЖЕТСЯ ВЛЯПАЛСЯ
ПОЭТ В “РОССИИ”, БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ
ЧЕЛОВЕК ЭЛИТЫ


««« »»»