Еще один конкурент президенту?

Все, кажется, согласились с тем, что президентская кампания 2000 года уже началась. “Стартовали” такие несомненные ее участники, как Александр Лебедь, Геннадий Зюганов, Григорий Явлинский, Юрий Лужков. Похоже, на старте (правда, в раздумьях) Борис Ельцин и Виктор Черномырдин. Им, конечно, сложнее, чем другим: у оппозиции может быть много кандидатов, у “партии власти” – только один. И конкуренты здесь нежелательны.

Складывается впечатление, что в президентской гонке со стороны “партии власти” может появиться еще одни участник – Анатолий Чубайс, первый вице-премьер, один из самых непопулярных (если не самый непопулярный) среди российских политиков.

Возможность участия Чубайса в следующей президентской кампании в качестве кандидата уже отмечалась экспертами-аналитиками. И в пользу этого варианта развития событий немало причин. Начнем с того, что официальный “наследник” от “партии власти” – Борис Немцов – неуклонно теряет рейтинг. И хотя имиджмейкеры могут сделать сегодня многое, складывается впечатление, что при такой динамике процесса Немцова им к 2000 году будет очень трудно “раскручивать”.

Далее, масштаб внешнеэкономических и внешнеполитических вопросов, которыми занимается Чубайс, бесспорно превышает масштаб вопросов, курируемых Немцовым, и вплотную приближается к тем, которые находятся в ведении Президента и премьер-министра. А по интенсивности своей деятельности на международной арене (по количеству встреч с зарубежными политиками, их уровню, активности их освещения в СМИ и др.) первый вице-премьер уже, что называется, дышит в затылок Борису Ельцину.

Конечно, уровень контактов Ельцина и Чубайса весьма различен: круг общения Ельцина – “первые лица” крупнейших государств, Чубайса – по большей части банкиры, финансисты, промышленники… Да и по представительскому уровню поездки и контакты Чубайса гораздо ниже и скромнее. Однако этот минус легко трансформируется в плюс. Многочисленные дорогостоящие и помпезные поездки Президента за рубеж часто не понятны обывателю. Что на них обсуждается, что даст это лично ему, обывателю, – непонятно. Зато вопросы, которые решает Чубайс, небезразличны, при всей нелюбви к нему, каждому – это кредиты, займы, работа с российскими долгами за рубежом. А в конечном счете – это зарплаты, рабочие места, инвестиции. В общем, все, что затрагивает каждого. И дружественные Чубайсу СМИ усердно внушают россиянам: “Чубайс – это единственный, кто может привезти из-за рубежа деньги”. Не случайно сразу же после назначения его на пост первого вице-премьера в лояльных ему средствах массовой информации пошли серией публикации об “успехах” Чубайса на ниве добывания западных денег.

Так, в начале апреля 1997 г. эти российские СМИ активно цитировали высказывания директора-распорядителя Международного валютного фонда г-на Камдессю о его удовлетворении итогами встреч с Чубайсом и Немцовым. С середины апреля начали публиковаться сообщения о том, что Международный банк реконструкции и развития (МБРР), одним из управляющих которого в ту пору стал Чубайс, намерен выделить России в течение двух лет ссуду в 6 млрд. долларов. Причем первые шесть займов на общую сумму почти 885 млн. долларов должны были быть выделены в самое ближайшее время. В конце мая, сразу же после внесения правительством Российской Федерации в Госдуму “любимого детища” Чубайса – законопроекта о секвестре бюджетных расходов – МВФ выделил России очередной транш кредита – 700 млн. долларов. 1 августа Чубайс широко оповестил российскую общественность об успешном завершении переговоров с МВФ и выделении фондом еще 700 млн. долларов. А в конце сентября в Гонконге первый вице-премьер в принципе договорился с руководством МБРР о предоставлении России второго “угольного займа” на 600 – 700 млн. долларов…

Вряд ли стоит говорить о том, что такая потрясающая результативность Чубайса в выбивании денег за рубежом выгодно отличает его от остальных должностных лиц государства Российского. Чубайс результативнее всех, и в этом смысле Президент явно проигрывает ему. В этом и преимущество Чубайса перед всеми возможными кандидатами на пост премьера, который ему недавно прочили, и Президента, о котором стали с недавних пор тоже говорить. Правда, о том, что средства эти придется возвращать, лояльные Чубайсу СМИ предпочитают не напоминать. Да и в депрессивных российских регионах, угольных и не только, под которые якобы добывает средства первый вице-премьер, об этом особо не задумываются.

К тому же у Анатолия Борисовича имеются на этот случай свои козыри. Прежде всего, это его работа с долгами бывшего СССР, точнее, с долгами Советскому Союзу. В частности, вступление России в Парижский клуб (именно Чубайс подписал 17 сентября меморандум об этом), по мнению официозной печати, увеличивает шансы на получение 50 млрд. долларов долгов бывшему СССР. Да и сам Чубайс с большим оптимизмом отзывается о результатах своей деятельности для простых россиян. Вступление России в Парижский клуб, по его словам, “означает, что бюджет получит больше доходов. Это означает, что мы в большей степени и быстрее сумеем решить проблему задолженности по заработной плате врачам, учителям, военнослужащим, шахтерам и другим категориям работников, которые связаны с бюджетом”. Более того, вступление в клуб должников, как называют еще Парижский клуб, должно, по мнению Чубайса, хорошо повлиять на реальный уровень жизни десятков и сотен тысяч российских граждан…

Говорится и пишется все это неспроста. Чубайс – политик опытный. Он единственный из демократов своего призыва сумел овладеть трудным искусством аппаратных игр и противостоять своим соперникам на том поле, на котором они без труда одолели и Гайдара, и Явлинского (и даже непоколебимого Лебедя, которого к демократам не отнесешь)… Но в отличие от других, часто идеализирующих свои качества и возможности, Чубайс хорошо ощущает и пределы своих возможностей. Видимо, он осознает и то, что в глазах подавляющего большинства россиян он имеет устойчивый и весьма негативный имидж одного из наиболее последовательных “западников”. И сегодня, как складывается впечатление, он всеми силами от этого имиджа хочет избавиться.

Для этого команда имиджмейкеров, работающая с первым вице-премьером, с недавних пор начала создавать для него образ раскаявшегося грешника, стремящегося вернуться в лоно матери-Родины. Примечательно, что один из первых шагов в этом направлении сделал сам Чубайс, когда в апреле 1997 г. на весенней сессии МВФ и МБРР в Вашингтоне заявил: “России больше не нужны “связанные кредиты” МВФ, прибегая к которым правительство Российской Федерации вынуждено строго следовать стандартным процедурам, больше пригодным для Боливии и Колумбии, чем для индустриально развитого государства”. Примерно в то же время из уст первого вице-премьера прозвучала и критика планов расширения НАТО на Восток.

Даже разоблачения Чубайса и его роли в российских делах в зарубежной печати (в частности, нашумевшая статья П.Реддевея в “Вашингтон пост”) оказалась в чем-то скорее в пользу ее “героя”, чем против него. По крайней мере, теперь можно даже говорить о том, что для Запада Чубайс на является явным фаворитом и проводником интересов в России. На этом фоне первому вице-премьеру создается иной имидж. Он все последовательнее подносится россиянам как “человек диалога” – как один из немногих, к кому Запад, несмотря ни на что, будет прислушиваться с доверием и вниманием – даже если Чубайс и будет говорить ему малоприятные истины…

До какой степени это не соответствует действительности, можно убедиться по иным откликам западной прессы, которые в концентрированном виде “Московские новости” в одном из своих июльских выпусков выразили следующим образом: “То, что Вашингтон давно и всерьез ищет возможного преемника Б.Ельцина, исчерпавшего свои политические возможности и страдающего физическим недугом, известно давно. Выбор сделан в пользу Чубайса, который всегда рассматривался в США как надежный партнер. По мнению американских экспертов, у Чубайса есть все данные, чтобы завладеть Кремлем: честолюбив, расчетлив, циничен, хитер, образован, прозападно ориентирован, еврей по материнской линии”… А этот выбор означает, что будет и финансовая подпитка, и команды опытных имиджмейкеров, обслуживающих грядущую избирательную кампанию.

Впрочем, имиджмейкеры уже работают. И каждый шаг Анатолия Борисовича, выгодно поднимающий его на фоне слабеющего Президента, обыгрывается ими в выгодном для первого вице-премьера духе. Что же до критики, которую на него обрушивает не только оппозиция, но и некоторые соратники по демократическому лагерю (и которая явно вызывает у Чубайса лишь раздражение), то изыскиваются возможности и методы сведения ее до минимума. В частности, как стало известно в журналистских кругах, одна из дружественных к первому вице-премьеру коммерческих структур разрабатывает целую программу по блокированию негативных для его имиджа материалов в “недружественных” СМИ.

Можно предположить, что избирательная кампания Анатолия Чубайса тоже началась. Интересно, как отнесется к новому сопернику нынешний Президент.

ПЕТР ДОЛЖНИКОВ,

Главный политолог “Нового Взгляда”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ты виноват уж тем, что хочется мне
“Советский экран” возвращается


««« »»»