«Люди Икс. Апокалипсис»: Против мутации жанра

Люди Икс Апокалипсис

После полюбившихся всем «Дней минувшего будущего» и зрители, и критики ожидали от следующего фильма во вселенной «Людей Икс» покорения ещё более высоких вершин. Наверное, этим и можно объяснить всеобщий негатив по поводу «Апокалипсиса». Во-первых, он концентрируется на продолжении сюжетной линии «Первого класса» и пытается максимально абстрагироваться от XXI века. А во-вторых, щеголяет на той же планке, что была установлена предшественником, и не предлагает никаких диковинок. На самом-то деле «Люди Икс: Апокалипсис» – добротное кино, которое просто-напросто отдаёт налётом стандартизации. Революцией среди кинокомиксов тут и не пахнет, но разве следование канонам производства является преступлением? «Апокалипсис» публику вряд ли удивит, но развлечь её ему по силам. Даже с учётом всех недостатков.

Новая глава про мутантов идёт неприлично долго. Не то чтобы мы были против длинного кинокомикса, но пока сыр да бор, пока нам успевают представить всех героев и их мотивацию, пока знакомят с главным злодеем – уже ненароком успеваешь потерять интерес к происходящему. Драма – это хорошо, однако когда её в меру. А здесь, в попытках склонить зрителя на сторону мутантов, в фильме практически оставляют в тени их экстраординарные преимущества. Ртуть – поразителен, Росомаха – брутален, однако этим всё и исчерпывается. По большей части участь мутанта не показывают, а упоминают, и это не идёт на пользу фильму. Но тем не менее представленного количества экшена вполне хватает на то, чтобы оправдать существование ещё одной части «Людей Икс».

Новые персонажи показывают себя двояко. С одной стороны, Циклоп и Ночной Змей, в ранних фильмах продемонстрированные умудрёнными опытом, здесь довольно реалистично показаны не умеющими сдерживать свои способности, и актёрам действительно веришь. А с другой – Софи Тёрнер в роли Джин Грей слабо отождествляется с Фамке Янссен, поскольку отголоски Сансы Старк ещё ощущаются. Ну и Псайлок дали непозволительно мало времени, поэтому она практически не запоминается ничем, кроме своего наряда. А что касается старожилов, про них можно сказать одно – только на экране возможно почти не измениться внешне за двадцать лет мутантских распрей. В остальном же они ведут себя так, как и следовало ожидать, поступают в соответствии со своими мировоззрениями и крайне мало удивляют.

Что обидно, кино не подтверждает своё название. Апокалипсиса не наступило, несмотря на очевидные попытки устроить его на экране. Спору нет, всё подано грандиозно и феерично – пожалуй, такого масштаба разрушений и такого могущественного противника не было за всю историю франшизы. Однако этим же режиссёр Брайан Сингер связывает себе руки – с учётом того, насколько опасна угроза в этот раз, добро непозволительно легко отделывается от большого, страшного и крайне пафосного антагониста. С его-то способностями создавать из ничего униформу для подручных – для Апокалипсиса стереть в пыль всех Людей Икс было бы раз плюнуть даже без помощников! Однако, как это часто бывает со злодеями такого рода, в самые нужные моменты он попросту забывает о своей силе. И в итоге потенциально интересного персонажа по окончании действия можно записывать в ряды проходных злодеев наравне с Альтроном и графом Дуку.

И даже все вышеназванные минусы легко могли бы быть прощены, будь «Апокалипсис» хоть сколь-нибудь оригинален. Но то ли намеренно, то ли случайно Сингер продемонстрировал в фильме уже ранее показанное и рассказанное несколько раз, и иногда – им же собственной персоной. Сюжетная арка Магнето, к примеру, практически один в один, за исключением небольших изменений, копируется из «Дней минувшего будущего». Если не вдумываться в происходящее, то можно посчитать увиденное качественной подачей – если же анализировать и переосмыслять всю франшизу, то самоповторов будет не счесть. Что интересно, сцена после титров намечает для Людей Икс ещё одного крупного злодея – после «Апокалипсиса» сложно представить, чем битва с ним будет отличаться от всех остальных битв.

Фильм «Люди Икс: Апокалипсис» показывает, что студия Fox практически исчерпала свою кладезь идей для франшизы о мутантах и что ей нечего нового показать публике. Иронично – создатели побоялись внести хоть какую-то мутацию в жанр. Кино получилось вполне себе смотрибельным, однако по третьему разу переживать одни и те же события и повороты зрителя больше не заставить. Ведь у нас уже есть одна компания, которая год за годом выпускает кинокомиксы с одинаковой сюжетной канвой и до сих пор делает это качественно. Ниша занята, и Fox придётся с этим смириться – снова выпустить на экран Росомаху и Дэдпула, а затем отойти в сторонку, закончив на относительно мажорной ноте, пока позволяют обстоятельства. Или же можно тысячекратно обмусоливать уже известное, пытаясь раз за разом извлекать прибыль и при этом особо не напрягаться. Что из этого лучше для зрителя – сами понимаете.

Люди Икс: Апокалипсис / X-Men: Apocalypse (2016)

«Люди Икс: Апокалипсис» Постер

Жанр: фантастика, фэнтези, приключения

Страна: США

Режиссер: Брайан Сингер

Оператор: Ньютон Томас Сигел

Композитор: Джон Оттмен

В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Оскар Айзек, Роуз Бирн

Премьера в РФ: 19 мая 2016



Даниил Голубев

Не пароход, но человек. Учится на факультете журналистики РГГУ, любит кинематограф и хочет привить эту любовь зрителю. Считает, что любой фильм — нечто большее, чем «нравится» и «не нравится».

Оставьте комментарий



««« »»»