А вместе нам нужна одна Победа…

Рубрики: [Кино]  

СевастопольС 2005 года по инициативе героев Советского Союза, проживающих в Крыму, начал свою историю Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ!». Местом проведения был избран город-герой Севастополь, и как не согласиться с тем, что этот воистину героический уголок нашей страны наиболее точно подходит для мероприятий патриотического характера! В середине мая состоялся 12-ый по счёту фестиваль, собравший кинематографистов из разных концов континента.
Помимо конкурсных программ фестиваль продемонстрировал всю палитру отечественного и зарубежного кино: все жанры и виды (4 игровые картины – к Году российского кино и даже 12 мультфильмов – «Эхо Суздальского фестиваля анимационного кино).
Безусловно, свои картины о Второй мировой войне представили и китайские документалисты. Это их точка зрения на события японо-китайской войны 1937-1945 гг., владение историческими фактами, большинству россиян недоступными, их благодарность Советской армии, освободившей от японских агрессоров оккупированную Маньчжурию… Диплом жюри присуждён ленте Дин Жувэя «Воздушные бои над Ланчжоу» – о китайских ВВС и советских добровольческих авиаотрядах, а Приз губернатора Севастополя вручён сериалу У Сянле «В поисках Бабушкиных», приуроченному к совместному празднованию Россией и Китаем 70-летия Победы. Благодарность «За виртуозное исполнение национального еврейского вопроса в анимационном фильме» выражена авторам ленты «Еврейская девочка в Шанхае. Тайна ожерелья» Яо Гуанхуа. Также благодарности «За воплощение красоты на экране» заслужила игровая картина «Балет пламени войны» режиссёров Дун Ячуня и Никиты Михалкова. Вне конкурса показали «Наши годы» Шеня Цзянвэя и Цюй Хунъюя – о китайских детях, оказавшихся во время войны в Ивановском интернациональном детском доме и вместе с советскими людьми переживших Великую Отечественную войну…
Отдельная программа фестиваля – фильмы о Донбассе: «Монолог ополченца» М.Кобзева, «Молитва о Краснодоне» Е.Лопатина, «Ветер Донбасса» М.Потатурко, «UKR: верни мне мир» С.Зубковой и др. Репортаж с места событий с реальной разведкой в тыл территории нацгвардии Украины, – фильм К.Смирнова «Перемирие» получил Приз за лучшую режиссуру. О событиях на Востоке Украины много говорили и на круглых столах. Многочасовые острые дискуссии состоялись на темы «Документальное кино и общественное мнение» и «Межнациональное согласие – формула Победы». Спецприз общественного совета фестиваля присуждён фильму А. Дёмина «Одесса. Чёрная весна», в котором очевидцы сожжения Дома Советов рассказывают о трагедии – её подготовке и её последствиях. Гран При Севастопольского фестиваля и Диплом прессы «За лаконичное, метафорическое решение актуальной темы» были вручены трагикомедии «Переведи меня через Майдан» Варвары Филипчук. Это история двух пожилых подруг, умудрённых жизненным опытом, очаровательных в своих искренних проявлениях и суждениях, разделённых новым «положением дел» на Украине по обе стороны баррикад. Но в трудную минуту каждая из них готова прийти на помощь подруге, вне зависимости от «внутриполитического курса» государства…
В рамках «Евразийской панорамы» были показаны картины русской диаспоры – к 15-летию ЕАТР были показаны ленты из России, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Армении, Эстонии. В этот же блок вошли зарубежные фильмы о войне «Союзники» и юбилейная программа к 75-летию Центральной объединенной киностудии художественных фильмов в Алма-Ате (ЦОКС) – эвакуированные в середине августа 1941-го «Мосфильм» и «Ленфильм» сняли до 1944 года 23 полнометражных и 10 короткометражных фильмов (порядка 80% кинопродукции СССР). Показаны два сюжета из «Боевых киносборников», отрывок из первой серии «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна и военная драма А.Германа по сценарию писателя-фронтовика Константина Симонова «Двадцать дней без войны» (1976) с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко. Состоялась творческая встреча с режиссёром, народным артистом РФ, президентом кинофестиваля Владимиром Меньшовым, который особо подчеркнул: «Мы не только «Победили вместе!», но и победим вместе!».
О неизвестных страницах обороны Крымского полуострова сделан фильм, показанный на церемонии открытия фестиваля, «Красные камни Тавриды» В.Серкеза, А.Муравского, С.Маховикова. Многочисленные партизанские могилы – как шрамы на теле благодатного Крыма: с первого до последнего дня оккупации борьба с захватчиками не прекращалась. Люди голодали, замерзали в горах, умирали от ран, сражались без оружия и боеприпасов, но не сдались, не отступили, постоянно нанося врагу существенный ущерб. На 9 мая прошлого года, к 75-ой годовщине начала партизанского движения в Крыму открылся первый Музей партизанской славы, в архивах которого – множество свидетельств героической защиты полуострова.
В ленте «20-й блок. Охота на зайцев» – Приз лучшему военно-историческому фильму им. Владислава Микоши – о героическом противостоянии военнопленных советских солдат и офицеров фашистскому произволу рассказывает бывший узник концлагеря Маутхаузен, построенного в Австрии и считавшегося более изуверским местом по сравнению с Освенцимом. Единственный случай в истории – спланированная операция группового побега из лагеря! Перебив охрану на вышках, преодолев 3,5-метровую стену и колючую проволоку под напряжением, голодные, измученные люди вырвались на свободу. Беглецов было 419 человек, за ними началась «охота на зайцев» – так её назвали фашисты и местные «добропорядочные» австрийцы, с активным азартом выдававшие несчастных русских. После войны эти же бургеры устроили два мемориала – казнённым ими узникам и прямо по соседству их палачам – офицерам Вермахта, погибшим здесь при наступлении советских войск. В финале фильма его режиссёр Вячеслав Серкез, возложив цветы нашим солдатам, сдавленным голосом пожелал: «Мужики, спите спокойно…»
Молодая документалистика действительно обнадёживает своим свежим и в то же время глубоким, острым взглядом, не боящемся теребить больные точки. Приз за лучший дебют – «Дневник училки» из Перми Дарьи Абатуровой – о провинциальной школе; в течение пяти лет (!) Екатерина Стыценко снимала фильм «В круге четвёртом» – о простых сибиряках, на земле которых (где могилы предков и какое-никакое, но всё-таки своё, честно налаженное хозяйство) решено было устроить это чудо цивилизации – Ангарское водохранилище с четвёртой на реке гидроэлектростанцией, затопившее память места… Диплом «За раскрытие темы национального героя» был вручён фильму из Азербайджана «Золотой Сидней. Намик Абдуллаев» режиссёра Арзу Гуламова – судьба сильного волевого человека разделена на «до» и «после» победы на Олимпийских играх: личный героизм проявляется за отстаивание чести своей страны и в мирное время…
Может быть, не очень уж редкая для тех суровых лет, но не менее удивительная история первой трогательной любви на войне раскрывается в картине молодого режиссёра из Екатеринбурга А.Григорьева «Vasenin»: русский офицер, герой французского Сопротивления, награждённый орденом «Почётного легиона» Николай Максимович Васенин после побега из плена оказался в маленьком городке под Лионом, где нашёл свою Жанну. Её отец, полковник Моно не разрешил влюблённым пожениться, и после войны Николь вернулся домой, где его сослали на 15 лет в лагерь «за сдачу в плен», и он до сего времени не знал, что во Франции у него есть сын Пьер. В фильме они встречаются, но Жанна этого не дождалась…
В ТВ-конкурсе жюри так распределило призы: лучшим телефильмом назван «Два детства» В.Головнёва, лучшим сериалом – «Дневники великой войны», лучшей телепрограммой – цикл «Орнамент. Кага» И.Минигалеевой из Уфы, лучшим портретным очерком – «Сагадат Нурмагамбетов» С.Текеева, лучшим циклом – «Больше, чем любовь», идущем на канале «Культура», производство студии «Фишка-фильм» – документальный «любовный треугольник» о личной жизни полководца «Война и мир маршала Рокоссовского» Е.Ласкари. Спецприз жюри «Гордость русской культуры» – «Евгений Чириков. Изгнанник земли русской» (цикл «Русские в мировой культуре») А.Судиловского. Призом «За актуальный репортаж» награждено исследование «Тайны чёрных трансплантологов» (цикл «Врачи без границ»); призом за лучшую операторскую работу им. Анатолия Головни – «Николай Пржевальский, экспедиция длиною в жизнь».
Дипломом жюри за лучший сценарий им. Максимилиана Волошина отмечен фильм «Василий Ерошенко. Дорога к солнцу»; за лучшую социально-философскую ТВ-работу им. Джеммы Фирсовой – «Двадцать судеб и одна жизнь», диплом жюри – биографическому фильму «Игра воображения. Газданов» Р.Гаспарянца из Владикавказа.
Приз президента фестиваля достался автобиографической ленте «Моя личная война» Лидии Зелович (Нидерланды) – о войне в Югославии, разделившей страну и людей, которые и через двадцать лет по-прежнему не понимают, почему всё так произошло, ведь никто этого не хотел…
Оргкомитет фестиваля присудил свой приз фильму-портрету «Богомяков» из цикла «Титаны» режиссёра А. Олькова из Тюмени. На фоне потрясающей своим эпическим размахом судьбы одного из создателей нефтегазового комплекса Западной Сибири Геннадия Богомякова рассматривается жизнь отрасли, края и страны…
В каждой фестивальной ленте – трагедия, чья-то разрушенная судьба, миллионы героев и мучеников, преодоление себя и обстоятельств, личные мужественные победы во имя одной великой общей Победы.
Бесконечно жаль, что большинство этих замечательных документальных картин не попадает в сетку вещания наших телеканалов, и чаще всего их снимают обыкновенные неравнодушные люди, за собственные деньги, бескорыстно – просто чтобы рассказать что-то ещё, внести свой вклад в летопись подвига нашего великого народа.

Арина АБРОСИМОВА.

Севастополь – Москва.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Марина Девятова: дочь & внучка
Реорганизация концертной индустрии
Фестиваль ужасов и людоедов
«Финансовый монстр»: Сколько стоит моя жизнь?
Покажи им всем!
«Алиса в Зазеркалье»: Чумачечая весна
«Голограмма для короля»: Хэнкс Аравийский
Нам нужно лететь!
Витольд Петровский.    Поющий самурай


«««
»»»