«Финансовый монстр»: Сколько стоит моя жизнь?

Финансовый монстр

Фильмы Джоди Фостер, которых за 25 лет её режиссерской карьеры насчитывается всего лишь четыре, никогда особо не претендовали на лавры глубоких авторских работ и не замахивались на расширение новых горизонтов. Фостер снимает о том, что ей интересно, будь то мальчик-вундеркинд или депрессивный взрослый, разговаривающий с куклой бобра на своей левой руке. Может быть, поэтому её режиссерские труды проходят незаметно для зрителей и критиков, которые привыкли пристально всматриваться в поисках скрытых смыслов и авторских мыслей. В предыдущем фильме «Бобёр», надо сказать, весьма неплохом, Джоди попыталась проанализировать психическое состояние человека, всю жизнь страдающего от депрессии, чем доказала многим, что она как режиссер постепенно встаёт на правильный путь. В своем новом фильме «Финансовый монстр» Фостер вовсе решила отойти от индивидуальной истории к глобальной проблеме, причем за этим переходом мы и наблюдаем по ходу всего развития сюжета. Остаётся понять, действительно ли четвертая картина режиссера похожа на монстра в её карьере, или же это снова всего лишь устрашающая тень лесного хорька на стене пещеры.

Ли Гейтс (Джордж Клуни) – эксцентричный балагур-телеведущий финансового шоу, который каждый день пафосно и шумно рассказывает о взлётах и падениях на бирже, а также даёт совет, куда свои кровные вкладывать стоит, а куда нет. Во время съемок очередной передачи в студию врывается вооруженный юноша, однажды послушавший совета Гейтса и потерявшего из-за этого все свои сбережения, его играет британское дарование Джек О’Коннелл.  Кайл берёт в заложники Ли, надев на него жилет со взрывчаткой. Бессменный режиссер шоу и хороший друг Гейтса Пэтти (Джулия Робертс) вынуждена в экстренных условиях искать подход к вспыльчивому юноше с пистолетом, подсказывая Ли через наушник в его ухе. Имея за плечами несчетное количество эфиров, Ли и Пэтти предстоит провести самую опасную в их жизни прямую трансляцию, ведь единственное условие Кайла – включенные камеры. И пришел он далеко не ради поднятия шума или приличной суммы выкупа, ему всего лишь нужна правда – как и почему перспективная и крупная компания за одно мгновение потеряла 800 миллионов долларов, обанкротив тысячи вкладчиков, доверившихся «совету тысячелетия» от Ли Гейтса.

Гейтс – эдакий типичный коэновский Клуни, перекочевавший в серьезную драму о захвате заложников. Он не слишком умён и сообразителен, зато трепаться любит безостановочно. Клоун с даром красноречия и убеждения. В основном в этом и кроется секрет его успеха на телевидении, плюс щепоточка харизмы, которой Джорджу не скрыть ни под одной маской. По ходу фильма мы можем наблюдать коренной перелом в характере героя, который находит отражение даже в поступках Ли. К слову, Клуни впервые со времен «Потомков» Александра Пайна выдаёт интересную актерскую игру, жадно, словно брокер на бирже, скупая всё зрительское внимание. Джулия также играет очень сильного характером персонажа, которая во время всего этого хаоса сохраняет спокойствие и рассудительность.

О’Коннелл играет парня из народа, у которого появилась сумма в размере 60 тысяч долларов, и он послушал совета Ли и вложил в новую и, по его словам, беспроигрышную компанию. Что для Гейтса такая сумма как 60 тысяч, для человека с золотым ролексом на руке и в рубашке за тысячу долларов? А вот для Кайла это огромная сумма денег, ведь он живёт не где-нибудь, а в Нью-Йорке, городе, который проглатывает платежи жителей как арахис. Его больше всего интересует, как такое возможно, что из-за какого-то «глюка» в один момент испарилось столько деньжищ. Программная ошибка, просчёт в алгоритме – фразы с нулевым смыслом. И тут персонаж О’Коннелла в чём-то даже прав, ведь его желание понять причину выглядит крайне разумным, и действительно почему никто не может внятно и ясно объяснить человеку, потерявшему буквально всё, не пудря ему мозги пустыми отговорками про «глюки» и системные неполадки? Ни пресс-секретарь главы разорившейся компании (который в самый разгар скандала улетел куда-то в другую страну), ни матерый аналитик Ли Гейтс. Неужели когда компания разоряется, а тысячи вкладчиков теряют свои деньги, переживает из-за этого только один человек? Хотя данный вопрос уже к Джоди Фостер. Она решила вложить в Кайла собирательный образ всех жертв современной экономической системы. Так что Джек О’Коннелл не такой уж и злодей, он просто хочет понять, что произошло.

«Финансового монстра» уже прозвали фильмом для тех, кто не понял «Игру на понижение». Но фильм МакКея всё же на порядок выше работы Фостер. Концепция «Игры на понижение» состояла в том, чтобы рассказать о причинах кризиса в комедийной форме. Это изначально была комедия. У Фостер же тут настоящая драма, шутки в которой служат лишь некими айсбрейкерами (от английского «ice-breaker» – действие или фраза, направленная на разрядку напряженной обстановки). И такими айсбрейкерами фильм просто пестрит, зачастую перечеркивая все старания режиссера разыграть серьёзную драму и создать сдвигающее на краешек сидения напряжение. Да, мы переживаем за героя Ли каждый раз, как Кайл выходит из себя, мы наблюдаем за действиями спецназа позади захватчика, в таких ситуациях малейший неверный шаг может привести к катастрофе, но вдруг герой Клуни или оператор, решивший выбрать ракурс без тени на лице Кайла, отчебучивают какую-то неожиданную шутку, ломая всю серьезность. В одной очень эмоционально напряженной сцене беседы Кайла и его девушки, последняя начинает в прямом эфире ворошить бытовые проблемы парочки, вводя большинство зрителей в хохот. О каком волнении и переживании тут вообще может идти речь?

Хоть сам фильм в целом оставляет приятное впечатление, концовка откровенно разочаровывает. Джоди показывает нам уже ставшей обыденностью историю краха финансовой компании, тем самым очередной раз указывая на то, что система и её механизмы не работают. Да, безусловно, показано это интересно и сыграно сильно, но разве мы об этом не знали? Разве потеря огромных вкладов из-за банкротств крупных предприятий явление столь редкое? В такой истории ждёшь как минимум разбор причин сложившейся ситуации (как было у МакКея в «Игре на понижение»), а не пересказ воскресных газет с Уолл-Стрит на высоко-развлекательный лад, со спецназом, вертолётами и прогулками по Нью-Йорку с  бомбой. Еще больше расстраивает позиция самой Фостер: жизнь – есть жизнь. До самых финальных титров ты ждёшь своеобразный итог всей этой ситуации от автора. Но его нет, просто нет. И больше всего после просмотра хочется закричать: «И что? К чему всё это? Какие последствия?». К сожалению, Джоди Фостер так и не решилась предложить хоть какие-нибудь новые идеи и пути решения проблем, поднятых в картине.

Финансовый монстр / Money Monster (2016)

Финансовый монстр Постер

Жанр:

Страна: США

Режиссер: Джоди Фостер

Оператор: Мэттью Либатик

Композитор: Доминик Льюис

В ролях: Джордж Клуни, Джулия Робертс, Джек О’Коннелл

Бюджет: $27 000 000

Премьера в РФ: 2 июня 2016


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Покажи им всем!
«Алиса в Зазеркалье»: Чумачечая весна
«Голограмма для короля»: Хэнкс Аравийский
Нам нужно лететь!
Витольд Петровский.    Поющий самурай
Коротко
Марина Девятова: дочь & внучка
Реорганизация концертной индустрии
Фестиваль ужасов и людоедов
А вместе нам нужна одна Победа…


««« »»»