МИНКИН И ПОЖАРСКИЙ

Замечали ли вы, дорогой читатель, что за последние годы наши средства массовой информации напрочь утратили созидательную линию жизни. Да, простора для критики вдосталь, соблазн преподнести очередную порцию жареного велик, подлецов, воров и мерзавцев всех калибров и мастей сейчас хоть отбавляй. Мы смакуем с упоением на все лады: то плохо, это никуда не годится, но почти никто на “голубом” экране или в газетах не даст себе труда предложить читателю или правительству альтернативный вариант – а как же сделать лучше! И невольно напрашивается вывод, что та школа, которая существует в наших СМИ, не способна конструктивно мыслить, а тех кто способен, не допустят в игру, чтоб не плодить конкурентов. Оно и понятно – критиковать куда проще, нежели выстроить свою созидательную версию, ведь для этого надо еще и понимать в чем-то конкретном толк, напрячь мозги, обнаружить профессиональные навыки и некую фантазию, творческую фантазию. Мы же захлестнули народ валом скандалов, скабрезностей, порнухи, криминальной хроники, убийств, драчек в парламенте, чеченской войной, интервью с маньяками, проститутками и аферистами, а после хотим, чтобы этот народ что-то созидал и выращивал умных, добрых детей.

Увы, господа, при той психотерапевтической обработке, которой СМИ “осчастливливает” наш народ, мы вырастим новых маньяков и проституток. Мы превратили наши газеты и телевиденье в образцовейших ковырятелей грязи, не разгребателей даже, не ассенизаторов, а именно ковырятелей. И вполне понятно, что сегодня в прессе и на телевидении уже никого ничем не удивишь: ни взрывами в московском метро, ни миграцией крыс с Украины на Орловщину, ни тем более очередными отставками в правительстве. Скучно стало смотреть телевизор, скучно читать газеты. В народе апатия сменяется тихой, пока тихой, неприязнью к властям предержащим. И если раньше на страницах газет мы то и дело читали статьи известных писателей, философов, художников, то нынче у главных редакторов газет это как-то не в моде и они отдают свои страницы тем, кто больше платит. Возник новый тип журналистов-хроникеров, которые мечутся по городу, как рой зеленых мух. “О, братцы, там завеяло, давай быстрей туда!” Что ж, в природе нужны и навозные мухи. Но кто-то же должен и созидать жизнь!

Вы думаете я лично что-то имею против Александра Минкина? Отнюдь. Ковыряет и пусть себе ковыряет, бедолага, такая судьба ему на роду написана. Но вы же, надеюсь, понимаете, что сам по себе Минкин никогда ничего не распутает и не разоблачит, не размотает “клубок” закулисных тайн и интриг, он лишь шестеренка механизма, ключ от которого в руках “Папы Карла”. Но, увы, этот механизм опять же не созидательного свойства, и создан он не с целью вывести нас на дорогу нормальной жизни. А в нашем “доме Облонских”, где “все смешалось”, не хватает именно качественного нового, созидательного вектора бытия. И никакими указаниями сверху, никакими ориентировками от президента и его команды нынешнее руководство газет и каналов ТВ не способно наполнить кровотоки и заставить биться пульс этого созидательного вектора бытия. Без смены кадровой политики нам не обойтись: ворону не заставишь петь соловьем. Мы создали уникальнейший в мире институт духовных иждивенцев, привыкших жить по подсказке и критиковать чужие действия, но не созидать. Мы создали тип человека, умеющего “разделить одну табуретку на троих”, вместо того чтобы произвести три табуретки на одного.

К этому типу “делителей табуреток” принадлежал и бывший комсомольский лидер, руководитель Российского ТВ Олег Попцов. Потому и не сумел создать новую школу тележурналистов. Но я рискую и сам впасть в критиканство. Нет, я не льщу себя надеждой, что быстро разрушится коррупционизм наших газет и ТВ, дай бог пробить хоть маленькую брешь. Вполне понятно, что наши СМИ неспособны в корне изменить жизнь людей к лучшему, но поднять тонус жизни, веру человека в самого себя, в свое мастерство, в его нежность в этой мешанине парткапитализма с псевдосоциализмом, помочь выжить – вполне реальная задача. Хотите конкретный пример? Вот уже два года я веду в газете “Торговая Москва” придуманную мной рубрику “Самые доступные цены”. Секрет прост – мне удалось подписать договоры с рядом крупнооптовых фирм и совместить цены крупного опта с мелким оптом, то есть дать возможность горожанину и селянину купить по ценам вдвое, втрое дешевле, чем в магазине и гораздо дешевле, чем на оптовом рынке, все вплоть от продуктов, одежды до гвоздей и прочих стройматериалов. Мои читатели могут купить мешок сахара по цене 2100 руб., а не 3000 руб. как на оптовом рынке, подсолнечное масло, упаковку 12 бутылок по 1 л., по цене 4750 руб. Скажем, гвозди, в упаковках по 5 кг. в картонных коробках по 3300 руб. кг в то время как на оптовом рынке они стоят 6000 руб. кг. а в магазинах дороже. Я не изобретаю велосипед оригинальности ради, но выпущенная мной карта города: продуктовая, строительная, автозапчастей, хозтоваров – пользуется в Москве и области громадным спросом, она помогает людям выжить, как бы удваивая их финансовые возможности.

Конечно, с точки зрения высоколобых политиков, увлеченных “планов громадьем”, все это проза жизни. Когда накануне президентских выборов мы предложили пятерым кандидатам в президенты очень конкретные, очень заземленные программы “выживания”, по сути почти не требующие никаких серьезных капвложений, то мы услышали, скажем, от господина А.Лебедя: “Я по этим вопросам бодаться не буду”. От Г.Явлинского: “Все это узкие места жизни, и я вам могу назвать сотни таких узких мест, вопрос же надо решать кардинально и по-крупному. “Кто бы спорил, решайте, господин Явлинский, но пока вы до-решаетесь, вы ведь сами хотите кушать и народ наш не брезгует сыром и колбасой. Как говорил мудрец Сизифий: “Искусство кормчего воспитывают бури”. Вы же, Григорий Алексеевич, сидите в тени на берегу и ждете в благодушествовании перемены то ли политического климата, то ли погодных политических условий. А конкретной социальной программы для измученных неплатежами и состоянием неприкаянности, неопределенности людей как не было, так нет. Зато критиков у нас предостаточно.

Но есть и созидатели. Юрий Лужков, бесспорно, человек созидательной потенции: построил кольцевую дорогу, завершает строительство храма Христа Спасителя, в Москве строятся синагога, мечеть. Развернута гигантская программа по подсветке столицы. Все это бесспорно “тянет” на высокие заслуги перед городом и вхождение в историю. Лет через двадцать уже никто не вспомнит ни про Селезнева, ни про Жириновского, ни про Рыбкина, ни про Чубайса, ни про Черномырдина. А про Лужкова будут помнить именно благодаря храму Христа и кольцевой дороге. И Юрий Михайлович, подступивший уже к седьмому десятку, это прекрасно понимает. История “забудет” о том, что в канун 850-летия Москвы никто всерьез не озаботился тем, чтобы праздник пришел в каждый дом простого москвича. Но ковырните ноготком праздничную лакировку города: в большинстве домов облезлые стены и потолки, рушится штукатурка, перекошены окна, в столице “протекают” 72% водопроводных кранов и смывных бачков.

Я создал при редакции газеты строительный участок, создал двести сорок рабочих мест, выставил программу: “Самый доступный ремонт в Москве”. А цены, вот они: шпаклевка стен и наклейка обоев – 9 тыс. руб. кв. м., ремонт потолка со шпаклевкой и побелкой – 14 тыс. руб. кв. м, штукатурные работы – 40 тыс. руб. кв. м. и так далее. Предложил городу программу по замене в каждом доме в кранах старых вентилей на вентили с запорными керамическими головками, причем латунными и бронзовыми, а не теми подделками из рыхлого сплава и пластмассовыми воротками, которые продаются нынче у каждого метро по 30 тыс. руб. Вы думаете, в мэрии хоть кто-то поддержал наше доброе начинание, позволившее сотням пенсионеров перед Новым годом отремонтировать хоть кухню, комнатку, коридор, ванну, дверь или сквозящее окно, ибо мы беремся за любую мелочь и не отказывает никому? В Департаменте по поддержке малого предпринимательства меня даже не принял господин Егоров. Зато работник его секретариата тотчас упросила нас починить ей дома все протекающие краны.

С позиции Минкина я должен был бы сейчас вылить ушат помоев на всех московских чиновников, окопавшихся в мэрии, префектурах, супрефектурах, ибо цену им все мы с вами хорошо знаем, но мне дорога газетная площадь для моей созидательной пропаганды. Позвольте пару слов о выживаемости, нужности наших газет и программ ТВ. Мы слишком заполитизировали нашу прессу, а там, где много политики, неизбежна коррупция. О выживаемости газет я составил целое исследование: “Газетный бизнес в России” с просчетом вариантов крушения тех или иных газет в ближайшие год, два. Главная причина легкой потопляемости всех этих устаревших моделей СМИ – в отсутствии точного просчета своей ниши на рынке информации и виденья именно “своего” читателя. Все газеты у нас издаются… для народа.

Но народ-то, братцы, разнолик нынче и разноденежен. Вы обратите внимание на мимику лиц наших читателей газет в метро и скверах. Люди читают газеты со скорбной окаменелостью лиц, словно читают похоронки. Не дрогнет бровь, уголки губ, не мелькнет саркастическая усмешка. А уж о возгласе восхищения и мечтать не приходится, хотя русский читатель – самый эмоциональный читатель в мире. Если люди смеются над нелепостью нашей беспросветно туманной жизни, то почему они должны читать газеты с траурным выражением лиц?

Вспомните, как там у Ильфа и Петрова: “Эти акробаты пера, эти виртуозы фарса, эти шакалы ротационных машин…”

Где они нынче, эти виртуозы фарса и шакалы пера? Минкин? Он один. Да, он король ковыряния грязи. А остальные – овцы, овцы овцы… Блеющие на волков. Нас едят, нас убивают, грабят, а мы блеем, блеем. Даже недружно блеем, братцы. В нашей прессе от юмора Ильфа и Петрова остался лишь пошлый анекдот, как вся наша жизнь.

Многие редакторы сетуют на то, что одной интересностью газеты сейчас не поживешь и вся надежда на рекламу. Да, газетам авторских текстов сейчас туговато и все жаждут рекламы.

Рынок все четче разделяется на “деловые” и “сплетнические” газеты. Вряд ли кто-то станет покупать газету городских сплетен – “Вечерку” ради рекламы, ибо она непостоянна, непредсказуема и тематически никак не определена. Еще годик – и реклама исчезнет со страниц “Вечерки”, а при нынешней ее архаичной модели – тираж упадет. Именно это произошло с газетой “Куранты”, и я писал три года назад об этом в своем исследовании, заказанном Группой “Мост”. Иное дело создать при такой “пролетарской” или, если угодно – “мещанской” газете, как “Вечерка”, некий социально и материально обозначенный механизм, сулящий конкретные реалии читателю: самые доступные цены, самый дешевый ремонт, карту дешевых товаров в микрорайоне. Не “Клуб потребителей”, печатающий голые рекламные статьи и вешающий очередную лапшу на уши доверчивым гражданам, а стопроцентную по достоверности и полезности информацию.

Я не говорю, что это панацея для поднятия тиража газеты авторских текстов, это лишь один из вариантов моделирования газетного бизнеса – создатель информационный, а может, и не только информационный блок защиты интересов читателя. И тут нужны журналисты – Пожарские, а не Минкины. Ибо одной сенсацией сыт не будешь. Идем дальше – у нас совершенно отсутствует в газетах поле информации для начинающих или еще неоперившихся коммерсантов. Помнится, приходит ко мне средней руки миллионер некто Рыжов и говорит: имею три контейнера на Юго-Западном рынке, помоги закупать в Финляндии ”без накрутов” сыр “Виолу”. Я тебе командировку в Хельсинки оплачу.

А я ему: “Бесполезно тебе ехать туда, рынок уже перекрыт, в Москве имеются пять официальных дилеров фирмы “Валио” и тебя в игру не пустят по сыру “Виола”, хотя он и делается специально для России”.

Напечатал очерк я “Страдания бизнесмена Рыжова”. А сколько таких “страдальцев обращалось ко мне! Но зажали рубрику, зажали место, и я “потух”. Можно было бы многое порассказать – какие нынче тарифные ставки по растаможке, в каких странах что выгоднее покупать, обозначить читателям-коммерсантам выходы на те или иные неплохие товары по божеским ценам. Рассказать, сколько стоит за рубежом тот же сыр “Виола”, колбасы, тушенка, наводнившие российский рынок. Можно бы разработать программы реанимации десятков московских и российских “глубинных” заводов и заводиков, осуществляя ее при посредстве информационного и организационного потенциала газеты. Вот недавно обратилась ко мне “группа товарищей” из Югославии, просят помочь пробиться на наш рынок Македонии. Дешевые люстры, лаки, краски, продукты, обои, отделочные материалы. Начал один наш московский бизнесмен покупать у них люстры “под старину”. Раскрутился прекрасно: люстры “идут” в магазинах по 350 – 700 тыс. руб. как говорится, “в отлет”. Стал я анализировать ситуацию с люстрами: растаможивание их обходится фирма в 37%, еще 40% “накручивает” мой протеже. А что, думаю, если ввозить элементы этих люстр, а не готовое изделие, да еще создать СП с Македонией? Посчитал – растаможивание обойдет в 5%, товар подешевел при закупке на 40%, а главное – плафоны к этим люстрам, как я узнал, сами македонцы закупают в Сербии и уже мне перепродают. Я и тут сэкономил. А сборку можно произвести и в Подмосковье. Ищу партнера с небольшим заводишком. Главное – многие деревянные элементы к этим люстрам незачем паять за рубежом, своих обрезков бука и дуба навалом. Но попробуй раскрути это дело с помощью нашего Департамента поддержки малого предпринимательства.

Одно слово – зыбь! Не буду ругать, я ведь не Минкин. Сейчас главное – вывести в люди “энтузиастов узких мест”, которых не жалует вниманием Г.Явлинский.

Юрий ВИГОРЬ.


Юрий Вигорь


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА – ГРУППА “SMOKIE” ОЖИДАЕТСЯ В МОСКВЕ
РАЗНОШЕРСТНАЯ КОМПАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСОБИ С ПЕРЬЯМИ
КУРИНАЯ СЛЕПОТА СТРАТЕГОВ НАТО
И ТЕМНОТА НЕ СТРАШНА!
ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ
MODERN TALKING 12 ЛЕТ – ЭТО НАДО ОТМЕТИТЬ!


««« »»»