«Экипаж»: На второй круг

Экипаж

Дамы и господа! Мы рады вас приветствовать на борту «Экипажа», воздушного судна, способного на самые головокружительные маневры и располагающего самым хладнокровным и чистосердечным персоналом. За штурвалом опытный летчик, продолжающий бороздить воздушное пространство  российского кинематографа Николай Лебедев, ранее успешный наставник хоккейной «Легенды №17». В течение полёта вам будут предложены многочисленные любовные линии, впечатляющее спецэффекты, сильные актерские работы, хорошее развитие персонажей и немного шуток различной толщины. Однако с уверенностью заявить, что сам полёт пройдёт достаточно гладко нельзя. 

Создатели ленты в один голос заявляют, что их фильм не является ремейком «Экипажа» 1979 года режиссера Александра Митты. Это весьма спорное заявление. Хоть персонажи, время действия и большинство ключевых сюжетных поворотов изменилось, основная канва повествования схожа с советским фильмом. Это все та же история сплочения людей (персонала воздушного судна и пассажиров) на фоне природной катастрофы (извержение вулкана). Также Лебедев продолжил идею Митты, нарушая устоявшиеся принципы громких голливудских блокбастеров, сместив акцент с разрушений на характеры персонажей. Но данное смещение в новом фильме прошло не так гладко, сказочные и фантастические приключения Митты приобрели весьма правдоподобный и злободневный ракурс Лебедева. Это произошло в большей степени из-за добавления сцены в Африке с беженцами. От неё и некоторых других моментов фильм резко набирал высоту в плане серьезности, парой заставая зрителя врасплох, но буквально через пару минут, благодаря парочке шуточек или любовным пируэтам героев, кино снова спускалось на привычный развлекательный уровень. 

Сработавшийся на «Легенде №17» тандем Лебедев – Козловский снова попал в яблочко. Данила продолжает штурмовать различные вершины, на этот раз ему покорилась его первая роль в фильме-катастрофе. Его типаж – самоуверенный юноша, бегущий наперегонки с собственным эго. Подобный архетип персонажа прослеживается в большинстве фильмов с ним, начиная с вышеупомянутой «Легенды №17» и дилогии «Духless», и заканчивая недавней «Пятницей». Пока это еще не слишком приелось, в основном, благодаря добросовестному исполнению Козловского. В этом фильме он играет талантливого и безрассудного лётчика Алексея Гущина, для которого нет авторитетов. Но в «Экипаже» все же Данила вынужден посторониться и отойти в тень высококлассной актерской работы Владимира Машкова. Его Леонид Зинченко суровый наставник и примерный отец (хотя его жена и сын не согласились бы с таким утверждением). Он главный пилот, и все время напоминает своим поведением и речами об этом второму пилоту Гущину, чьи амбиции зачастую летят впереди самолета. Также в фильме состоялся дебют литовской актрисы Агне Грудите в большом кино. Она тоже играет второго пилота, и естественно становится главным любовным объектом Гущина. Лебедев неуверенно этой героиней решил подчеркнуть тяжелое бремя женщины на мужском поприще, однако тема феминизма на корню оказывается затоптана другими заботами и переживаниями героев. Все трое пилотов вместе с двумя стюардессами и стюардом вынуждены отправиться на вулканический остров Канвуу, рискуя своими жизнями, но с надеждой спасти застрявших там туристов, преимущественно русских (наверное, это у нас в менталитете – отправляться в экстравагантные путешествия в места вроде разрушающихся  вулканических островов).  

В сюжетном плане царит просто вопиющая прямолинейность. Это достигнуто, в целом, из-за второго круга, на который повествование выходит где-то в серединке фильма. Ну, это не совсем второй круг, скорее то же самое, но уровнем выше, от разговоров к делу. Другими словами, кино движется по спирали. Если в первой половине нам показывают муки героев на симуляторе, то не сложно догадаться, что ближе к концу все это повторится, но уже в реальности. Если в первой половине фильма Гущин рассказывает героине Грудите неудачную шутку про два самолета и трос между ними, то опять же не трудно догадаться, к чему это приведет. Отношения героев развиваются по такому же принципу: сначала набирают обороты, потом резко падают вниз, а затем снова идут на второй круг, но уже чуточку эмоциональнее. И фактически вторая часть фильма предугадывается до её начала. Из трейлера было видно, что экипаж будет вынужден разделиться на две группы, но и тут всё прошло банальнее некуда: те, кто враждовали, оказались вместе, а те, кому есть что друг другу доказать разделились на чуть ли не две соперничающие команды (мол, кто спасёт свою команду эпичнее и драматичнее). В итоге, получилось, что ко второй половине фильма режиссер уже выложил перед зрителем все карты, и только самый ленивый не пошевелит серым веществом, чтобы провести очевиднейшую параллель с уже рассказанным чуть ранее событием. В один момент поймал себя на мысли, что чего-то не хватает в полете Гущина, и вспомнил, что в начале фильма во время полета в симуляции была еще гроза, как дополнительное препятствие. И стоило только подумать об этом, как в кадре появился «человек из диспетчерской», оповещающий о грозовой буре на пути самолета. «Экипажу» просто нечем удивить в конце, остается лишь наслаждаться попытками пилотов совладать со стихией и техникой, а также недурными спецэффектами. Особенно стоит отметить работу с камерами IMAX 3D, виды получились отличными, и второй российский фильм, снятый в IMAX (после «Сталинграда»), имеет не только замечательную трехмерную картинку, но по уровню исполнения не уступает западным продуктам. Тут даже небольшой прилив гордости. 

В результате, полёт прошел нормально, но не без зон турбулентности. До вершин «Легенды №17» достать не удалось, но к облакам «Экипаж» уж точно приблизился. Фильм пытается иногда поймать высоту серьезного произведения, но каждый раз снижается до обычного тона, разбавленного шутками и глупостями второстепенных персонажей. Особенно много вопросов после себя оставляет сцена переправы людей по тросу между самолетами. Мысль спускать ящик по тросу кажется весьма логичной, но вот затем этот же самый ящик без какой-либо механической силы начинает подниматься вверх по тому же тросу – тут вот уже возникают вопросы. Причем вся эта сцена переправы кажется крайне неуклюжей и затянутой, по сути, являясь единственным серьёзным недостатком картины. В остальном же фильм смотрится достаточно интересно, режиссер периодически меняет положение зрительских кресел с «расслабленного» режима до «тревожного». Ибо невозможно не переживать стараниям героев Машкова и Козловского на экране. Качественное и многоуровневое кино, в котором наша культурная отрасль нуждается не меньше, чем птица нуждается в полётах. Николай Лебедев продолжает наносить голливудский лоск на российский кинематограф, сняв не самый выдающийся блокбастер по западным меркам, но весьма впечатляющий по уровню нашей киноиндустрии.


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Один комментарий

  • Александр Борисов Александр Борисов :

    фильм выдающейся не только по нашим меркам но и западным, наши рулят

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Высотка»: Диаграмма бессознательного
«Книга джунглей»: Новые приключения Маугли
«Лайф»: Испорченный ребёнок
«Пришельцы 3: Взятие Бастилии»: Что? Где? Когда?
Канны-2016 между праздником и секьюрити
Ефремов Vs Путин
Антонио Бандерас, рыцарь кинематографической доблести
Мария Волкова: «Смерть играть интересно»
Фб-Взгляд


««« »»»