Сборник «Disco-хиты 80-90-х, Ч. 2» **

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2016, издательство «Джем»

Под амбициозным названием «Диско-хиты 80-90-х» скрываются не Глория Гейнор, Village People, Arabesque и Ottawan, а Клеопатра, «Комбинация», «Твой день» и «Руки вверх», то есть «диско а ля рюсс», иногда называемое также «лоходэнсом» и «кооперативным попсом». Издательство «Джем» в своё время порой судилось со своими клиентами, пытавшимися избавиться от хитро составленных контрактов, и проявляло в этих тяжбах невиданное упрямство. Теперь стало понятно, зачем: чтобы сохранить права на каталог и выпускать вот такие радостно-нелепые сборники, которыми можно иллюстрировать страшилки про «лихие 90-е» или вспоминать не самую героическую молодость. Как ни странно, альбом даёт довольно точный срез поп-музыки 80-х и 90-х, пришедшей со свободным рынком на смену изнемогающей под гнётом худсоветов советской эстраде. Срез местами довольно беспощадный: все более-менее помнят, что была такая ужасная по качеству звучания и репертуару группа «Ласковый май», но то, что были десятки коллективов, неумело подражавших «Ласковому маю», уже практически забыто. Вуаля! Издатель сборника достаёт из рукава группы «Левостороннее движение», «Твой день», «Шан-Хай», какую-то Клеопатру… Тут можно сказать, что выход альбома удачно совпал с появлением в программе «Вечерний Ургант» музыкальной рубрики «Справедливо забытые артисты», только в телешоу они придуманные, а на данном сборнике – настоящие. На фоне «Клеопатры» и «Твоего дня» песни «Комбинации» и «Маленького принца» кажутся более чем адекватным саундтреком эпохи, а «Странные танцы» «Технологии» – вообще шедевром. Рома Жуков представлен песней «Девчонки, мои девчонки», которая должна всерьёз озадачить новое поколение слушателей: озадачивает в основном то, что артист до сих пор востребован, в отличие от многих других «голосов эпохи».

На самом деле сборник довольно познавателен. Тут можно услышать, например, первоисточник песни Quest Pistols «Санта-Лючия»: не все помнят, что её первым записал Игорь Силивёрстов, который тогда был не продюсером, а пробовал себя в качестве артиста. Масса радости ушам доставляют эксперименты исполнителей 80-х с электромузыкальными инструментами: слушая эти заглушающие вокал ритмы и лупы, вспоминаешь то ли басню «Мартышка и очки», то ли поговорку «заставь дурака богу молиться». Многое российская поп-музыка почерпнула у тех артистов, но от дебильного воя синтезаторов за прошедшие годы всё-таки, к счастью, избавилась. Песня «Комбинации» «American Boy» довольно чётко описывает российско-американские эмоциональные отношения: если сейчас придуманная Америка используется пропагандой в качестве идеального врага, то у «комбинашек» она фигурирует в качестве идеального рая – и тоже, естественно, существующего лишь в воображении. Ну а композицию «Левостороннего движения» «Мой номер 2-17-03» можно рассматривать сквозь призму вечного конфликта бедной, но гордой провинции и зажравшейся столицы. Пятизначный номер телефона сейчас скорее вызывает ассоциации с sms-ками, но в 80-е выглядел дерзким выпадом в адрес высоких и важных столиц с их семизначными номерами: мол. у нас тут своя жизнь и свои музыкальные герои.

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»