Я в гостях у композитора Игоря КЕЗЛИ, который в последнее время больше известен под именем “господин Дадуда”. На столе – кофе, за окном – солнечный сентябрьский день; мы сидим в уютных глубоких креслах, а возле нас резвятся очень симпатичные домашние животные Игоря – кошечка Лора и песик Кузя.
– Игорь, я запомнил твое имя еще со времен выхода пластинки “Рок-панорама 86″; там была, если не ошибаюсь, композиция “Новой коллекции” под названием “Вдохновение”…
– Да, но мы еще назывались просто “Дуэт электронной музыки Игорь Кезля/Андрей Моргунов”. А название проекта появилось позже. Причем сначала мы хотели называться “Частной коллекцией” – однако слово “частная” звучало по тем временам слишком резко для слуха представителей разных там худсоветов. Сам понимаешь – “частная собственность” и так далее. Нас вообще донимали: “А зачем вы исполняете собственную музыку? Вот вам готовые произведения Эдуарда Артемьева, например, – их и исполняйте”.
– А что было до “Новой коллекции”?
– Я окончил Московский авиационный институт, играл в группе “Увеселительная прогулка”. А вскоре у меня – тогда я работал гитаристом в коллективе певицы Суржиковой – появились мои первые инструментальные пьесы. Там я и познакомился с Андреем, он играл на барабанах. Я говорю про три самых известных пьесы с первого диска “Новой коллекции” – “Вдохновение”, “Звездный час” и “Долина грез”. Хотя сам диск вышел в 1988 году, когда мы уже стали достаточно известны и здесь, и за рубежом.
– А “Рок-панорама-86″? Как вы на нее попали и что она дала вашему дуэту?
– Мы показали материал Векштейну, ныне покойному, он заинтересовался. Может быть, ты помнишь, он тогда раскручивал группу “Ария”? И “Ария”, и “Браво” – эти группы стартовали именно на той, первой “Рок-панораме”. Ну, и мы – тоже. Видишь там большой кубок в прихожей? Его нам вручили за лучший дебют; помню, как мы из него шампанское пили в тот же день. Еще нам сильно помогли такие люди, как Сергей Лисовский (он вел тогда свои дискотеки), Ольга Сирота – редактор “Маяка”. Наша музыка зазвучала повсюду – на радио, на телевидении, понравилась многим, ее заказывали. Мне как-то приснился сон – я сижу один в пустой комнате, на столе радиоприемник, а из него я слышу свои композиции. Можно сказать, сон оказался вещим.
– А когда мы начали гастролировать по Европе, Америке?
– В 1988 году о нас был снят фильм, он так и назывался – “Новая коллекция”. Его несколько раз показали по российскому телевидению, и мы стали еще более известными. Дали ряд концентратов в Бельгии, ФРГ. Затем выступил в США как участники музыкального спектакля “Peace Child”, нас заметили и предложили сольно поработать в клубах Калифорнии. Не скрою, что нас там здорово принимали, был огромный успех! Ведь тогда о России американцы думали стандартами: медведь, матрешка, балалайка… А тут два русских парня играют свою музыку с применением новейших компьютерных технологий. Это было похоже на прорыв. Тем временем в России, на фирме “Мелодия” вышел второй диск-гигант “Новой коллекции”, уже с певицей Лизой Суржиковой – “Край наших надежд”. Записанный нами в студии Московского дворца молодежи.
– А после “новой коллекции” у вас еще был какой-то англоязычный проект?
– Это отдельная история. Мы с Андреем и Лизой заключили контракт в ФРГ, причем, как мы поняли, от нас требовался поворот к более коммерческой музыке. В это время наши пути с Андреем разошлись – тут дело было не в характере исполняемой музыки, а в личной жизни каждого из нас, – а мы с Лизой улетели в Нью-Йорк с демо-записью нового материала. Стали работать с американцами, нашли менеджеров. Поэт Саймон Сандерс написал для нас несколько текстов, в том числе для песни “Nobody Else”, которая вскоре стала визитной карточкой нашего проекта “Glass Curtain” (“Прозрачный занавес”). Помню, студия, на которой мы записали часть песен, находилась в деревянном доме посреди огромного пшеничного поля. Наконец, благодаря хиту “Nobody Else”, на который был уже снят клип, мы подписали контракт с “Полиграм”. В 1995 году альбом под названием “Moscow” увидел свет. Кстати, композиция “Wild Town”, самая необычная с диска, стала победителем европейского конкурса групп и исполнителей из 8.500 участников!
– И на нем поет Лиза Суржикова? А кто она Кате Суржиковой?
– Они – сестры. Лиза – настоящая оперная певица, окончила Московскую консерваторию. Имея великолепно поставленный голос (колоратурное сопрано), она смогла обойти множество конкурентов со всего мира и получить одну из главных ролей в мюзикле “Cats” там, в Гамбурге. А ты знаешь, что этот мюзикл показывается только в одиннадцати городах мира?
– Для меня это – новость. Ну, а теперь, может быть, пора плавно перейти к появлению в России “Господина Дадуды”? Для многих твой новый имидж стал полной неожиданностью…
– Но я сам испытал большой кайф от этой идеи, работал с удовольствием. Успех альбома и два месяца на верхушке российских хит-парадов удивили и меня самого тоже. У меня в Гамбурге была своя студия, “Дигги дог” (то есть “Цифровая собака”), и вот однажды друзья принесли мне кассету с записями сатирика Михаила Задорнова. Я послушал и вдруг решил поэкспериментировать, соединив свою музыку с его голосом.
– Как, разве в песенке “Даду внедреж” мы слышим не Горбачева?
– Нет, это голос Задорнова. Я указал его и автором текста.
– А еще на альбоме были смешные композиции – “Люди, ау”, “Галоп Сидроль”, “Тоня и Федя”…
– Я довольно долго прожил за границей и мне знакомо чувство ностальгии по Родине. Его невозможно словами передать. Я смотрел на видео старые добрые отечественные фильмы. То, что ты слышишь в этих вещах, взято из фильмов “Женитьба Бальзаминова”, “Комедия строгого режима”, “Карнавальная ночь”.
– Какие русские фильмы тебе понравились в последнее время?
– “Окно в Париж”.
– Так. А в 96-м году вышел очередной альбом “Господина Дадуды” с суперхитом “Роби Роби”. Расскажи, пожалуйста, об этой твоей работе.
– Все женские вокальные партии в нем исполнила Лиза Тиссе (“Туманы лимана”, “Дети капитанов”).
– А кто написал текст к “Ростовской ностальгии”? Очень забавный текст.
– Это стихи Яна Таксюра. Еще там есть милая песенка “Ну разве это не красиво?” Чьи слова и кто поет детскими голосами, если не секрет?
– Кто ты по знаку Зодиака?
– Козерог. Мне свойственно трезво относиться к реальности и в том числе к собственным достижениям.
– Что ты можешь сказать о современной Москве?
– Я долго жил вдали от Родины и теперь могу с уверенностью сказать, что хочу жить только в Москве. Моим подарком городу можно считать русскоязычную версию песни “Москва”.
– Что ты слушаешь из музыки – русской и западной?
– Нравятся блюзы Гэри Мура. В свое время я снял один в один знаменитое соло из песни “Отель Калифорния” ансамбля “Иглз”.
– Зэк Уайлд, бывший гитарист Оззи Осборна, назвал это соло лучшим за всю историю рока.
– Может быть. А что касается русской поп- и рок-музыки, то она изначально вторична. В том числе и дискотечная, самая новомодная.
– На каких инструментах ты сейчас записываешься?
– В двух словах этого не расскажешь, масса специальных терминов… Если кто-то думает, что современного звучания можно достигнуть запросто, нажав пару кнопок на компьютере, он заблуждается. Нужно очень хорошо знать всю эту технику.
– Итак, сейчас ты как “Господин Дадуда” записываешь уже 3-й альбом?
– Да, и он должен получиться не менее “горячим” и хитовым, чем предыдущие. Надеюсь. Его рабочее название “Учительница секса”, или “Баба с возу”.
Константин ГРИГОРЬЕВ.