«НОМ» – «Оттепель» *** (Слушать, 18+)

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2016, «Союз Мьюзик»

«Нетрудно догадаться, что название «Оттепель» не случайно – на ум приходят культовые фильмы 60-х, образ секретаря Хрущева, белые рубашки с закатанными рукавами, физики и лирики, вечера в Политехническом, а также See Emily play, The Shadows, Power of Flowers, несбывшиеся политические надежды и многое другое», – сообщает нам пресс-релиз и, естественно, врёт. Какие там физики и лирики в белых рубашках, если на лукавых лицах музыкантов «НОМа» написано несомненное желание дурить публику в полный рост? «Приложите к этому творческий метод драматического идиотизма, и вы получите абсолютно уникальный, не похожий на все предыдущие новый продукт Королей Санкт-Петербурга», – продолжает аннотация, и вот это уже больше похоже на правду. Насчёт уникальности «Оттепели» я бы поспорил, ибо на прежних альбомах «НОМ» порой чудесил и сильнее, но их «драматический идиотизм» действительно крепнет и принимает порой неожиданные формы. В «Оттепели» «НОМ» издевается то над советской эстетикой, то над современной геополитикой. Слушать пластинку нужно осторожно – ибо в 2016 году отвязанные песенные рассуждения об оранжевой революции и борьбе с москалями многих могут шокировать. С «НОМа» при этом взятки гладки – похоже, кое-где они сгущают краски специально для того, чтобы никто не заподозрил их в нормальности.

«Оттепель» изобилует невероятно по нынешним временам длинными треками – 6, 7 или 9 минут. Вступление называется «Увертюра-твист», и действительно это отчасти музыка 60-х: так «номовцы» завлекают в свои цепкие лапы любопытных зрителей, чтобы потом подвергнуть их психологическим опытам. Не столь прекраснодушный слушатель, впрочем, сразу заподозрит неладное – твист здесь изрядно сдобрен жутковатым сёрфом, а реплика «е-е» то и дело произносится зловещим голосом а-ля Фантомас. После такого начала следует трек «Оттепель», где «НОМ» ловко смешивает настроение «советского easy listening» со злобным текстом «а нам Хрущ устроил оттепель, козлами будем мы скакать теперь» и взвинченным вокалом Варвары Зверьковой. Ещё до конца песни вся ностальгическая благостность из неё исчезает, уступая место скрежету и беспросветности. Далее маскироваться под ласковые 60-е «НОМ» не намерен, переходя рубленый на язык агитбригад: «Слушай музыку революции, зазомбированный колорад!» – жестит группа в треке «Музыка революции», хотя и чрезвычайно утрированно. В «Гостях-2» музыканты пытаются отогнать от альбома даже самых любопытных, используя для этого оперный бас Александра Ливера. Упрямцев, оставшихся у колонок, ждёт кавер-версия «Карлиц» Михаила Елизарова, которую можно назвать забавной, если это слово вообще уместно применительно к «НОМу». Шестым треком идёт вообще не песня, а былинный мини-мюзикл «Мох и посланник» с сюжетом, опять-таки вдохновлённым российско-украинскими взаимоотношениями. Финальную точку в раскрытии темы ставит «Украинская лирическая», где «НОМ» по крайней мере обходится без мата, чем намекает на свой недюжинный потенциал в создании лирических песен.

Оставив наконец в покое хохлов с москалями, в конце альбома музыканты «НОМа» берутся за Микаэла Таривердиева, беспощадно спародировав его «Маленького принца» в своём «Времени», и за свиней, за которых проникновенно хрюкают в финальном треке «Свиньи».

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»