ГОРЯЧЕЕ КИНО ИЗ ТЕПЛОГО СОЧИ

За что люблю “Кинотавр”, так это за то, что проходит он, во-первых, в курортном городе, во-вторых, прилетаешь на кинофестиваль на целых полмесяца, а не на какие-нибудь восемь дней и семь ночей, и, в-третьих, самое главное – смотришь, смотришь и смотришь кино. Где еще такое возможно?

Помните, в старые добрые времена “пойти в кино” всегда было событием, значительным или не очень, в зависимости от того, что смотрели, что происходило вокруг этого. Сейчас в кинотеатр хожу редко. Когда была в кинотеатре в Москве последний раз, пожалуй, и не вспомню, а здесь, на кинофестивале, сам Бог велел окунуться в море кино.

Познакомившись с программами конкурсных фильмов VIII Открытого Российского и IV Международного кинофестивалей (Марк Рудинштейн объединил под эгидой “Кинотавра” два фестиваля), захотелось посмотреть как можно больше советских фильмов. Понимаете, о чем я? Не только фильмы производства России, но и тех советских республик, которые когда-то были нашими соотечественниками, сейчас стали близкими соседями и остались добрыми друзьями.

Правда, первый же фильм “КЛАДБИЩЕ ГРЕЗ” (Грузия, 1996, реж. Георгий Хайндрава) о войне, о том, как компания молодых людей отправляется в Абхазию. Но не только о войне рассказ, уже в самом названии этой ленты есть некая символика…

В советскую эпоху кинокартины студии “Грузия-фильм” любили и ждали, потому что в них было столько своеобразного юмора и мудрости одновременно, какой-то теплоты и необычайной доброты. Не обманула ожиданий и дебютная работа Г.Хайндравы. Фильм шел на грузинском языке, титры – на английском, но все было понятно и так. Настоящий талант в переводе не нуждается. Дурацкая, глупая смерть героев в конце фильма обрывает бег времени. У войны не бывает будущего…

В отличие от грузинского фильма в киноленте “ТАНГО НАД ПРОПАСТЬЮ” (Молдавия, 1997, реж. Игорь Талпа) раздражало все, несмотря на то, что все говорили по-русски. Манера игры актеров – это уровень какого-нибудь народного театра. Не спас ситуацию даже Лев Дуров. Диалоги написаны примитивно, поступки героев просчитываются на десять ходов вперед, сюжет не отличается новизной и свежестью: бывший офицер Советской армии, проживший за рубежом некоторое время, возвращается на родину, попадает “в переплет”, взялся мстить своим обидчикам, но оказывается в еще большем “переплете”, из которого выхода только два: либо сесть на скамью подсудимых, либо стать частью преступной группировки. Какой путь выбрал герой, узнать почему-то не захотелось.

“БЕСНОВАТЫЕ” (Россия, 1996, реж. Владимир Сухоребрый).

От того, как играет исполнитель главной роли, зависит очень многое, если не все. Из фильма, о котором идет речь, мог бы получиться классный триллер, но Евгений Редько, играющий Ицхака Гутмана, сделавшего головокружительную карьеру музыкального продюсера в Германии, куда он эмигрировал из России в начале 80-х годов, не убеждает. Ни своими поступками, ни манерой разговаривать, ни стилем одежды. Не верю я, что передо мной преуспевающий шоу-бизнесмен, особенно когда он хвалится перед своей женщиной (ее играет Инара Слуцка, если бы не она, то и глаз остановить не на ком), как первоклассник новым велосипедом, сколько у него домов по всему миру разбросано, а в Подмосковье вот один пока; или когда в его “прикиде” бросается в глаза такая деталь, как белые носки под черные туфли. Не может богатый человек позволить себе такое стилевое несоответствие.

И еще. Очень долго убивают и не могут убить проштрафившегося героя. Это он в Германии преуспевающий, а здесь, в России, не угодил кому-то, рискованно играл, поэтому решили его “замочить”. Но делали все как-то непрофессионально: и с ножом нападали, и машиной сбивали, и из пистолета в него стреляли, и в морг складывали, а он все никак не поддается. У кого хватило терпения досмотреть до конца, пусть расскажет мне, чем все-таки кончились эти мытарства, а то фильм затянулся, а мне пора было идти на встречу с творческой группой картины “БРАТ” (Россия, 1997, реж. Алексей Балабанов).

Зал Зимнего театра, где проходили показы, был битком. Фильм ждали. И правильно делали. Сережа Бодров, который исполняет главную роль, настолько естественно и органично существует в пространстве кино, что не замечаешь никакой игры, просто любуешься им, веришь всему, что он делает, воспринимаешь его целиком таким, какой он есть. Он натуральный. Подозреваю, что это разновидность таланта. За эту правдивость зал не раз награждал Сережу аплодисментами. Фильм “Брат” смотрится как продолжение фильма “Кавказский пленник”, где С.Бодров играл тоже (наверное, помните, нельзя не помнить). Так вот, мальчик, хлебнувший войны, возвращается в свой городок под мамино крыло. Но не усидел дома, а отправился к старшему брату в Питер. Брат, как оказалось, работает… киллером. Ну и пошло, поехало. Данила Багров такой симпатичный, хороший, правда, убивает направо и налево, но расправляется он с плохими людьми, а не со всеми подряд…

Сергей Бодров получил на “Кинотавре” премию за лучшую мужскую роль, а фильм “Брат” – “Гран-при” фестиваля. Так что успех налицо. Попал мальчик в десятку (я имею в виду актера). Пора снимать третью серию, рассказывающую о том, как сложилась судьба Багрова в Москве (в финальных кадрах фильма Данила на попутке катит в первопрестольную).

“ШИЗОФРЕНИЯ” (Россия, 1997, реж. Виктор Сергеев). Профессия киллера сейчас очень популярна, поэтому и фильмов с такими персонажами или с тем, что с ними связано, снято немало. Эта картина о трагической судьбе человека, которому уготована судьба убийцы, решена в жанре политического детектива. В главной роли Александр Абдулов. Заняты еще Александр Збруев, Леонид Броневой, Армен Джигарханян. Главный консультант – Александр Коржаков.

Бурный диспут после просмотра показал в который раз, что поэт в России больше, чем поэт. Журналисты с пристрастием допрашивали съемочную группу, кого она поддерживает, против кого выступает, почему не убраны из фильма политические реалии сегодняшней жизни, чей же вертолет все-таки был послан для убийства банкира. Фигура Коржакова вызвала необычайный интерес прессы в связи с тем, почему именно он консультировал ленту, а не кто другой, и что это значит. Художественные особенности фильма и хорошие работы актеров как-то волновали меньше всего, а жаль.

“ПРИНЦЕССА НА БОБАХ” (Украина, 1997, реж. Вилен Новак).

Послужной список у режиссера большой, но я шла “на актрису”. В главной роли – Елена Сафонова. Этим сказано многое. Да и партнер ее – Сергей Жигунов – тоже хорош. А в фильме он просто идеальный герой: и красив, и деликатен, и нежен, и внимателен, и добр, и настойчив в достижении своей цели, как и подобает настоящему мужчине. И главное – богат. Единственный недостаток – фамилия подкачала: Пупков он. И вот решает Дима сменить фамилию, чтобы добавить блеска своим коммерческим делам, посредством фиктивного брака с героиней Сафоновой, которая оказалась потомком из рода графа Шереметева. Похоже на сказку? Очень. Здесь много и других фантастических событий. Но я порадовалась за Нину, она не осталась на бобах, как обещано в названии фильма, а находит любовь. Главная заслуга фильма в том, как показан процесс сближения двух людей, как два человека все-таки сумели найти общий язык и точки соприкосновения, души их настроились на одну волну. Мужчина и женщина идут навстречу друг другу – что может быть интересней и увлекательней?

“СТРАННОЕ ВРЕМЯ” (Россия, 1997, реж. Наталья Пьянкова).

О любви, или, вернее, о трех любовях и этот фильм, но получился он не такой розовый, как предыдущий, хотя снят женщиной (а может, именно как раз поэтому?). Жизненные истории, рассказанные актерами Еленой Майоровой, Олегом Фоминым и Глебом Сальниковым, любопытны, странноваты на первый взгляд. Но только на первый. Все так и есть, ведь живем, по утверждению режиссера, в странное время.

Что же касается эпизодов с голой натурой, то ничего шокирующего в них не было, хотя многие журналисты на пресс-конференции настаивали на такой трактовке. (Голых, что ли, никогда не видели?). Обсасывали эту тему долго, то забывали, то вновь возвращались к ней. Запомнились две фразы, сказанные режиссером и актрисой. На вопрос, как раздевали актеров, Наталья Пьянкова ответила, что была удивлена, “насколько наши русские актеры готовы к оголению”. А Елена Майорова, готовясь раздеться перед камерой, долго переживала, думала об этом, как-то готовилась, а потом решила все очень просто – попросила раздеться оператора…

Если имя Н.Пьянковой стало известно только в 1993 году после выхода фильма “С Новым годом, Москва!”, то Кира Муратова заявила о себе как режиссер лет на 30 раньше. Кира Георгиевна -– мэтр отечественной кинематографии, но фильмы ее меня всегда мучили, выводили из равновесия, все в них было необычно, люди какие-то придурковатые, герои чокнутые, в них всегда много плохого, жестокого, страшного, злого, человеческие отношения на надрыве, чувства на грани, характеры на взводе, ну и т.д. Такое нравиться не может.

А в “ТРЕХ ИСТОРИЯХ” (Россия, 1997) и вовсе все герои – от медсестры до ребенка – убийцы. Но я не хочу касаться содержания, чтобы не начать копаться в себе и не найти чего-то такого, о чем и подумать нельзя. Что меня поразило в фильме, так это его изобразительное решение. Например, Сергей Маковецкий, ведущий немой диалог с павлином в зоопарке. Рената Литвинова, жутко-прекрасная в своей одержимости исполнить страшную миссию. А в последней истории черный кот, укравший тушку курицы, несущий ее по забору куда-то – красивый зверь за работой. Все это можно рассматривать, как дорогое ювелирное изделие большого мастера. Заслуга оператора Геннадия Карюка здесь так очевидна, что на Торжественном закрытии фестиваля при получении премии за режиссуру К.Муратова в ответном слове дважды упомянула о нем.

“КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА” (Россия, 1997).

Режиссер фильма Гарик Сукачев – уже интересно. Один из авторов сценария – Иван Охлобыстин. Тоже хорошо. Ну и, наконец, снимались в фильме: Дмитрий Харатьян (главная роль), Михаил Ефремов, Федор Бондарчук (оба мельком)… Специально перечислила молодых кинематографистов, задействованных в этом кино, чтобы было видно, как все они идут в одной упряжке, недаром же все они здесь собрались. Пришла, видимо, пора высказаться. Действительно, сорок лет для мужчины в некотором роде возраст критический. Если женщина в сорок только начинает жить и думать о себе, освободившись от деторождения и забот об отпрысках, то мужчины к этому сроку так уже устали от жизни, от работы, от всех передряг, доставшихся им в бурной молодости, что им уже ничего не нужно, остается только вспоминать прошлое… Что ж, если там было что-то стоящее… Хорошие слова хочу сказать Евгении Добровольской, работающей в паре с Д.Харатьяном, и особенно Татьяне Лавровой – эпизод, но как сыгран! Вот что значит большая актриса.

“ПРИЯТЕЛЬ ПОКОЙНИКА” (Украина, 1996 – 1997, реж. Вячеслав Криштофович).

Вот уж у кого действительно кризис, так у героя этого фильма (Александр Лазарев). Жена уже год как стесняется сказать, что уходит, детей нет, работы тоже и не придвидится. Жить надоело. Молодой человек заказывает убийство… самого себя. Но потом передумал… Актер на экране интересен, и хочется надеяться на новые встречи с ним в кино.

Прежние работы режиссера “Володя большой, Володя маленький”, “Одинокая женщина желает познакомиться”, “Ребро Адама” запомнились и оставили хорошее впечатление. И эта картина вполне вписывается в обойму удач.

И напоследок о трех фильмах, стоящих как бы особняком.

Это “ПРИВЕТ, ДУРАЛЕИ!” – комедия Эльдара Рязанова, в главных ролях Татьяна Друбич, снявшаяся у маэстро впервые, и Вячеслав Полунин, известный “лицедей”. Но, к сожалению, роли эти, мягко говоря, не стали событием. Полунин, человек с такой фактурой, говорил голосом и интонациями Мягкова из “Иронии судьбы”, поэтому постоянно видишь физиономию Андрея перед глазами, что очень мешало.

Вторая картина – “НЕ ВАЛЯЙ ДУРАКА…” (Россия, 1997, реж. Валерий Чиков), названная авторами сентиментальной пародией. Добрый, смешной, иногда грустный фильм о приключениях американцев в России. В ролях: Михаил Евдокимов, Сергей Агапитов (для многих этот актер, клоун, к сожалению, уже ушедший из жизни, станет открытием), Ольга Остроумова, Лев Дуров, Валерий Золотухин.

Ну и третий фильм – историческая лента “ЕРМАК” (Россия, 1989 – 1996, реж. Владимир Краснопольский и Валерий Усков). Достаточно сказать, что режиссеры эти – авторы эпопей “Вечный зов” и “Тени исчезают в полдень”. Названная лента снималась долго, сами понимаете, из-за чего, но ни на какие компромиссы съемочная группа не шла. Стоит упомянуть об одном любопытном факте: фильм начинали делать с американцами (они давали деньги) и одним из их условий было снимать в роли Ермака Тимофеевича либо Арнольда Шварценеггера, либо Дольфа Лундгрена. Представляете? На такое из наших никто не согласился.

Наталья МАКСИМОВА.

Фото Саши КУБАНСКОГО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАНН II: РУССКИЕ В КОНКУРСЕ
ДОНИ РОБЕРТС И ЕЛЕНА РОСТОВА – АРТИСТЫ С ДУШОЙ
“КРЕМЛЕВСКИЕ ВЕЧЕРА” МИРЕЙ МАТЬЕ
Вероломному времени даешь по рукам!
ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ДЖЕФФ БАКЛИ БЫЛ СОВЕРШЕННО ТРЕЗВЫЙ
РАССТАВАТЬСЯ НЕ БУДЕМ!
И ЭТО ВСЕ БЛАГОДАРЯ М. Г.Р
SUPERGRASS – IN IT FOR THE MONEY
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ “КИНО”
“КИНОТАВР” имени Павла Гусева
ЧТО НАША ЖИЗНЬ? “СВОЯ ИГРА”!
ЛЮБИМОВ ПОСТАВИЛ И ВЫИГРАЛ – НА ТУЗА!
МОСКОВСКАЯ БОЛГАРКА
СУПЕРКОНЦЕРТ САШИ ГРАДСКОГО


««« »»»