«Марсианин»: картофель в кучке именных фекалий

Марсианин постер

Марс, кажущийся таким близким, а теперь и вполне доступным, всегда был окутан романтическим ореолом для поколения людей, грезящего коснуться рукой до его пустынной красной почвы. До Луны человек смог дотянуться и даже нагло потоптался на ее поверхности, поэтому и освоение Марса уже не кажется чем-то фантастическим. К тому же, планета, оказывается, не столь безжизненна – ученые обнаружили-таки воду на красной глади – ровно за неделю до мировой премьеры фильма «Марсианин», который и без этого непреднамеренного пиар-хода со стороны NASA, был одним из самых ожидаемых блокбастеров 2015 года.

Ждать премьеру «Марсианина» на больших экранах было действительно за что. Фильм снят на основе одноименного мирового бестселлера американского писателя Энди Уира, а продюсеры щедро одарили картину стомиллионным бюджетом, не поскупившись и на маркетинг – на протяжении целого года то тут, то там появлялось жалобное лицо Мэтта Деймона в скафандре, умоляющего вернуть его домой. Реклама сработала – «Марсианин» окупил свой бюджет всего за неделю международного проката. И за это студия должна благодарить, в первую очередь, «великого и ужасного» режиссера Ридли Скотта.

В последнее время старичок Ридли стал безнаказанно филонить, то снимая высокобюджетную помпезную пустышку вроде «Исхода», то ударяясь в архистранное авторское кино, коим можно назвать его «Советника». И даже «Прометей», являясь достаточно неплохим космическим фильмом, умудрился попасть под шквал негодования зрителей. Но Скотт, кажется, никогда не растратит свой кредит доверия, честно заработанный «Чужим», «Бегущим по лезвию» и «Гладиатором». Вот и в «Марсианине» он показал, за что студии доверяют ему свои миллионы и в 77 лет. Безупречно отточенную визуализацию кадра режиссер удачно наполнил аутентичным изображением пустынного Марса. Локейшн-скаут может смело просить прибавку к своей зарплате – иорданская пустыня Вади Рам с подрисованными марсианскими горами неотличима от привычных для нас изображений красной планеты. Большую работу проделали VFX-специалисты – спецэффекты выполнены мастерски и поражают своей реалистичностью! А наработки реквизиторной части удачно перекочевали из «Прометея», но все космическое оборудование и атрибуты тщательно переработаны и допилены. Можно смело говорить, что визуально фильм безупречен.

Однако, как бы мы не восторгались внешним лоском «Марсианина», ко второй половине фильма начинаешь постепенно уставать от просмотра. Сценарист картины Дрю Годдард, удачно отметившийся фильмами «Монстро» и «Хижина в лесу», в этот раз не смог приковать внимание к происходящему на экране до победного конца. Годдард, ловко скинувший «скучные и никому не нужные» технические моменты из книги Энди Уира, упаковал фильм в доступный брикет, который придется по зубам любому человеку, не имеющего даже малейшего представления о космической науке. Но при всем этом сюжет получился слишком простым и предельно понятным – предугадать развивающиеся события не составит никакого труда. Прямолинейность «Марсианина» щедро сдобрена многочисленными голливудскими клише и довольно шаткой драматической линией. Но все же главная ошибка создателей фильма в том, что они так и не смогли передать одиночество, страх и бессилие главного героя перед ликом огромной пустынной планеты, на которой Марк Уотни остался совсем один. Хотя, когда ему бояться? Он бороздит просторы Марса на космомобиле, выращивает картофель в кучке именных фекалий и очень много шутит!

Юмора в фильме действительно в избытке, и любимой темой для шуток Марка Уотни является «ужасный», по его словам, музыкальный вкус капитана экипажа. Саунд-продюсеры «Марсианина», кажется, вдохновились успехом саундтрека «Стражей галактики», – фильм щедро сдобрен ретро-хитами, включающими песни ABBA и Донны Саммер. Но если в «Стражах» саундтрек действительно удачно гармонировал с действием, то тут создатели слегка перегнули дирижерскую палочку. Чего только стоит космический видеочат под гитарные напевы Дэвида Боуи, в котором развеселые астронавты сообщают своим родным, что они не увидят их еще года полтора. В подобные моменты диско-музыка надоедает не меньше, чем обилие шуток от Марка Уотни.

По большому счету, на Уотни и строится основной диалог фильма со зрителями. И Мэтт Деймон смотрится весьма уверенно в образе брошенного астронавта. Сказать, что отыграл он великолепно, конечно, будет неправдой. Деймон смотрелся достойно, но без какого-либо намека на пышную актерскую игру. Разумеется, можно списать это на драматическую несерьезность фильма, но Деймон играет одинаково практически на протяжении всей своей карьеры. Зато после просмотра «Марсианина» можно убедиться, что, если вдруг он решит завязать с актерством, то легко может стать отличным видеоблоггером.

Вообще, кастинг в фильмах Ридли Скотта зачастую очень странный – достаточно вспомнить египетскую версию Сигурни Уивер во все том же печальном «Исходе». Вот и в «Марсианине» Скотт зачем-то заменил оригинального персонажа-индуса на Чиветеля Эджиофора, а кореянку – на белокожую Маккензи Дэвис. Непонятен такой ход со стороны режиссера, если учесть, что их персонажи не привлекают на себя много внимания при живом то Уотни-Деймоне в кадре. Зато таким хорошим актерам, как Джефф Дэниелс и Шон Бин, достались вялые и плохо прописанные персонажи второго плана. Дэниелсу, играющего роль не кого-нибудь, а самого директора NASA, утирает нос молодой выскочка, практически на пальцах, как ребенку, объясняющий ему теорию траектории космического корабля!

Получилась ли у Ридли Скотта умная научно-фантастическая кинолента? Скорее, нет, чем да. Никто не собирается спорить о точности астрофизических расчетов, заверенных и перепроверенных NASA, или о возможности вырастить картофельный урожай в кучке собственных экскрементов. «Марсианин» может стать неплохим времяпрепровождением для многих, тем более, что нечасто мы можем увидеть в кинотеатрах космический фильм, приправленный щедрой порцией юмора. Но поставить картину в одну когорту, например, с «Интерстелларом» или «Космической одиссеей» Стенли Кубрика, как это делает большинство людей, мы, пожалуй, не решимся!

Марсианин (The Martian)

Год: 2015

Жанр: фантастика, приключения

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Ридли Скотт

Сценарий: Дрю Годдард, Энди Уир

Продюсер: Марк Хаффам, Саймон Кинберг, Майкл Шефер

Оператор: Дариуш Вольски

Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс

Художник: Артур Макс, Роберт Каупер, Моника Эстан

В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Чиветель Эджиофор, Кристен Уиг, Джефф Дэниелс, Майкл Пенья, Шон Бин, Кейт Мара, Себастьян Стэн, Аксель Хенни

Бюджет: $108 000 000

Мировая премьера: 11 сентября 2015

Премьера в РФ: 8 октября 2015, «Двадцатый Век Фокс СНГ» 3D

Продолжительность: 144 мин. / 02:24


Андрей Горовой

Ценитель кинематографического многообразия.

Оставьте комментарий



««« »»»