Александр Ф. Скляр и «Ва-Банкъ» – «Ястреб» ***

2016, «Союз Мьюзик»

Впервые за десять лет на обложке альбомов Александра Ф. Скляра появилось название группы «Ва-Банкъ». Впрочем, новость о воссоединении коллектива большого резонанса не вызвала, ибо музыка нового «Ва-Банкъ» не слишком отличается от сольного Скляра. Если полтора десятка лет назад в этом разделении на жёстко-роковое групповое и джазово-романсовое сольное творчество был практический смысл, то теперь даже обновлённый состав группы заточен отнюдь не на альтернативную «тяжелятину». Таким образом, надпись на обложке – это просто надпись на обложке. Название же альбома определённо имеет двоякий смысл: это и красивая гордая птица, нарисованная для обложки сыном Скляра Петром, и выражение политических взглядов Александра Феликсовича, о которых он столь громко заявил в некоторых недавних песнях. Дискуссию на тему «Может ли рок-музыкант занимать имперскую позицию?» мы отложим до лучших времён, а пока заметим, что на альбоме политика отразилась самым серьёзным образом. Лирика и романсы в трек-листе перемежаются с пафосными биографическими песнями, причём Скляр теперь предпочитает выражаться самым открытым текстом, не вуалируя ничего за сложными образами. Из-за этого «Ястреб» получился крайне эклектичным: слушателя помотает из кабаре да на демонстрацию, и, скорее всего, композиции в не самых доходчивых музыкальных жанрах запомнятся ему хуже, чем треки «Миллионы» и «Мясотело». По идее, пластинку можно было разделить на два если не полноценных альбома, то макси-сингла – но что-то заставило Александра Ф. Скляра этого не делать.

Инструментальное «Интро» сначала обещает пластинку лёгкую и театрализованную, как цирковой парад-алле, но затем сменяется тревожным нойзом. Резкий и рубленый «Анзер», названный в честь острова Соловецкого архипелага, напоминает ранний «Ва-Банкъ», по спирали вернувшийся на новый уровень. В «Калечинке» Скляр работает с почти фольклорными образами, а заглавный трек – строгая философская рок-баллада с жизнеутверждающим посылом. Узнаваемый голос может даже подействовать на кого-то расслабляюще – но тут певец перестаёт ходить вокруг да около и переходит на предельно простые поэтические приёмы. «Мясотело», за вычетом неистового припева, – это зарифмованная под рок-н-ролльный ритм автобиография Александра Ф. Скляра на фоне биографии страны: «трагическим ударом стал для нас Афганистан»; «потом кровавый путч, и полетело всё к чертям, в страну мою вселился пьяный бес, окраины восстали, полыхнула вся Чечня, и все гадали, кто куда залез» и т.д. По этой песне можно изучать консервативно-патриотический взгляд на историю России, но вот образцом зрелой поэзии она точно не является. Вероятно, для Скляра было важно оставить именно самый простой ученический текст, чтобы донести свою позицию. Чуть в меньшей степени это относится и к песне «Миллионы», где чётко рассказывается, что должен делать русский, когда война на пороге, но по крайней мере не упоминается Донбасс. Приём оказывается столь заразительным, что перекочёвывает и в песню «Вертинский» – убедительную стилизацию под Вертинского, в тексте которой Скляр компилирует драматические факты из биографии Александра Николаевича. «И Крым разделил на своих и чужих» – это про Вертинского, а вы что подумали?

Высказавшись таким образом на вечные и болезненные темы (ещё одна неоднозначная песня про взятие Манхэттена в альбом не вошла), Скляр как ни в чём не бывало возвращается к размеренным и рассудительным интонациям. Красивая баллада «Всё моё», романс «Я жизнь люблю», новая «песня моряков» «Ныряльщик», шансонное возвращение к одному из любимых персонажей в «Любви и смерти Бабулины Лонгории» и театральная кода «Viva La Vie» – альбом, скорее всего, оставит публику в состоянии некоторого недоумения. Которое, скорее всего, выразится в желании получше во всём разобраться и переслушать если не все, то некоторые песни.

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»